«Измерение длины» НОД в подготовительной к школе группе

  вт., 11.05.2021

Автор-составитель:

Коновалова Елена Борисовна

воспитатель МДОУ "Детский сад "Лесная сказка"

п. Лонгъюган ЯНАО Надымский район

Технологическая карта организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

по ОО «Познавательное развитие» «Измерение длины»

Образовательная область

«Познавательное развитие»

Возраст детей, группа

6-7 лет, подготовительная к школе группа

Тип ООД

Изучение нового знания

Тема ООД

«Измерение длины»

Цель

Формирование элементарных математических представлений.

Задачи

1.Познакомить детей с основной единицей измерения длины – сантиметром; с новым измерительными приборами – метром, рулеткой, мягким сантиметром, рассказать про случаи их применения. Практическое измерение длин этими единицами.

2.Развивать мышление, пространственное воображение, внимание.

Развитие умения работать в группе, паре, самостоятельно делать выводы.

3.Воспитание интереса к изучаемому предмету через народные традиции.

 

Материал

линейка, сантиметр, рулетка, деревянный метр, полоски картона по количеству человек (условная мерка, кубики), отрез ткани

Предполагаемый результат

Дети узнают, что основная единица измерения длины-сантиметр

Этапы технологии «Ситуация»

Деятельность воспитателя

Методы, приемы

Деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

I. Введение в ситуацию

Психологическая поддержка. Воспитатель произносит тихо, дети вслед за ним громко:

Мы – умные

Мы – дружные

Мы – внимательные

Мы – старательные

Мы – отлично занимаемся

Все у нас получается.

Ребята, мне пришло необычное видео-сообщение от Бабы-Яги. Давайте вместе посмотрим!

- Да непростая задачка! Нам нужно определить, чем снимать мерки и чем мерить длину ткани для наряда нашей гостье.  Ну что, поможем Бабе-Яге?А сможем?

 

 

 

 

 

Просмотр видео сообщения

Беседа, вопрос-ответ.

Отвечают на поставленные вопросы.

Принимают учебную задачу.

Добиваться нужного ответа

 

Этапные задачи

Обеспечение мотивации обучения

 

II. Актуализация знаний

- Что такое условная мерка? Что может быть условной меркой Давайте вспомним, как можно измерить длину или ширину при помощи условной мерки. Возьмите со стола любые условные мерки. Предлагаю 1 команде измерить длину стола, а второй – ширину стола.

- С чего мы начинаем мерить? (Прикладываем мерку к самому краю стола, придерживаем пальцем).

- Что мы используем для удобства измерения? (Для удобства отмечаем кубиками сколько раз уложилась мерка).

- Проверим, что у вас получилось.

У всех результат одинаковый? (нет). А почему?

Вывод: разные мерки – разные результаты измерения.

 

Беседа, вопрос-ответ

Измерение предметов условной меркой

 

 

 

 

 

 

 

Работа за столами. Дети высказывают свои предположения и отбирают карточки.

Находят способы решения.

Добиваться нужного ответа

 

Этапные задачи

Дидактическая задача: актуализировать понятие «условная мерка»

 

III Затруднение в ситуации

Так какую же мерку нам выбрать, чтобы измерения были одинаковыми и точными? Чем измерить ткань?

Давайте спросим совета у «Здравствуйте, ребята. Я хочу вам немного рассказать о старинных единицах измерения длины. В древности для измерения длин использовались те измерительные приборы, которые всегда были при себе. В самом начале для измерения длины, как и при счете, люди пользовались руками, пальцами. Самой распространённой единицей длины был «локоть» т. е. расстояние от локтя до конца среднего пальца. (Покажите мне ваш локоть и средний палец.)

Этой единицей многие народы пользовались на протяжении тысячелетий. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку.

Кроме «локтя» применялись и другие единицы: сажень, ладонь, шаг. Расстояние, на которое надо было вбить в землю колья при постройке хижины, человек измерял шагами. «Шаг» - это одна из старинных мерок, которой пользуются и по сей день. »

- Математикус предлагает нам измерить ткань, используя старинные мерки длины. Предлагаю вам попробовать измерить ковер шагами, а затем стол – ладонью.

Сравниваем результаты. Вывод – опять результаты разные.

- Подходят нам старинные мерки длины? (нет)

 

Беседа, вопрос-ответ

Видеоролик «Советы Матиматикусв», измерение предметов с помощью старинных мерок

 

Отвечают на вопросы.

Работа детей за столами.

 

 

 

-Фиксация затруднения

-Выявление причины затруднения

-опыт целеполагания

Добиваться нужного ответа

 

Этапные задачи

Дидактические задачи:
- создать мотивационную ситуацию для определения детьми понятия «общая единица измерения»;
- сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания особенностей измерения длины предметов

 

IVОткрытие нового знания или способа действий

- Теперь вы сами убедились, какая получается путаница, неразбериха, когда люди пользуются разными мерками. Поэтому было решено принять для всех стран общие единицы мерок, чтобы результаты измерений были точными. Самой маленькой единицей измерения стал сантиметр.

- Перед вами лежат различные предметы (линейка и твёрдый деревянный метр). Как вы думаете для чего нужны эти предметы? Что общего вы в них видите?

У них есть шкала. Отрезок от 0 до 1 – это и есть сантиметр. В каких случаях используют линейку?

А все ли удобно мерить линейкой? Например, длину ковра?

Поможет нам линейка измерить длину ткани для Бабы-Яги? (неудобно, слишком маленькая)

Для измерения очень длинных предметов используется вот такая мерка – метр. (в нем 100 см)

Где можно использовать метр? С помощью метра можно измерить длину и высоту стола, стула, рост куклы, длину ковра.

Как вы думаете, поможет нам метр отмерить нужную длину ткани? (да)

- Оказывается, что для измерения длины используются и другие измерительные приборы. Как вы думаете, когда используют мягкий сантиметр? Почему в этих случаях не подходит линейка или твёрдый метр? (дать детям потрогать твёрдый метр и мягкий сантиметр)

(с помощью сантиметра можно измерить длину по кривой- окружность головы, объем талии или дерева). Измеряем окружность головы людей. Пригодится он Бабе-Яге? (да)

Беседа, вопрос-ответ,

Дидактическая игра «Измерь предмет»

 

Работа с измерительными предметами (линейка, метр, рулетка)

 

Овладение способами решения учебных задач.

Добиваться нужного ответа, исправлять ошибки детей.

 

Этапные задачи

Дидактические задачи:
1. Сформировать представление об общей единицы измерения;
2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действия «если чего-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по схеме.

 

V Введение новых знаний в систему знаний

- Сегодня мы узнали, что есть общая единица измерения – сантиметр, метр. Небольшие предметы, можно измерять линейкой, более крупные – метром. Также мы узнали, что измеряют рулеткой, мягким сантиметром. Давайте поиграем и закрепим наши знания.

Физкультминутка.

 

 

 

 

Дидактическая игра «Что чем измерить?».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют движения на ковре.

 

 

 

Дети работают за столами.

Закрепление новой учебной задачи.

Добиваться нужного ответа, исправлять ошибки детей.

 

Этапные задачи:

- закрепить умение дифференцировать единицы измерения;

- учить самостоятельно проверять выполненные действия по образцу;

- закрепить умения использовать новые знания в самостоятельной игровой деятельности;

- способствовать ситуации успеха в совместной деятельности.

 

VI Осмысление (итог)

- Чью просьбу мы сегодня выполняли? (Бабы-Яги)

- Как мы ейпомогли? (Определили, чем можно снять мерки и отмерить ткань для нового наряда)

- А смогли мы это сделать потому, что узнали о единицах измерения и о разных измерительных предметах

Беседа, вопрос-ответ.

Отвечают на вопросы.

Оценка достижения результата

Подвести итог, сделать выводы.

Этапные задачи:

провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.

 

Комментарий

 

 

Список литературы

  1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду.-2-е изд.-М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  2. Козина Л.Ю. Игры по математике с дошкольниками. -М.: Сфера, 2008.


  «Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008247

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 5434
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.