«Путешествие капельки» Совместная деятельность с детьми второй младшей группы |
вт., 04.05.2021 |
Составитель:
Алеева Анастасия Николаевна,
воспитатель
МАДОУ "Детский сад №40-ЦРР" г.Тобольска
Пояснительная записка
Совместная деятельность с детьми «Путешествие капельки» составлена в соответствии с основной образовательной программы дошкольного образования для детей четвертого года жизни в рамках реализации тематического проекта «Вот она какая, осень золотая!»
Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, закаливающих процедур, ухаживанием за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений детей о свойствах и значении воды в жизни, живых существ и для здоровья людей, формируя, тем самым, целевые ориентиры определенные федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Выбирая темы для наших проектов, мы всегда опираемся на интересы, потребности детей, возникающие на данный момент. Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, является вода. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, закаливающих процедур, ухаживанием за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья людей.
Результат проектной деятельности во многом определяется хорошо организованной, разнообразной и содержательной предварительной работой. Ежедневно во время прогулок вместе с детьми наблюдали за природными явлениями (облаками, дождём, снегом, льдом, сосульками, капелью, лужами, ручейками), отмечали изменение состояний воды в зависимости от сезона.
Игры-занятия по экспериментированию являются одновременно и играми по развитию речи. В процессе обыгрывания проблемных ситуаций в играх-занятиях всегда ведут непрерывный разговор с детьми. Такая организация совместной деятельности стимулирует речевые высказывания детей, способствует речевому подражанию, а в дальнейшем организует диалог с игрушечными персонажами или со взрослым, тем самым стимулирует развитие коммуникативной функции речи детей.
Большая роль в осуществлении поставленных задач была отведена специально организованным занятиям по познавательному и речевому развитию детей. В своей работе мы использовали разные виды занятий - обучающие, интегрированные, коррекционные: «Водичка - водичка», «Умываться нужно всем», «Дождик босиком по земле прошёл», «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой».
Очень интересно был организован и проведён цикл целевых экскурсий «Вода нужна всем». Дети побывали на пищеблоке, где познакомились с нашими замечательными поварами, а те в свою очередь рассказали о своём труде и первом помощнике – воде. Дети посетили прачечную, где наблюдали за разными видами работ, сравнивая с трудом мамы в процессе стирки белья.
Технологическая карта занятия
Тема занятия: Совместная деятельность с детьми «Путешествие капельки»
Возрастная группа: 3-4 года
Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативная, познавательная, речевая, художественно - эстетическая, физическая.
Место занятия в изучаемой теме: Занятие проводится в рамках тематического проекта «Вот она какая, осень золотая!».
Цель: Расширить и систематизировать знания детей о воде, её значении для всего живого.
Задачи:
- Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой.
- Развивать стремление детей активно вступать в познавательное и речевое общение, отвечая на вопросы, активизировать и обогащать словарь детей именами прилагательными, обозначающие качества и свойства предметов, используя игры – эксперименты.
- Формировать технические навыки изобразительной деятельности в рисование (пальчиковыми красками) и в аппликации (наклеивание на картон готовых форм).
- Воспитывать любознательность, речевую и познавательную активность и интерес к экспериментированию, бережное и созидательное отношение к окружающей действительности.
Планируемые результаты: На основе обогащения представлений об окружающих предметах: развивается речевая активность детей; слушают и понимают речь воспитателя, отвечают на вопросы в процессе игр, используют в речи слова, обозначающие названия предметов ближайшего окружения проявляют самостоятельность и инициативу. Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (дети задают вопросы природоведческого характера, устанавливают причинно-следственные связи). В ходе работы над проектом у детей сформировалось бережное отношение к водным ресурсам. Участвуют в практическом экспериментировании. Используют технические навыки в самостоятельной работе. Проявляют активность, интерес, соблюдают элементарные правила взаимодействия в коллективе.
План реализации проекта: просмотр с ребенком мультфильмов о воде для накопления информации о воде; проведение опытов дома: «Водяные превращения». Создание папки «Круговорот воды в природе»; консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»; фото выставка «Что такое вода? Для чего она нужна?»; выставка рисунков «Как наша семья бережёт воду»; проведение опытов дома: «Водяные превращения».
Ресурсы: картинки: речка, море, лужа, тучка, капли воды, рыбки, растения, цветы, ребёнок купается, дети пьют воду; лейки с водой, комнатные растения; одноразовые стаканчики с водой, молоком, салфетки, фартуки, шапочки, бумажные капельки и тучка.
Ход занятия
Этап занятия |
Содержание и деятельность воспитателя |
Деятельность воспитанников |
Планируемые результаты |
Формируемые УУД |
Организационный момент
Основной
Познава тельно- экспериментальная:
Физкультминутка
Опыт «Вода – бесцветная»
Фокус «Окрашивание воды»
Аппликация «Волшебный дождь»
Рефлексия |
- Ребята, послушайте, что это за звуки?» - Действительно, так капает вода. - А откуда она может капать? Воспитатель одевает маску капельки. -Ребята, сегодня я Капелька и приглашаю вас в путешествие, в царство воды.
Вы ребята слышали о воде? Кап-кап Говорят она везде! Кап-кап В луже, в море, в океане Кап - кап И конечно же есть вода и в кране. Кап - кап Так ли это? Как вы думаете?
Воспитатель обращается к детям: - Ребята, а где же живут наши сестрички – Капельки? Рассмотрим картинки, где живет вода (река, лужа, море). Вот где живут Капельки! - Как, вы думаете кому нужна вода? - Правильно ребята все живое на земле без воды не проживет!
Капля раз, Капля два А потом, а потом Все бегом, бегом, бегом Мы зонты свои раскрыли От дождя себя укрыли.
Воспитатель обращает внимание детей на 2 стаканчика с водой, молоком и ложечки, стоящие на столе: - Что находится в стаканах? - Молодцы, действительно в одном стакане вода, а во втором молоко. - Опустите ложечки в стаканы. - В каком стакане ложечку невидно? Почему? Ребята вода не имеет цвета, она прозрачная! - Воду называют Волшебницей!
- Ребята, а вы знаете почему воду называют Волшебницей? - Вода умеет окрашиваться в различные цвета. Хотите узнать как? - Тогда я сейчас превращу вас в фокусников! - Раз, два, три – ребятки покружились и в фокусников превратились. -Я для вас приготовила волшебные баночки, и если сказать волшебные слова, вода в банках окраситься. - Попробуем? - Повторяйте за мной: - Ты вода – водица стань Не светлой, а разноцветной!
-В какой цвет превратилась вода у вас?
- Ребята, капельке очень понравилось с нами играть, но посмотрите, она заскучала.
- Вы видели дождик, как идет? - Капельке скучно без своих подружек! Вас ребяток много, а она одна. - Посмотрите на доске большая тучка. – Наклеим клеем тучке много подружек, таких же капелек. - Молодцы! У нас получился проливной дождик!
Воспитатель включает презентацию про воду. - Ребята воду нужно беречь! Не оставлять кран открытым! Пообещаем капельке, что мы будем беречь воду? - Капелька говорит мне, что ей пора возвращаться к тучке, к своим подружкам. - Наше путешествие капельке очень понравилось! - До свидания ребята! До новых встреч! |
Дети прислушиваются. - Это капает водичка!
В ванной! Из крана!
Дети отвечают и выполняют движения по образцу воспитателя (по ладошке пальчиком стучат).
Дети внимательно слушают, рассматривают, картинки на магнитной доске и отвечают: - Вода живет в маленькой луже. - Вода живет в большом море, в длинной реке.
Дети отвечают: - Вода нужна рыбкам, цветочкам.
- Прыжки на носочках.
- Бегут на месте.
-Разводят руки в сторону. - Сомкнули руки над головой.
Дети с интересом рассматривают и трогают стаканчики.
Определяют что в одном стакане вода, а во втором молоко.
Дети опускают ложечки в стаканы - Ложку невидно в стакане с молоком. Потому что молоко белого цвета. А вода прозрачная.
Дети внимательно слушают воспитателя и включаются в совместную деятельность: - А как можно окрасить воду?
- Да хотим стать волшебниками! Дети повторяют вслух порядок чисел и кружатся на месте. Надевают на голову волшебные колпачки основных цветов (красного, синего, зеленого, желтого). Повторяют вслух основные цвета.
Дети отвечают: - Да, хотим покрасить воду!
Дети размешивают воду волшебными кисточками и красками. Произносят слова, повторяя за воспитателем. -Ура! Вода окрасилась!
Дети отвечают, у какого какой цвет получился.
Дети сочувствуют капельке, отвечают: - Что же с капелькой? - Почему капелька заскучала? - Надо капельке нашей помочь! - Да, конечно видели. - Много капелек с тучки капает.
Дети наклеивают подружек для нашей гостьи.
-
Дети внимательно просматривают каждый слайд.
Дети отвечают: - Да, конечно будем, беречь воду!
Дети прощаются с капелькой: - До свидания наша волшебная гостья! Приходи к нам еще, мы будем всегда рады тебе! С тобой капелька было очень интересно и весело! |
Мотивирование детей к предстоящей деятельности.
Эмоционально откликаются на услышанное.
Проявление интереса и активности.
Дети воспроизводят простые движения по показу взрослого.
Принимают игровую ситуацию.
Участвуют в практическом экспериментировании.
Участвуют в опытах -экспериментах.
Дети выполняют последовательность опыта, проговаривая речью свои действия.
Участвуют в практическом экспериментировании.
Проявляют умение запоминать и повторять по словесному показу.
Участвуют в практическом экспериментировании.
Соблюдают элементарные правила взаимодействия со сверстниками во время совместной деятельности. Отвечают небольшими предложениями. Рассуждают вслух.
Дети с удовольствием выполняют аппликацию коллективно. Оценивают результаты своего творчества.
Обсуждают, что интересного и нового узнали. Что запомнилось больше всего.
|
Умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.
Умение детей проявлять самостоятельность.
Умение определять объекты и явления окружающей действительности.
Умение осуществлять действие по образцу
Развитие любознательности.
Умение выделять существенные признаки объекта
Умение ориентироваться в пространстве
Умение отвечать на вопросы.
Умение взаимодействовать со сверстниками.
Умение работать по показу взрослого.
Умение следовать последовательности экспериментальной деятельности.
Развитие эмоционального позитивного отношения к процессу сотрудничества
Продолжаем закреплять аккуратно и правильно пользоваться клеем. Формирование адекватной самооценки.
Развитие у детей осознанности, внимательности, наблюдательности к природному богатству – воде.
Способность в детях любить и бережно использовать водичку.
|
Список литературы
1.Методические рекомендации к примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Мозаика»: младшая группа / авт.-сост. Белькович, Н.В.Гребенкина, И.А.Кильдышева. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 112 с. – (Мозаичный ПАРК).
2.Экологические проекты в детском саду / О.М.Масленникова, А.А.Филиппенко. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2015. – 232с.
3.Организация деятельности на прогулке: младшая группа / авт.-сост. В.Н.Кастрыкина, Г.П. Попова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014. – 200с.
Используемые интернет – ресурсы
1.blog.dohcolonoc.ru
2.site:www.maam.ru
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008249
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf