Использование интеграции в разных видах деятельности по сказке П.П. Ершова "Конёк-горбунок" (Театр и сказка) |
пн., 13.06.2011 |
Автор – составитель: Маслова Ольга Александровна , воспитатель МАДОУ г. Тобольска Тюменской области. Педагогический стаж - 29 лет. |
В течение ряда лет я занимаюсь вопросами краеведения, приобщения детей к ценностям родного края и накопила опыт работы по данной теме. Использую региональный компонент в воспитательно - образовательной работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время появилось много литературы по приобщению детей к русской культуре, традициям. Это отражено в программах "Развитие представлений об истории и культуре" Л. Н. Галигузовой, программе "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" О. Л. Князевой и др... Все эти программы знакомят с историей и русской культурой в целом, но в них нет рекомендаций по культурно - историческому наследию Тюменского региона.
Я считаю, что только духовно богатый человек может любить свой город, гордиться им, вносить вклад в его сохранение и развитие. Воспитание такого человека нужно начинать с раннего возраста. В своей работе по данной теме я использую советы и рекомендации программы "Ведай свой край" с национально - региональным компонентом автора Тепловой З.И. (кандидата педагогических наук), которые помогают приобщать детей к культурному наследию родного города, края.
Вашему вниманию я предлагаю ряд разработанных мною мероприятий: развлечений, викторин, КВН, которые помогут вам приобщать детей к истокам Сибирской культуры, научат любить свой родной край, город и людей, живущих в нём.
Рекомендации для воспитателей и учителей
Использование интеграции в разных видах деятельности по сказке
П.П. Ершова "Конёк-горбунок"
(Театр и сказка)
Познавательно-коммуникативная деятельность:
- Знакомство с жизнью и творчеством П.П. Ершова
(детские годы в Тобольске)
- Знакомство со сказкой П.П. Ершова «Конёк горбунок»
А) Просмотр мультфильма
Б) Чтение отрывков из сказки с рассматриванием иллюстраций
- КВН «Сказка Ершова над миром летит»
Художественное творчество:
- Рисование «Жар-Птица»
- Аппликация: «Волшебное перо»
- Рисование «Град Тоболеск»
- Рисование: «Город мастеров»(украшение посуды)
Физическая культура:
- Спортивное развлечение
А) «Поймай рыбу»
Б) «Перевези товар на санях»
В) Перенеси пшено в корыто»
Музыкально-художественная деятельность:
- Разучивание песенок из сказки (фольклор)
- Хороводы «Во кузнице», «Где ты был Иванушка?», «Во поле береза стояла»
Итоговое мероприятие:
Театрализованное представление по сказкеП.П. Ершова «Конёк-горбунок» - «В гостях у бабушек Арины и Агрипины»
Литературное развлечение
"Сказка Ершова над миром летит"
Задачи:
- С помощью театрализованных действий по сказке П.П. Ершова создать радостную атмосферу, желание играть и участвовать в сказочных эпизодах;
- Используя фрагменты сказки «Конёк-горбунок» знакомить детей с ремёслами, промыслами края.
- Воспитывать у детей уважение, чувство восхищения к земляку – писателю П.П. Ершову;
- Упражнять в выразительном прочтении отрывков из сказки «Конёк – горбунок», используя сказочный фольклор (шутки, прибаутки, поговорки).
Ведущий: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок».
- Сегодня мы собрались, чтобы отметить день рождения нашей любимой сказки «Конек-горбунок». Вот уже много лет скачет Конек-горбунок по белу свету.
Из далече, из Сибири - горбунок летит на крыльях
Каждый этой сказке рад, встречи с ней ждет - стар и млад.
- ребята, а кто написал эту замечательную сказку? Давайте перенесемся с вами в то время, когда родился этот человек.
//Сценка//
Гаснет свет, зажигается свеча. За прялкой сидит женщина в русском народном костюме. Напевает песню.
Вед: Здравствуйте!
Женщина: И вам здоровьичка. Садитесь, отдохните, видать из заморских стран будите, одёжа на вас на наша.
Вед: А село ваше как называется?
Женщина: Да, Безруково.
Вед: Говорят, у вашего чиновника Ершова, мальчик родился, Петей назвали?
Женщина: Мальчонка то – родился слабенький, того и гляди, Богу душу отдаст.
Вед: (зрителям) Вот беда, так мы можем без сказки остаться. Если не выживет – и «Конька – горбунка» не напишет.
Женщина: А продать его надо!
Вед: Как это - продать?
Жен: Это обычай такой. Делается так. Подходит нищий. Ему протягивают ребенка, говорят: «Купи», «А сколько возьмете?», «Грош». Нищий берет ребенка, немного подержит, а когда станет уходить и забудет взять, а болезнь с собой унесет.
Вед: Видно сбылось все это - на самом деле. Стал жить на земле Петр Ершов. Слышите? Уже звенит колокольчик, приглашает нас в волшебный мир чудес и приключений.
Вот она, книга Ершова – «Конек горбунок»!
Книга шелестит страницами, и ее волшебные странички нам рассказывают:
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба – на земле,
Жил старик в одном селе.
Вед: Давайте вспомним, какие приключения случились с Иванушкой?
Первое приключение – поймал кобылицу.
1-й брат не поймал, 2-й брат не поймал, а Иван поймал!
Наверное он был ловким, да смелым?
Предлагаю вам испытать себя.
//Игра «Поймай лошадку»//
Вед: Кого подарила Ивану кобылица? (2-х коней и Конька-горбунка)
Сколько вершков был рост конька? (3 вершка)
Братья Данила и Гаврило решили увести коней на седьмицу. Как вы думаете, какой это день недели? (воскресенье). Давайте и мы с вами отправимся в седьмицу на базар.
//Появляется Матрена – Ивановна, на шее ее баранки, в руках корзина. Идет напевая//
Та - ра - ра – ли,та – ра – ра!
Вышли кони со двора;
Вот крестьяне их поймали
Да покрепче привязали.
Вед: Откуда Матрена вы такая веселая?
Матр.Ив: На базаре была. Там сейчас ярмарка. Чего там только нет! Купцы наехали из Сибири, из Китая, а южные гости на чудных лошадях приехали – высокие, мохнатые, да с двумя горбами. Другие – то лошадки – маленькие, а уши то – аршинные. Может вы знаете, что это за животные такие диковинные? (Верблюд, ослик).
Вед: А можно и нам всем побывать на ярмарке, да посмотреть, чем торговали в Тоболеске ремесленники и купцы – люди торговые?
Матр.Ив: Конечно! Но на базаре народ веселый. Много разных зазывалок знает, и шуток, и прибауток.
Вед: А мы то же знаем! Ребята, какие поговорки, прибаутки вы знаете?
«Та - ра - ра - ли, та - ра – ра!
Вышли кони со двора»
«Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу.»
«Как у наших у ворот
Муха песенку поет»
«Это присказка ведется,
Сказка послее начнется»
Матр.Ив: Ну тогда нам всем будет весело на ярмарке! Идёмте, я вам дорогу покажу (дети под музыку идут на ярмарку).
1-й продавец:
Ай, вы люди дорогие!
Продаю горшки большие.
Всё в хозяйстве пригодится,
Для чего-нибудь сгодится.
Вед: А можно ли твой товар без денег купить, да всем его расхвалить?
Продавец: Можно! Покупайте, но сначала загадки отгадайте!
- От чего с Иваном, в сказке Ершова «Конек-горбунок» все беды приключились? (от пера жар-птицы).
- А как в сказке об этом говорится?
Огонек горит светлее,
Светит поле словно днем
Чудный свет кругом струится,
Но не греет, не дымится…
Продавец: Ну, а сейчас выбирайте мой товар. Горшки у меня не простые. Как вы думаете, из чего они сделаны? (из глины).
- Я – мастер-гончар, и очень мне нравится свою посуду узорами украшать. А вы хотите попробовать украсить мою посуду?
Д\ игра: «Укрась горшок»
//Продавец дает 2 горшка в подарок//
2-й продавец:
Есть у меня деревянная посуда -
Тарелки, плошки, расписные ложки.
А вот корытце
То же может пригодиться!
А вот зерно, пшено мешками
Выбирайте что надо сами!
Вед: Ребята, что взял с собой Иван, чтобы поймать жар-птицу? (пшено, корыта).
Давайте и мы попробует накормить жар-птицу.
Продавец: А я вам помогу (проводит игру «Перенеси пшено»)
(дети делятся на 2 команды, из 2-х мешков перенося ложками зерно в корытце)
3-й продавец:
А вот речная рыба
Очень приличного вида!
Свежая, икристая
Вкусная, мясистая!
Подходи, налетай
Быстро рыбу раскупай!
(ребята рассматривают рыбу, называют ее) (рыба из папье-маше)
Продавец:
Рыбы разной здесь полно
Ерши, осетры, судаки –
Их поймали рыбаки!
Матр.Ив: А я вот то же на рыбалку ходила с нашими рыбаками. Возле нашего города Тобольска река чудная течет.
Вед: А мы с ребятами знаем эту речку! (Иртыш)
Матр.Ив: Когда наш сказочник Петр Ершов был маленький, как вы, он путешествовал по этой реке.
Продавец: А я знаю этого мальчика – Петю Ершова! Он часто приходил на ярмарку и рассматривал мою рыбу. Я смотрю вы люди добрые, веселые. А хотите вы стать рыбаками? У меня и живая рыба имеется, но ее нужно поймать (Игра «Поймай рыбу»).
Вед: Ребята, а какая их этих рыб достала перстень из моря-окияна? (Ёрш)
Матр.Ив: Рыба то у тебя хорошая, да всё мелкая. А вот в сказке была большая рыбища! Ребята, вы помните как она называется? (Дети читают отрывок из сказки)
Вот, въезжают на поляну
Прямо к морю – окияну.
Поперёк его лежит
Чудо - юдо рыба – кит.
(Звенит колокольчик, скачет Конек-горбунок с Иваном).
Иван:
Здравствуй честной народ!
Вот проехал по базару,
прикупил себе товару.
Матр.Ив: Ребята, давайте спросим, что купил Иван на ярмарке?
//Хоровод «Где ты был Иванушка»//
- Где ты был Иванушка?
- На ярмарке!
- Что купил Иванушка?
- Два горшка!
В горшочках я буду уху варить
Ухой я буду гостей кормить!
- Где ты был Иванушка?
- На ярмарке!
- Что купил Иванушка?
- Мешок зерна!
Зерном я буду конька кормить
А он меня будет по свету возить!
С Коньком-горбунком по свету мы пойдём
О земле Сибирской рассказ поведём!
Конёк:
Я – Конечек-горбуночек,
И Иванушке дружочек
Я Иванушку люблю,
Верой, правдою служу.
Проехали мы по базару,
Купили для вас ребята сладкого товару.
Пряники печатные,
Вкусные, ароматные.
Подходите, угощайтесь,
Не робейте, не стесняйтесь!
А сейчас нам в путь пора,
До свидания детвора!
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf