«Зимняя лаборатория» Сценарий по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе

  вс., 17.02.2019

Авторы-составители:

Сафронова Татьяна Александровна,

воспитатель 1 квалификационной категории

Васильева Юлия Юрьевна,

старший воспитатель

МАДОУ д/с № 90 города Тюмени

Цель: формирование представлений у детей о проведении опытов через экспериментальную деятельность.

Задачи:

1. Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда; научить детей решать познавательные задачи и делать выводы;

2.Способствовать развитию наблюдательности, интереса к экспериментальной деятельности, умению выдвигать гипотезы;

3.Способствовать развитию связной монологической и диалогической речи, побуждать к рассуждению;

4. Воспитывать уважение к чужой точке зрения, чувство товарищества, оказание помощи друг другу.

Оборудование: Ведёрко со снегом, ведёрко со льдом, салфетка, белый лист, полоски бумаги красного и синего цвета, прозрачная пленка (целлофан), ножницы, фонарик.

Ход деятельности:

Воспитатель. Ребята сегодня в электронной почте я нашла письмо. Хотите узнать от кого

Дети: Да.

Воспитатель предлагает детям, умеющим читать, прочитать текст письма.

Письмо от Фиксиков  (в ноутбуке)

Здравствуйте, дорогие ребята. Пишут вам Симка и Нолик. Мы уже  как-то обращались к вам за помощью, и вы нам очень помогли. Вот и сейчас просим вас помочь  разобраться в одном вопросе.

Вы знаете, что мы живём во всех электронных приборах и никогда не видели настоящего снега. Мы поспорили, что снег не белый,  а голубой или даже сиреневый.

Мы поссорились и  решили обратиться к вам за помощью, что бы вы нам всё разъяснили.

Воспитатель:  Ребята, готовы помочь Фиксикам разобраться в этом вопросе?

Дети: Да

Воспитатель: Чтобы помочь Симке и Нолику предлагаю пройти в нашу экспериментальную лабораторию.

На столе воспитателя стоят 2 ведёрка, один со снегом, другой со льдом.

Воспитатель: Умнички, посмотрите, что стоит у меня на столе? (ведёрки)

Чтобы  узнать, что в них лежит, вы должны отгадать  загадки.

Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло
Скользко, весело, светло (лед)

Бел, да не сахар,
Ног нет, да идет (снег)

Воспитатель: Правильно отгадали загадки, а теперь давайте рассмотрим снег и лед.  Посмотрите на снег, - какой он?

Дети: (белый, пушистый, мягкий, холодный)

Воспитатель: Теперь рассмотрим лед, - какой он?

Дети:(гладкий, твердый, холодный, прозрачный)

Воспитатель: А чем снег и лед похожи?

 Дети (они в тепле тают, появились из воды и т.д.)

Воспитатель: А чем они отличаются?

Дети: (лед тает дольше, лед прозрачный и т.д.)

Воспитатель: Ребята, а действительно, почему снег белый, а не красный или зеленый?

Ответы детей.

Воспитатель:  Из чего состоят снежные сугробы на улице?

Дети: (из снежинок)

Воспитатель: А помните, мы с вами рассматривали снежинки на наших варежках? Какие они были?

Дети: (маленькие, красивые и т. д.).

Воспитатель: На что они были похожи?

Дети: (на звездочки, на тоненькие льдинки)

Воспитатель: А если каждая снежинка прозрачная, тогда как же из таких, чуть заметных ледяных звездочек получается белый цвет у снега? Мы попробуем провести эксперимент. Только опыт поможет найти ответ.

Если снежинки похожи на маленькие льдинки, тогда нам понадобится тонкий лед. А сможем мы его использовать в теплой комнате?

Дети:(нет)

Воспитатель: Почему?

Дети: (растает)

Воспитатель: Тогда нужно его чем-нибудь заменить похожим.

Воспитатель обращает внимание детей на предметы, лежащие у него на столе.


Воспитатель: Посмотрите на эти предметы и выберите  подходящий.

Дети выбирают из трех предметов - салфетку, пленку, белый лист.

 Воспитатель: Чем похожа пленка на лед?

Дети: (гладкая, прозрачная)

Воспитатель: Давайте посмотрим через плёнку на вещи. Видно? А теперь положите ее на цветную бумагу. Хорошо видно пленку на цветном листе? Дети: (нет)

Воспитатель: Почему?

Дети: (она прозрачная)

Воспитатель: А теперь давайте попробуем сложить нашу «льдинку» в несколько слоев. Для этого мы ее разрежем ножницами и сложим.

Посмотрите, изменилось ли что-нибудь? Попробуйте приложить к цветной бумаге

Дети:(она стала не совсем прозрачной).

Воспитатель: Но все - таки, через нее видно цвет бумаги.

 Если снежинки очень маленькие, тогда и нашу «льдинку» нужно разделить на много маленьких ледяных снежинок. Как это можно сделать?

Дети: (разрезать на мелкие кусочки)

Воспитатель: Берите ножницы и нарезайте пленку на цветную бумагу. Теперь полученные кусочки соберем вместе (ссыпают в кучку).

Посмотрите, что произошло?

Дети: (появился белый цвет)

Воспитатель берет пинцетом один кусочек пленки.

Воспитатель: Посмотрите на этот маленький кусочек пленки. Он белый? Дети: (нет)

Воспитатель: А какой он?

Дети: (прозрачный)

Воспитатель: Да, он такой же прозрачный, как и большой лист в начале опыта, а когда мы его кладем вместе с другими в кучку, то он кажется белым.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, как появился белый цвет у нашего “снега”?

А секрет вот в чем. Большой лист прозрачной пленки пропускает много лучей света, а отражает мало, а когда маленькие кусочки сложили в беспорядке, в несколько слоев, то они стали плохо пропускать свет, под ними уже не видно цвета бумаги, но зато стали лучше отражать свет в разные стороны.

 Днем, когда светло, мы видим снег белым, но снег может отражать любой свет. Если посветить красным фонарем, то снег будет казаться розовым. Хотите, я вам покажу, и вы сами все увидите.

Воспитатель освещает снег в ведёрке разным светом (фонариком).


Воспитатель:  Давайте немного отдохнём и устроим физкультминутку. Становитесь в кружок.

 «Снежная баба».

Мы бабу снежную лепили,                (Изображают в воздухе последовательно три круга.)

Чтоб краше не было ее.                (Проводят пальцами по лицу.)

Лопатами весь снег собрали,        (Имитируют движения лопатой.)

Не позабыли ничего.

Сначала ком большой скатали        (Изображают руками в воздухе максимально большой круг.)

И плотно этот ком прижали.        (Изображают перед собой руками круг, опускают его.)

Второй поменьше был размером.        (Изображают круг меньше.)

На первый он уселся смело.        (Приседают.)

А третьим – голова была                (Показывают на голову.)

И участи своей ждала.                (Подпирают голову ладонями.)

Лицо украсили морковкой,                (На уровне носа пальцами изображают морковку.)

И угольками вместо глаз.                (Показывают на глаза.)

Прорисовали ротик ловко,                (Трогают рот.)

Смотрели в профиль и анфас.        Поворачивают голову в сторону, прямо.)

На голову ведро надели,                 (Делают движения двумя руками сверху вниз по голове.)

Украсили его пером.                (Поднимают одну руку вверх расставляют пальцы.)

Метлу воткнули для порядка        (Делают движение «подметание».)

Трудились дружно всем двором!         (Скрещивают пальцы рук в замок.)

Воспитатель: Предлагаю продолжить опыты, и узнаем, чем похожи между собой снег и лёд и чем они отличаются.

Дети проходят за столы.


Опыт 1. Определение цвета. Определение снега и прозрачности льда.

Воспитатель: Дети положите под кусочек льда – полоску красного цвета. Какого цвета стал лёд?

Дети: Красного.

Воспитатель: Положите под снег. Что вы видите?

Ответы детей.(ничего)

Воспитатель: Теперь положите под лёд синюю полоску.

Делаем вывод. Лёд прозрачный, а снег непрозрачный.

Опыт 2. Определение качества снега и льда.

Воспитатель: У вас на столах в стаканчиках лежат кусочки льда и комочки снега. Сначала посмотрите на свои ладошки – они сухие. Возьмите лёд в руки и скажите, какой он?

Дети: Холодный, твёрдый, тяжёлый.

Воспитатель. Возьмите в руки снег. Какой он?

Ответы детей.

Воспитатель: вывод. Снег и лёд одинаково холодные, но снег лёгкий, мягкий, а лёд тяжёлый, твёрдый.

Опыт 3. Определение прочности.

Воспитатель: Ребята возьмите горсть снега и нужно высыпать её на тарелочку. Как можно назвать это свойство снега?

Дети: Сыпучий.

Воспитатель: А лёд? Я случайно уронила кусочек льда. Что с ним случилось?

Дети: Он раскололся, он хрупкий.

Опыт 4. Тонет, не тонет.

Воспитатель:  Ребята, а как вы думаете, тонет ли снег? А лёд?

Ответы детей.

Воспитатель: А мы сейчас проверим. Положите комочек снега в стаканчик с водой, а в другой стаканчик – лёд.

Воспитатель: вывод. Лёд и снег не тонут.

Заключительная часть-рефлексия.

Воспитатель:  Умнички, вам понравились наши эксперименты?

Как вы считаете, помогли мы Фиксикам? Хорошо когда можешь кому-то помочь!

Предлагаю после прогулки написать письмо, о наших опытах и отослать его

Фиксикам.

А сейчас мы отправимся на прогулку и можем продолжить игры со снегом и льдом на улице.

Литература.

1.     Программа "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС
2.     Рыжова Людмила Вячеславовна Редактор: Ермолаев С. Д. Издательство: Детство-Пресс, 2017 г.Серия: Познавательно-речевое развитие дошкольника.
3.     Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Метод, пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 128 с.

  «Свидетельство о публикации в СМИ»  № 0005612, 0005613

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 12214
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.