«Свойства песка» Образовательная деятельность по познавательному развитию, подготовительная группа

  вс., 27.05.2018

Автор: Комарова Лидия Антоновна,

воспитатель

Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования

города Ялуторовска «Детский сад №9»

 

Образовательная деятельность по познавательному развитию «Свойства песка»

Подготовительная группа

 

Цель: создание условий для развития познавательного интереса к объектам природы

Задачи:

  1. Развивать познавательную активность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи и делать выводы.
  2. Формировать представление о песке как об объекте неживой природы, его свойствах; представления о происхождении песка, об использовании человеком песка в быту;
  3. Закрепить знания детей о пустыни как огромном песчаном пространстве земли, об особенностях животного и растительного мира пустынь.

Материалы и оборудование:

Сундучок с предметами песочные часы, стекло, кусок кирпича, камень; презентация по теме, фильм о пустыне; стакан с чистым сухим песком, лупа, два камня на каждого ребёнка, белый лист бумаги, коктейльные трубочки, двухлитровая банка с крышкой в крышке отверстие для трубочки.

 

Воспитатель: ребята, сегодня в нашем сундучке появились новые предметы. Хотите посмотреть? Как  вы думаете, что объединяет все эти предметы? (стекло, песочные часы, кусок кирпича, камень).

Дети: они все сделаны из песка.

Воспитатель: Докажите.

Дети: из песка при большой температуре получается стекло, кирпичи делают из песка.

Воспитатель: а для чего здесь камень?

Дети: предполагают, как камень и песок связаны между собой.

Воспитатель: Проведем опыт «Камень - трение – песок». Перед вами белые листы бумаги, два камня и лупа. Сильно потрите камни друг о друга над белым листом, и посмотрите на лист через лупу. Что вы видите?

Дети: на листе много маленьких песчинок.

Воспитатель: сосчитайте, сколько песчинок.

Дети: много, невозможно сосчитать. (показ слайда, песчинки в увеличении)

Воспитатель: кто трёт камни в природе?

Дети: ветер, вода…

Воспитатель: так и в природе, под воздействием воды, ветра, солнца камни, горы разрушаются до маленьких частичек – песчинок. Какой сделаем вывод?

Дети: при разрушении камня, получается песок.

Воспитатель: где можно встретить песок?

Дети: в песочнице, на дороге, в пустыне.  (показ слайда, пустыни)

Воспитатель: как вы думаете, где самое большое скопление песка?

Дети: в пустыне.

Воспитатель: пустыня - огромная территория, где всё покрыто песком.

Проведем еще один опыт «Сухой песок может сыпаться».

Возьмите  горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место на лист бумаги.  Что происходит?

Дети: Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании, песок движется.

Воспитатель: движение похоже  на течение. Почему это происходит?

Дети: песок сыпучий, он сыплется (показ слайда, сыплющегося песка).

Воспитатель: песок может двигаться, почему?

Дети: потому что дует ветер.

Воспитатель: как называются волны из песка?

Дети: барханы.

Воспитатель: попробуем сделать песчаные барханы. Для этого возьмем коктейльные трубочки. Потихоньку  выдувайте воздух, создавая при этом волны – барханы из песка (показ слайда, барханов).

Как образуются барханы?

Дети: барханы образуются из-за ветра.

Воспитатель: в пустыне очень часто бывают песчаные бури.  Хотите создать такую бурю? Для этого нам понадобится банка с песком. Закроем  её крышкой. В крышке сделаем отверстие, вставим коктейльную трубочку. Начинаем сильно дуть в трубочку. Что  происходит? 

Дети: песок поднимается, летает…

Воспитатель: Вот так под воздействием ветра и происходит песчаная буря.  теперь ветер   прекратился,  посмотрите, что стало с песком?

Дети: получились волны, барханы, дюны. (показ слайда, песчаной бури)

Воспитатель: на какое слово похоже слово пустыня?

Дети: пусто, пустой.

Воспитатель: вы правы, но это совсем не означает полное отсутствие жизни. Некоторые животные и растения хорошо приспособились к существованию в условиях пустыни. Каких животных пустыни вы знаете?

Дети: верблюд, варан, змеи, пауки, скорпионы, черепахи…

Воспитатель: расскажите, как некоторые животные приспособились к жизни в пустыне?

Дети: прячутся от жары днём, ночью выползают, у верблюда в горбе запас пищи и воды, черепаха прячется под толстым панцирем. (показ слайда, животных)

Воспитатель: какие растения можно встретить в пустыне?

Дети: кактусы, колючки.

Воспитатель: как растения приспособились к жизни в пустыне?

Дети: длинные корни, колючки вместо листьев. (показ слайда, растений)

Воспитатель: люди могут жить в пустыне?

Дети: нет.

Воспитатель: почему?

Воспитатель: как люди используют песок в быту?

Дети: при строительстве домов, изготовлении посуды, стекла, для игр. (показ слайда, как человек использует в быту песок).

Воспитатель: В какие игры можно играть с песком?

Дети: Рисование на песке, куличики. (показ слайда, игр с песком)

Воспитатель: сегодня мы с вами открыли некоторые тайны песка и пустыни. А помогли нам опыты. Какой  опыт вы хотели бы провести еще раз? Что бы вы хотели ещё узнать о пустыне?

Воспитатель: где мы можем об этом узнать?

Дети: в энциклопедии, по телевизору.

Воспитатель: хотите посмотреть фильм о пустыне?

Воспитатель: что еще интересного вы узнали? Какой интересный факт   вас удивил?   

 

Литература:

  1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика»/ авт.-сост. В.Ю.Белькович и др. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014. - 464с.
  2. http://docplayer.ru/29657800-Konspekt-zanyatiya-po-ekologii-s-elementami-eksperimentirovaniya-pesochnaya-strana-dlya-detey-podgotovitelnoy-gruppy.html

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 2814
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.