«Ценность фигур» Конспект занятия по обучению детей игре в шахматы

  вс., 13.12.2020

Автор:

Шалаева Лариса Викторовна

заместитель директора

МАДОУ "Детский сад №26 "Радость"

Ханты-Мансийский автономный округ

Конспект занятия по обучению детей игре в шахматы

Тема: «Ценность фигур»

Пояснительная записка к занятию

Данное занятие проводилось с детьми подготовительных к школе групп, обучающимися по программе Л. Венгера «Развитие».  Данная программа включает в себя раздел по познавательному развитию «Развитие элементарных математических представлений». Раздел предусматривает изучение состава числа в пределах 10, что позволяет педагогу выстроить деятельность по обучению детей шахматам с учетом интегративного подхода.

Представленное занятие может быть использовано воспитателями дошкольных учреждений при изучении состава числа 9 (как интегрированное), педагогами дополнительного образования по шахматам и учителями начальных классов.

Пояснительная записка к презентации «Ферзь в темнице»

Предложенный вариант презентации может быть использован при отсутствии оценочной системы голосования VOTUM. В этом случае выбор ответа будет результатом коллективного обсуждения детей.

При использовании системы VOTUM педагог имеет возможность понять, насколько материал усваивается каждым ребенком. При неправильном ответе позволяет понять ошибочный ход мыслей ребенка. И если эти ошибки типичны для всей группы, то скорректировать разъяснение материала.

При наличии данной системы необходимо переложить слайды 1-6, 16 в тест программы на основе презентации powerpoint, задать верные ответы, создать список группы. По окончании теста педагог анализирует отчет, который можно вывести на экран.Ссылка на презентацию  здесь

Технологическая карта занятия

Тема занятия

Ценность шахматных фигур.

Педагогическая цель

Формирование у воспитанников  понимания игровой стоимости шахматных фигур. Закрепление знаний о правилах движения шахматных фигур. Первичное закрепление новых знаний.

Тип занятия

Изучение нового материала.

Планируемые результаты

Предметные: дети узнают, как определить ценность шахматных фигур.

Метапредметные:

Познавательные: развитие мышления воспитанников (анализ и синтез); работа с информацией в разных видах –  таблица, схема, рисунок;  развитие навыка устного счета.

Регулятивные:выполнять работу в мини-группе, помогая друг другу; принимать участие в обсуждении алгоритма, выполнения конкретного задания; участвовать в обсуждении результата.

Коммуникативные:активно участвовать в общей дидактической игре, активно участвовать в обсуждениях, ясно и четко выражать свои мысли.

Личностные: воспринимать одногруппников (одноклассников) как членов своей команды; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; расширение представления о значимости шахматной игры и умения в неё играть.

 

Организация занятия

Организационный момент – 1-2 минуты

Актуализация знаний – 5 минутПолучение нового знания – 10 минут

Физминутка  – 2 минуты

Первичное закрепление материала – 7 минут

Первичный контроль – 3 минут

Рефлексия -3 минуты

Подведение итогов занятия – 3 минуты

Формы работы

Индивидуальная, групповая

Оборудование

ПК, проектор, интерактивная  доска, шахматы, диаграммы с изображением ходов фигур, мешочек с 6 фигурами, интерактивная система оценивания и голосования VOTUM, фишки, наглядное пособие «Ценность фигур», шахматные фигурки для рефлексии.

 Ход занятия

Этап

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результат

Вводно-организационный

Эмоциональная поддержка детей. Организация направленного внимания. Формирование интереса к содержанию.

Приветствие. Установление контакта.

 

Приветствие. Включаются в диалог. Занимают свои места.

Психологическая готовность, привлечение произвольного внимания. Внутренняя мотивация на деятельность.

Актуализация знаний

Актуализация имеющихся представлений о шахматных фигурах, их возможностях.

 

Создание игровой  ситуации «Шахматный мешочек».

 Рассказывают о фигуре, основываясь на имеющихся представлениях, дополняют ответы сверстников по необходимости.

Воспроизведение имеющейся информации.

Восприятие и усвоение нового

Создание ситуации, в которой возникает необходимость получения нового знания (узнать силу шахматных фигур - разрешить спор шахматистов).

Рассказ о споре мальчиков. Вопросы проблемного характера. Организация самостоятельной работы в микро-группах: накрыть фишками все поля, контролируемые данной фигурой.  Помощь по необходимости.

Отвечают на вопросы,  выдвигают свои предположения. Работают в микро-группах, сравнивают полученные результаты, анализируют, делают выводы.

Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.

Физминутка

Снятие напряженности, эмоциональная и физическая разрядка.

Организует  активный отдых учащихся.

Участвуют в физминутке.

Активность. Смена вида деятельности.

 

Активизация

Фиксация полученного знания в виде схемы.

Побуждение учащихся  к получению новой информации.

 

Слушают педагога, воспринимают новую информацию. Осуществляют диалогическую связь с педагогом.

Активность детей. Выведение нового знания на основе имеющихся знаний.

Первичное закрепление нового материала

Закрепление знаний о ценности фигур.

Оказание индивидуальной помощи каждому ребенку.

 

Выполняют задания педагога.

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Рефлексивно-корригирующий

Формирование элементарных навыков самопроверки. Корректирование деятельности и полученного результата в соответствии с поставленными задачами.

Осуществляет контроль и качественную оценку  деятельности детей.

 

Выполняют индивидуальное задание. Осуществляют самоконтроль.

Осуществление познавательной и личностной рефлексии.

Заключительный. Рефлексия

Подведение итогов, обобщение полученного ребенком опыта.

Формирование интереса к дальнейшим занятиям шахматами.

Подводит итоги: качества усвоения новых представлений, активности детей, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной деятельности.

Высказываются по поводу новых умений, качества выполненной работы, своего эмоционального настроения.

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Мотивация на повторение и использование  результатов в самостоятельной свободной деятельности.

Сценарий занятия:

    1.     Организационный момент

      Педагог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Как ваше настроение? Вы хотите встретиться с шахматными фигурами? Они тоже с нетерпением ждут встречи с вами и предлагают вам немного поиграть. Фигуры спрятались в шахматном мешочке и готовы выйти к вам, если вы расскажете о них, все что знаете.

        2.     Актуализация

          Проводится игра «Волшебный мешочек». Цель: актуализация имеющихся знаний о шахматных фигурах. Дети по очереди достают фигуру из мешочка и рассказывают присутствующим о положении и возможностях данной фигуры. Если ребенок затрудняется, педагог обращает внимание на диаграммы с ходом фигур.

            3.     Изучение нового материала.

              Педагог: Ребята, посмотрите сюда (указывает на стол с шахматной доской и фигурами). Миша и Ваня начали шахматную партию, но не успели доиграть, потому что прозвенел звонок (время вышло). Миша успел взять у Вани ферзя, а Ваня взял коня. Мальчики стали спорить, у кого из них преимущество, кто срубил фигуру поважнее.А вы как думаете? (версии детей: ферзь – потому что самая высокая фигура; конь – потому что умеет перепрыгивать через другие фигуры). Оказывается, каждая фигура отличается по силе.

              Постановка проблемы: Но как же узнать, какая из фигур самая сильная в шахматном королевстве? (дети предлагают возможные варианты). Может, устроим шахматные соревнования? В чем могут состязаться фигуры?(ответы детей) Ну что же, спортсмены у нас есть, нужны болельщики. Определитесь, ребята, за какую фигуру вы болеете. (Дети делятся на микро-группы). Прошу вас подойти к столам, на которых разложены диаграммы. Чтобы у всех фигур были равные условия, предлагаю поставить их на одно из центральных полей. Теперь накройте фишками все поля, на которые может пойти ваша фигура. (дети выполняют задание в микро-группах, помогая друг другу).   

                4.Физминутка- Ребята, что – то мы засиделись, нам срочно нужно подвигаться. Прошу вас встать возле стульев и слушать внимательно команды:

                  Быстро встала вся пехота (шагают на месте),

                  Защищают короля (похлопывание руками по груди крест-накрест),

                  Только в бой им всем охота (бег на месте),

                  Начинается игра (прыжки на месте).

                    5.     Активизация

                      После того как дети выполнили упражнение, педагог предлагает сравнить результаты «соревнования».

                      Педагог: Ребята, соберите все фишки вашей фигуры и расположите их в ряд на мольберте напротив картинки вашей фигуры. Сравните результаты. Какая из фигур оказалась самая сильная? А какая самая слабая? Почему? (ферзь контролирует наибольшее количество полей, ладья – чуть меньше и т.д.)

                      Дети сами определяют силу фигур, сравнивая полученные результаты, опираясь на наглядность. Формулируют выводы.


                      Педагог: Ребята, вы знаете, что в шахматном королевстве есть свои «деньги» - монетки? Монеткой служит пешка. Каждая фигурастоит несколько монет. Только король  бесценен.  Как вы считаете, какая фигура стоит дороже всех? Правильно, это ферзь – ведь он самый сильный. Он стоит 9 пешек. Ладья слабее ферзя и стоит 5 пешек. Конь и слон примерно одинаковы по силе, стоят 3 пешки. По мере рассказа дети заполняютинд.карточки- «Ценность фигур».


                      Педагог: А вы помните спор Вани и Миши? Теперь мы можем рассудить мальчиков? У кого из них на данном этапе шахматной партии преимущество? Почему? (дети делают выводы)

                        6.     Первичное закрепление нового знания.

                          Приём «взаимоконтроль»

                          Детям предлагается индивидуальное задание: обведи несколько фигур так, чтобы их можно было обменять на одного ферзя (ладью, слона и т.д.). затем проводится взаимоконтроль.

                            7.     Закрепление нового знания.

                              Педагог: Обращает внимание детей на экран. Посмотрите, шахматные фигуры пока мы были увлечены спором шахматистов, армия черного короля взяла в плен белого ферзя. Пленника спрятали  в замке за пятью дверями. Но вы можете его освободить: нужно лишь подобрать правильный ключ к каждой двери. Сколько стоит ферзь? Правильно, 9 пешек. На брелоках ключей вы видите много фигур. Выбирайте тот ключ, на брелоке которого сумма  будет равна «9». Свой ответ вы можете передать на компьютер с помощью пульта. Если считаете, что это первый ключ, то нажмите кнопку «1», если на второй, то кнопку «2».

                              Проводится интерактивное упражнение «Ферзь в темнице».

                                8.     Рефлексивно-корригирующий этап

                                  Ребята, вам, наверное, не терпится узнать, кто из вас смог открыть все пять дверей и освободить ферзя из темницы? Послушаем мнение компьютера.

                                  Проводится контроль с помощью оценочной системы VOTUM

                                    9.     Рефлексия

                                      Педагог: скажите, сегодняшняя встреча с шахматными фигурами была интересной? Что нового вы узнали  о фигурах? Зачем нужно знать ценность фигур? На память об этой встрече я хочу вам подарить бумажные фигурки. Выбирайте! Если вам было легко выполнять все задания – возьмите ферзя, если были ошибки – возьмите слона, а если вам было очень трудно – возьмите пешку.

                                      Спасибо, ребята! До новых встреч!

                                       «Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0007862

                                      Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
                                      - Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
                                      - Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

                                      Почему выгодно публиковаться у нас?

                                      1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
                                      2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
                                      3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
                                      4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
                                      5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

                                      Подробно >>>

                                      Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

                                      Поделиться
                                      Просмотров: 1896
                                      Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
                                      Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
                                      Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.