В природе нет "плохих" и "хороших", мы все нужны друг другу |
пт., 31.01.2014 |
Автор:
Батурина Татьяна Григорьевна,
воспитатель
высшей квалификационной категории
МАДОУ д/с № 51 к/в
города Тюмени
Тема: «В природе нет «плохих» и «хороших», мы все нужны друг другу».
Задачи:
Расширять и уточнять представления детей о природе, о домашних и диких животных; «пищевых цепочках»;
Развивать умение устанавливать их сходства и различия;
Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
Упражнять в составлении рассказов о диких животных;
Развивать у детей умение объяснять, сравнивать, доказывать, делать выводы;
Формировать представление о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её;
Расширять кругозор детей.
Материал: карточки с изображением домашних и диких животных, картины из серии «Дикие животные»: «Зайцы», «Белки», «Бурые медведи», схемы-модели животных, 2 обруча, 3 круга, схемы питания животных.
Содержание проделанной работы:
Игра «Для чего зайцам нужны волки и лисы?»
Знакомство детей по темам: «Как лось и белка проводят время в лесу», «Волк и лиса - хищники», «Сравнение бурого и белого медведя».
Чтение рассказов Шорышко «Заяц», «Лиса», «Медведь», «Белка», «Волк»; рассказов из книги В.Н. Танасийчук «Экология в картинках»: «Олени и хищники», «Цепочки в лесу»; книги Владимира Зотова «Лесная мозаика»; Т.Д.Нуждина «Энциклопедия для малышей «Чудо - всюду» мир животных и растений».
Составление «пищевых цепочек».
Ход деятельности:
Внимание детей обращаю на красивую, необычную коробочку.
- Давайте посмотрим, что в ней. Педагог достаёт из неё карточки с изображением диких и домашних животных и письмо. Читает письмо.
«Здравствуйте, ребята. Я сегодня не смог приехать к вам в гости. Так как началась весна, и у меня много работы. Скоро будет тепло, и вы обязательно пойдёте в лес. Но прежде чем отправляться в лес, вы должны хорошо знать животных, картинки которых я вам прислал, правила поведения в лесу. И должны запомнить, что в природе нет «плохих» и «хороших», все нужны друг другу. До свидания. Лесовичок».
- Вот мы сегодня с вами должны выяснить, есть ли в лесу «хорошие» и «плохие»?
- Лесовичок отправил нам такие загадки:
Где живёт он?
В самой чаще
Самый, самый настоящий.
Там гуляет, там и спит,
Там детей своих растит.
Любит малину, любит мёд,
Сладкоежкою слывёт.
Всего сильнее он
Любит долгий крепкий сон:
Ляжет осенью, а встанет –
Лишь когда весна настанет. (Медведь).
Голодная мычит,
Сытая жуёт,
Всем ребятам молоко даёт. (Корова).
- Какие это животные?
(медведь – дикое животное, корова- дикое животное).
Карточку с изображением медведя кладём в один обруч, карточку с изображением коровы – в другой обруч.
А теперь выясняем, чем похожи домашние и дикие животные.
Дети находят схемы, и кладут их в общее пространство между обручами.
Ответы детей, обобщение:
Тело покрыто шерстью, у всех животных – 4 ноги, есть у животных пасть, все животные вскармливают своих детёнышей своим молоком.
- Все животные вскармливают своих детёнышей своим молоком, то к какому классу они относятся?
- А теперь давайте выясним, чем всё-таки дикие животные отличаются от домашних?
Домашние животные живут рядом с человеком, дикие - в лесу. Дети раскладывают карточки домашних и диких животных в разные обручи, под знаками «дом» и «дерево (лес)».
Человек заботится о домашних животных, они его не боятся, он кормит их, строит для них жилища, дикие животные сами добывают себе пищу, и устраивают себе жилища.
- А теперь подумайте и скажите, сможет ли свинья выжить, попав в лес?
Ответы детей.
- Человек заботится о домашних животных (покажем стрелочкой). А животные приносят человеку какую-нибудь пользу?
(Корова даёт молоко, овца – кожу и шерсть, лошадь перевозит тяжести и т.д.) Всё показывается стрелочками.
- Вот видите, домашние животные не могут прожить без человека. Но и человек нуждается в домашних животных. Мы нужны друг другу.
Воспитатель показывает схемы, а дети определяют классы животных: травоядные, хищники и всеядные.
- Ребята, а как человек может помочь диким животным?
(В зимнее время лесник подкармливает лосей, кабанов, зайцев сеном, заготовленными ветками – вениками деревьев, кустарников).
- А как человек использует животных леса? (мясо животных, мех, змеиный яд, рога).
- А сейчас подойдите к плакату, мы с вами составим «пищевые цепочки».
- Какие животные питаются растительной пищей?
Дети выкладывают насекомых, птиц, животных.
В следующем столбце они выкладывают карточки тех животных, которые питаются предыдущими живыми организмами, и так далее до хищников.
Получаются схемы, а теперь подумайте:
- Что может случиться, если исчезнут все птицы?
- А нужны ли на земле хищники или нет?
Нет животных плохих и хороших.
Вывод:
Мы говорили о животных и поняли, что в лесу нет «плохих» и «хороших», мы все нужны друг другу.
Когда человек приходит в лес, он должен соблюдать определённые правила.
Рассматривают пособие «Правила поведения в лесу».
Послушайте стихотворение «Про всех на свете» Б.Заходер.
Все-все, все
На свете
Нужны
И мошки
Не меньше
Нужны, чем слоны.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд, и кто делает яд.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых.
Плохие дела
И кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы всё-таки очень
Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это конечно,
Ошибкой окажется.
Все-все-все на свете,
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!
А сейчас мы пойдём на экскурсию в картинную галерею. Экскурсоводами будут сами дети.
Рассказывают о зайце, белке, медведе.
В память об экскурсии от Лесовичка, детям дарятся книги о животных, календарики.
Тема «Хвойные леса и их обитатели».
Задачи:
Расширять и уточнять представления детей о природе, о многообразии окружающего мира: хвойных деревьях (ель, сосна, лиственница), диких животных и птицах (какие животные и птицы находят пищу в хвойном лесу). Знакомство с понятием «лес».
Уточнить представления детей о разном назначении хвойного леса в жизни человека: оздоровительная, эстетическая, хозяйственная;
Формировать умение обследовать предметы (шишки) разной формы: при обследовании включать движения рук по предмету;
Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;
Развивать умение делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями; употреблять слова в точном соответствии с их смыслом; упражнять в образовании однокоренных слов; умении поддерживать беседу; монологическую форму речи;
Совершенствовать умение передавать в рисунках образ ели, умение создавать новый тёмно-зелёный оттенок; создавать плакат, направленный на сохранение елей;
Расширять кругозор детей, знакомя с тем, почему ель бывает зелёной и зимой, и летом;
Формировать представление о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.
Материал:
иллюстрации хвойных деревьев, ветки сосны и ели, «ящик ощущений», в котором лежат: шишки сосны, ели, кедра, лиственницы; изображение ели, карточки с изображением птиц и животных: дятел, снегирь, синица, сорока, клёст, белка, рысь, лось, медведь и т.д.; 2 схемы.
Предшествующая работа:
Чтение рассказов о ели, сосне, пихте, лиственнице, кедре из книг: «Растения леса» «Атлас родной природы», авторы Т.А.Козлова, В.И.Сивоглазов; «Лесная мозаика» В.Зотова, «Планета – наш дом» Н.А.Рыжовой; чтение экологических сказок; чтение стихотворения С.Я.Маршака «Праздник леса»; цикл наблюдений за елью, составление схемы, организованная деятельность «Путешествие в тайгу»; рисование ели и сосны разными способами.
Ход:
В группе детей встречает Лесовичок. Приветствует детей и говорит:
- Я для вас приготовил задания, но прежде чем их искать выполнять, отгадайте мою загадку:
Что за странная девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
После этого дети подходят к первому заданию – картинам хвойных деревьев.
- Какой лес нарисован на картинке?
- Какие хвойные деревья вы знаете?
- Чем хвойный лес отличается от лиственного леса?
- Как вы узнали, что это ель? (сосна)
- Как называется лес, в котором растут только сосны? (бор)
- Как называется лес, в котором растут только ели?
- А сейчас послушайте загадку:
Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок. (Лиственница).
- А почему вы так решили?
И ещё одна загадка:
Какая красавица.
Раз в год одевается?
Лесовичок хвалит детей, и все вместе идут к следующему заданию.
На столе лежат ветки сосны и ели. Дети определяют, какая ветка от ели, а какая от сосны и почему? (Добиваться, чтобы дети в речи использовали слово «хвоя»).
- А сейчас мы пойдём к следующему заданию, там нас ждёт загадка и отгадка. На столе стоит «ящик ощущений», а вней лежат сосновые , еловые, лиственничные, кедровые шишки. Дети на ощупь определяют шишки и называют, от какого дерева.
Следующее задание:
Что под нами вверх ногами?
(Корень).
Детям вносится изображение корней сосны и ели. дети определяют, от какого дерева корни и что связано с таким расположением корней.
Лесовичок хвалит детей и предлагает следующую загадку:
Кто по ёлкам ловко скачет,
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка).
На планшете рассоложен рисунок ели, на столе карточки птиц и животных, которые находят пищу и дом в хвойном лесу, и вставляют в прорези ели.
Следующая загадка:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает? (Дерево).
Дети переходят к следующей схеме, на которой показано разное назначение хвойного леса в жизни человека.
- Окошечки на карте закрыты, нужно подойти, открыть окошечко и рассказать, что делают из древесины и хвои хвойных деревьев.
- Молодцы, как вы много знаете о хвойных деревьях и думаю, что Лесовичок доволен вашими ответами.
А сейчас послушайте мой рассказ о том, почему хвойные деревья круглый год стоят зелёными.
У хвойных деревьев хвоинок гораздо больше, чем листьев на самом раскидистом дереве. Сбрось ель осенью весь свой колючий, зелёный наряд – ей, чтобы одеться густой хвоёй, всей весны и лета не хватит. Так долго будут расти хвоинки. Хвойные деревья тоже меняют свои хвоинки, но не сразу, а постепенно. Ели, чтобы полностью «переодеться», сменит все старые иголки, нужно около 9 лет. У лиственницы хвоя растёт быстрее и вырасти за лето она, успевает, а раз ей весеннего и летнего времени хватает, чтобы поменять хвоинки, то осенью она сбрасывает хвою. Вот почему хвойные деревья зимой и летом бывают зелёными.
Дети становятся как ёлки, изображают ель, ёлочку, ёлку.
Садятся за столы.
- Лес – это замечательное природное богатство, поэтому лес надо беречь. Но, ребята, Лесовичок очень расстроен тем, что скоро наступит праздник - Новый год и в лесу начнут рубить ёлочки, а ему жалко каждое деревце. А вам жалко ёлочки?
- Лесовичок, в детском саду тоже будет праздник, но мы будем украшать искусственную ёлку. Сейчас, чтобы стоял запах хвои, люди придумали ароматизаторы, я сейчас включу аромалампу, и пока мы будем рисовать, у нас в группе будет пахнуть хвоей.
Нарисуем плакаты про ель, чтобы напомнить людям о том, что ель – живая и ей лучше расти в лесу.
Показываю плакат природоохранного содержания, на нём слова, призывающие любить и беречь природу. Задача детей – придумать плакат про ёлку, нарисовать его, сочинить слова, которые следует написать на плакате.
Дети рисуют.
Полное изготовление плакатов осуществляют в течение дня, рассматривают их.
Чтение стихотворения «Живи, ёлочка!» Ирины Токмаковой.
Литература:
1. «Дошкольное образование» № 23, «Есть у елочки друзья», 2004 г.
2. С.Н. Николаева «Методика экологического образования в детском саду»
3. В.Н. Танасийчук «Экология в картинках»
4. Н.А. Рыжова «Планета – наш дом»
5. В.В. Зотов «Лесная мозаика»
6. Т.А. Козлова, В.И. Сивоглазов «Растения леса», «Атлас родной природы» ,
7. Т.Д. Нуждина «Энциклопедия для малышей»
« Чудо-всюду». Мир животных и растений.
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002362
Штрих код (№ квитанции) 62502670051882 Дата отправки 1 февраля 2014 г.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf