«Свойства песка» Образовательная деятельность по познавательному развитию, подготовительная группа |
вс., 27.05.2018 |
Автор: Комарова Лидия Антоновна,
воспитатель
Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования
города Ялуторовска «Детский сад №9»
Образовательная деятельность по познавательному развитию «Свойства песка»
Подготовительная группа
Цель: создание условий для развития познавательного интереса к объектам природы
Задачи:
- Развивать познавательную активность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи и делать выводы.
- Формировать представление о песке как об объекте неживой природы, его свойствах; представления о происхождении песка, об использовании человеком песка в быту;
- Закрепить знания детей о пустыни как огромном песчаном пространстве земли, об особенностях животного и растительного мира пустынь.
Материалы и оборудование:
Сундучок с предметами песочные часы, стекло, кусок кирпича, камень; презентация по теме, фильм о пустыне; стакан с чистым сухим песком, лупа, два камня на каждого ребёнка, белый лист бумаги, коктейльные трубочки, двухлитровая банка с крышкой в крышке отверстие для трубочки.
Воспитатель: ребята, сегодня в нашем сундучке появились новые предметы. Хотите посмотреть? Как вы думаете, что объединяет все эти предметы? (стекло, песочные часы, кусок кирпича, камень).
Дети: они все сделаны из песка.
Воспитатель: Докажите.
Дети: из песка при большой температуре получается стекло, кирпичи делают из песка.
Воспитатель: а для чего здесь камень?
Дети: предполагают, как камень и песок связаны между собой.
Воспитатель: Проведем опыт «Камень - трение – песок». Перед вами белые листы бумаги, два камня и лупа. Сильно потрите камни друг о друга над белым листом, и посмотрите на лист через лупу. Что вы видите?
Дети: на листе много маленьких песчинок.
Воспитатель: сосчитайте, сколько песчинок.
Дети: много, невозможно сосчитать. (показ слайда, песчинки в увеличении)
Воспитатель: кто трёт камни в природе?
Дети: ветер, вода…
Воспитатель: так и в природе, под воздействием воды, ветра, солнца камни, горы разрушаются до маленьких частичек – песчинок. Какой сделаем вывод?
Дети: при разрушении камня, получается песок.
Воспитатель: где можно встретить песок?
Дети: в песочнице, на дороге, в пустыне. (показ слайда, пустыни)
Воспитатель: как вы думаете, где самое большое скопление песка?
Дети: в пустыне.
Воспитатель: пустыня - огромная территория, где всё покрыто песком.
Проведем еще один опыт «Сухой песок может сыпаться».
Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место на лист бумаги. Что происходит?
Дети: Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании, песок движется.
Воспитатель: движение похоже на течение. Почему это происходит?
Дети: песок сыпучий, он сыплется (показ слайда, сыплющегося песка).
Воспитатель: песок может двигаться, почему?
Дети: потому что дует ветер.
Воспитатель: как называются волны из песка?
Дети: барханы.
Воспитатель: попробуем сделать песчаные барханы. Для этого возьмем коктейльные трубочки. Потихоньку выдувайте воздух, создавая при этом волны – барханы из песка (показ слайда, барханов).
Как образуются барханы?
Дети: барханы образуются из-за ветра.
Воспитатель: в пустыне очень часто бывают песчаные бури. Хотите создать такую бурю? Для этого нам понадобится банка с песком. Закроем её крышкой. В крышке сделаем отверстие, вставим коктейльную трубочку. Начинаем сильно дуть в трубочку. Что происходит?
Дети: песок поднимается, летает…
Воспитатель: Вот так под воздействием ветра и происходит песчаная буря. теперь ветер прекратился, посмотрите, что стало с песком?
Дети: получились волны, барханы, дюны. (показ слайда, песчаной бури)
Воспитатель: на какое слово похоже слово пустыня?
Дети: пусто, пустой.
Воспитатель: вы правы, но это совсем не означает полное отсутствие жизни. Некоторые животные и растения хорошо приспособились к существованию в условиях пустыни. Каких животных пустыни вы знаете?
Дети: верблюд, варан, змеи, пауки, скорпионы, черепахи…
Воспитатель: расскажите, как некоторые животные приспособились к жизни в пустыне?
Дети: прячутся от жары днём, ночью выползают, у верблюда в горбе запас пищи и воды, черепаха прячется под толстым панцирем. (показ слайда, животных)
Воспитатель: какие растения можно встретить в пустыне?
Дети: кактусы, колючки.
Воспитатель: как растения приспособились к жизни в пустыне?
Дети: длинные корни, колючки вместо листьев. (показ слайда, растений)
Воспитатель: люди могут жить в пустыне?
Дети: нет.
Воспитатель: почему?
Воспитатель: как люди используют песок в быту?
Дети: при строительстве домов, изготовлении посуды, стекла, для игр. (показ слайда, как человек использует в быту песок).
Воспитатель: В какие игры можно играть с песком?
Дети: Рисование на песке, куличики. (показ слайда, игр с песком)
Воспитатель: сегодня мы с вами открыли некоторые тайны песка и пустыни. А помогли нам опыты. Какой опыт вы хотели бы провести еще раз? Что бы вы хотели ещё узнать о пустыне?
Воспитатель: где мы можем об этом узнать?
Дети: в энциклопедии, по телевизору.
Воспитатель: хотите посмотреть фильм о пустыне?
Воспитатель: что еще интересного вы узнали? Какой интересный факт вас удивил?
Литература:
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика»/ авт.-сост. В.Ю.Белькович и др. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014. - 464с.
- http://docplayer.ru/29657800-Konspekt-zanyatiya-po-ekologii-s-elementami-eksperimentirovaniya-pesochnaya-strana-dlya-detey-podgotovitelnoy-gruppy.html
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf