В природе нет "плохих" и "хороших", мы все нужны друг другу

  пт., 31.01.2014

Автор:

Батурина Татьяна Григорьевна,

воспитатель

высшей квалификационной категории

МАДОУ д/с № 51 к/в

города Тюмени

Тема: «В природе нет «плохих» и «хороших», мы все нужны друг другу».

Задачи:

Расширять и уточнять представления детей о природе, о  домашних и диких животных; «пищевых цепочках»;

Развивать умение устанавливать их сходства и различия;

Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

Упражнять в составлении рассказов о диких животных;

Развивать у детей умение объяснять, сравнивать, доказывать, делать выводы;

Формировать представление о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её;

Расширять кругозор детей.

Материал: карточки с изображением домашних и диких животных, картины из серии «Дикие животные»: «Зайцы», «Белки», «Бурые медведи», схемы-модели животных, 2 обруча, 3 круга, схемы питания животных.

Содержание проделанной работы:

Игра «Для чего зайцам нужны волки и лисы?»

Знакомство детей по темам: «Как лось и белка проводят время в лесу», «Волк и лиса - хищники», «Сравнение бурого и белого медведя».

Чтение рассказов Шорышко «Заяц», «Лиса», «Медведь», «Белка», «Волк»; рассказов из книги В.Н.   Танасийчук «Экология в картинках»: «Олени и хищники», «Цепочки в лесу»; книги Владимира Зотова «Лесная мозаика»; Т.Д.Нуждина «Энциклопедия для малышей «Чудо - всюду» мир животных и растений».

Составление «пищевых цепочек».

Ход деятельности:

Внимание детей обращаю на красивую, необычную коробочку.

- Давайте посмотрим, что в ней. Педагог достаёт из неё карточки с изображением диких и домашних животных и письмо. Читает письмо.

«Здравствуйте, ребята. Я сегодня не смог приехать к вам в гости. Так как началась весна, и у меня много работы. Скоро будет тепло, и вы обязательно пойдёте в лес. Но прежде чем отправляться в лес, вы должны хорошо знать  животных, картинки которых я вам прислал, правила поведения в лесу. И должны запомнить, что в природе нет «плохих» и «хороших», все нужны друг другу. До свидания. Лесовичок».

- Вот мы сегодня с вами должны выяснить, есть ли в лесу «хорошие» и «плохие»?

- Лесовичок отправил нам такие загадки:

Где живёт он?

В самой чаще

Самый, самый настоящий.

Там гуляет, там и спит,

Там детей своих растит.

Любит малину, любит мёд,

Сладкоежкою слывёт.

Всего сильнее он

Любит долгий крепкий сон:

Ляжет осенью, а встанет –

Лишь когда весна настанет.           (Медведь).

 

Голодная мычит,

Сытая жуёт,

Всем ребятам молоко даёт.            (Корова).

- Какие это животные?

(медведь – дикое животное, корова- дикое животное).

Карточку с изображением медведя кладём в один обруч, карточку с изображением коровы – в другой обруч.

А теперь выясняем, чем похожи домашние и дикие животные.

Дети находят схемы, и кладут их в общее пространство между обручами.

Ответы детей, обобщение:

Тело покрыто шерстью, у всех животных – 4 ноги, есть у животных пасть, все животные вскармливают своих детёнышей своим молоком.

- Все животные вскармливают своих детёнышей своим молоком, то к какому классу они относятся?

- А теперь давайте выясним, чем всё-таки дикие животные отличаются от домашних?

Домашние животные  живут рядом с человеком, дикие - в лесу. Дети раскладывают карточки домашних и диких животных в разные обручи, под знаками «дом» и «дерево (лес)».

Человек заботится о домашних животных, они его не боятся, он кормит их, строит для них жилища, дикие животные сами добывают себе пищу, и устраивают себе жилища.

- А теперь подумайте и скажите, сможет ли свинья выжить, попав в лес?

Ответы детей.

- Человек заботится о домашних животных (покажем стрелочкой). А животные приносят человеку какую-нибудь пользу?

(Корова даёт молоко, овца – кожу и шерсть, лошадь перевозит тяжести и т.д.) Всё показывается стрелочками.

- Вот видите, домашние животные не могут прожить без человека. Но и человек нуждается в домашних животных. Мы нужны друг другу.

Воспитатель показывает схемы, а дети определяют классы животных: травоядные, хищники и всеядные.

- Ребята, а как человек может помочь диким животным?

(В зимнее время лесник подкармливает лосей, кабанов, зайцев сеном, заготовленными ветками – вениками деревьев, кустарников).

- А как человек использует животных леса? (мясо животных, мех, змеиный яд, рога).

- А сейчас подойдите к плакату, мы с вами составим «пищевые цепочки».

- Какие животные питаются растительной пищей?

Дети выкладывают насекомых, птиц, животных.

В следующем столбце они выкладывают карточки тех животных, которые питаются предыдущими живыми организмами, и так далее до хищников.

Получаются схемы, а теперь подумайте:

- Что может случиться, если исчезнут все птицы?

- А нужны ли на земле хищники или нет?

Нет животных плохих и хороших.

Вывод:

Мы говорили о животных и поняли, что в лесу нет «плохих» и «хороших», мы все нужны друг другу.

Когда человек приходит в лес, он должен соблюдать определённые правила.

Рассматривают пособие «Правила поведения в лесу».

Послушайте стихотворение «Про всех на свете» Б.Заходер.

Все-все, все

На свете

Нужны

И мошки

Не меньше

Нужны, чем слоны.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мёд, и кто делает яд.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников

Злых и свирепых.

Плохие дела

И кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы всё-таки очень

Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это конечно,

Ошибкой окажется.

Все-все-все на свете,

На свете нужны,

И это все дети

Запомнить должны!

А сейчас мы пойдём на экскурсию в картинную галерею. Экскурсоводами будут сами дети.

Рассказывают о зайце, белке, медведе.

В память об экскурсии от Лесовичка, детям дарятся книги о животных, календарики. 

 

Тема  «Хвойные леса и их обитатели».

 Задачи:

Расширять и уточнять представления детей о природе, о многообразии окружающего мира: хвойных деревьях (ель, сосна, лиственница), диких животных и птицах (какие животные и птицы находят пищу в хвойном лесу). Знакомство с понятием «лес».

Уточнить представления детей о разном назначении хвойного леса в жизни человека: оздоровительная, эстетическая, хозяйственная;

Формировать умение обследовать предметы (шишки) разной формы: при обследовании включать движения рук по предмету;

Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;

Развивать умение делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями; употреблять слова в точном соответствии с их смыслом; упражнять в образовании однокоренных слов; умении поддерживать беседу; монологическую форму речи;

Совершенствовать умение передавать в рисунках образ ели, умение создавать новый тёмно-зелёный оттенок; создавать плакат, направленный на сохранение елей;

Расширять кругозор детей, знакомя с тем,  почему ель бывает зелёной и зимой, и летом;

Формировать представление о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.

 Материал:

иллюстрации хвойных деревьев, ветки сосны и ели, «ящик ощущений», в котором лежат: шишки сосны, ели, кедра, лиственницы; изображение ели, карточки с изображением птиц и животных: дятел, снегирь, синица, сорока, клёст, белка, рысь, лось, медведь и т.д.; 2 схемы.

Предшествующая работа:

Чтение рассказов о ели, сосне, пихте, лиственнице, кедре из книг: «Растения леса» «Атлас родной природы», авторы Т.А.Козлова, В.И.Сивоглазов; «Лесная мозаика» В.Зотова, «Планета – наш дом» Н.А.Рыжовой; чтение экологических сказок; чтение стихотворения С.Я.Маршака «Праздник леса»; цикл наблюдений за елью, составление схемы, организованная деятельность «Путешествие в тайгу»; рисование ели и сосны разными способами.

Ход:

В группе детей встречает Лесовичок. Приветствует детей и говорит:

- Я для вас приготовил задания, но прежде чем их  искать выполнять, отгадайте мою загадку:

Что за странная девица,

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год.

После этого дети подходят к первому заданию – картинам хвойных деревьев.

- Какой лес нарисован на картинке?

- Какие хвойные деревья вы знаете?

- Чем хвойный лес отличается от лиственного леса?

- Как вы узнали, что это ель? (сосна)

- Как называется лес,  в котором растут только сосны? (бор)

- Как называется лес, в котором растут только ели?

- А сейчас послушайте загадку:

                                 Вроде сосен,  вроде ёлок,

А зимою без иголок.   (Лиственница).

- А почему вы так решили?

И ещё одна загадка:

Какая красавица.

Раз в год одевается?

Лесовичок хвалит детей, и все вместе идут к следующему заданию.

На столе лежат ветки сосны и ели. Дети определяют, какая ветка от ели, а какая от сосны и почему? (Добиваться, чтобы дети в речи использовали слово «хвоя»).

- А сейчас мы пойдём к следующему заданию, там нас ждёт загадка и отгадка. На столе стоит «ящик ощущений», а вней лежат сосновые , еловые, лиственничные, кедровые шишки. Дети на ощупь определяют шишки и называют, от какого дерева.

Следующее задание:

Что под нами вверх ногами?

(Корень).

Детям вносится изображение корней сосны и ели. дети определяют, от какого дерева корни и что связано с таким расположением корней.

Лесовичок хвалит детей и предлагает следующую загадку:

Кто по ёлкам ловко скачет,

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

(Белка).

На планшете рассоложен рисунок ели, на столе карточки птиц и животных, которые находят пищу и дом в хвойном лесу, и вставляют в прорези ели.

Следующая загадка:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает?                  (Дерево).

Дети переходят к следующей схеме, на которой показано разное назначение хвойного леса  в жизни человека.

- Окошечки на карте закрыты, нужно подойти, открыть окошечко и рассказать, что делают из древесины и хвои хвойных деревьев.

- Молодцы, как вы много знаете о хвойных деревьях и думаю, что Лесовичок  доволен вашими ответами.

А сейчас послушайте мой рассказ о том, почему хвойные деревья круглый год стоят зелёными.

У хвойных деревьев хвоинок гораздо больше, чем листьев на самом раскидистом дереве. Сбрось ель осенью весь свой колючий, зелёный наряд – ей, чтобы одеться густой хвоёй, всей весны и лета не хватит. Так долго будут расти хвоинки. Хвойные деревья тоже меняют свои хвоинки, но не сразу, а постепенно. Ели, чтобы полностью «переодеться», сменит все старые иголки, нужно около 9 лет. У лиственницы хвоя растёт быстрее и вырасти за лето она, успевает, а раз ей весеннего и летнего времени хватает, чтобы поменять хвоинки, то осенью она сбрасывает хвою. Вот почему хвойные деревья зимой и летом бывают зелёными.

Дети становятся как ёлки, изображают ель, ёлочку, ёлку.

Садятся за столы.

- Лес – это замечательное природное богатство, поэтому лес надо беречь. Но, ребята, Лесовичок очень расстроен тем, что скоро наступит праздник - Новый год и в лесу начнут рубить ёлочки, а ему жалко каждое деревце. А вам жалко ёлочки?

- Лесовичок, в детском саду тоже будет праздник, но мы будем украшать искусственную ёлку. Сейчас, чтобы стоял запах хвои, люди придумали ароматизаторы, я сейчас включу аромалампу, и пока мы будем рисовать, у нас в группе будет пахнуть хвоей.

Нарисуем плакаты про ель, чтобы напомнить людям о том, что ель – живая и ей лучше расти в лесу.

Показываю плакат природоохранного содержания, на нём слова, призывающие любить и беречь природу. Задача детей – придумать плакат про ёлку, нарисовать его, сочинить слова, которые следует написать на плакате.

Дети рисуют.

Полное изготовление плакатов осуществляют  в течение дня, рассматривают их.

Чтение стихотворения «Живи, ёлочка!» Ирины Токмаковой. 

 

 

 

Литература:

1. «Дошкольное образование» № 23, «Есть у елочки друзья»,  2004 г.

2. С.Н. Николаева «Методика экологического образования в детском саду»

3. В.Н. Танасийчук «Экология в картинках»

4. Н.А. Рыжова  «Планета – наш дом»

5. В.В. Зотов «Лесная мозаика»

6. Т.А. Козлова, В.И. Сивоглазов «Растения леса», «Атлас родной природы» ,

7. Т.Д. Нуждина «Энциклопедия для малышей»

 « Чудо-всюду». Мир животных и растений.

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002362

Штрих код (№ квитанции) 62502670051882  Дата отправки 1 февраля 2014 г.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 6272
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.