«Дерево и его свойства» НОД для старшей группы |
сб., 18.03.2017 |
Автор-составитель:
Юрченко Светлана Сергеевна,
воспитатель
МАДОУ Боровского детского сада «Журавушка»
Цель: повышать интерес у детей к опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательная: Познакомить детей со свойствами дерева. Закрепить с детьми правила безопасного поведения с огнем.
Развивающая: Развивать умение определять существенные признаки и свойства материала. Развивать мышление, внимание, обогащать словарный запас детей.
Воспитывающая: Воспитывать у детей познавательный интерес к предметному миру, использовать опыт для нахождения истины.
Материалы: 2 кружки (деревянная и стеклянная), бумага, ткань, металлические изделия, емкость с водой, карандаши, точилка, иллюстрации по теме «Огонь», кукла – «Дед Знай».
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, я узнала сегодня, что к нам в детский сад спешит гость, а кто это, попробуйте отгадать загадку.
Воспитатель:
Про все на свете знает он,
Советы всем дает,
Детей он очень любит
И каждый день их ждет.
Живет в лаборатории
Мудрый, старый дед.
Кто же это, дети?
Прошу вас дать ответ.
Ответы детей: Дедушка «Знай»
Звучит песня «Ужасно интересно все то, что неизвестно…», музыка В. Шаинского (один куплет).Появляется кукла «Дед Знай».
Дед Знай: Здравствуйте ребята. Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. Хотите быть исследователями?
Дети: Да.
А вот, что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
Дети: Лес.
Дед Знай: правильно. Лес – наш друг, где растут различные виды деревьев. Сначала дерево спиливают, затем очищают от сучьев, брёвна везут на фабрику, где их распиливают на доски, а затем изготавливают деревянные предметы.
Ребята, а какие предметы делают из дерева?
Дети: мебель, стулья, игрушки.
Дед Знай: Правильно.Деревья нужно беречь, из них можно сделать много полезных предметов, которые так необходимы для жизни человека. Хотите поиграть со мной в игру «Доскажи словечко»?
Дети: Да.
Игра: «Доскажи словечко»
Дети называют правильные ответы и показывают соответствующую картинку.
Ход игры:
Если ты захочешь спать,
В спальне ждет тебя …
Дети: (кровать)
Как приятно нашей Ане
Поваляться на …
Дети: (диване)
Чтобы ноги отдохнули,
Посиди-ка ты на …
Дети: (стуле)
Не страшны морозы, если
Ты сидишь в уютном …
Дети: (кресле)
С пирогами чай попьем
За обеденным …
Дети: (столом)
Свитер, кофту, теплый шарф
Аккуратно сложим в …
Дети: (шкаф).
Дед Знай: Молодцы, вы очень внимательны и поэтому назвали правильно все предметы. Вот сколько нужных и полезных предметов можно сделать из дерева. А теперь давайте нашим глазкам дадим немного отдохнуть.
Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть все дано –
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг.
(Дети выполняют движения глазами в соответствии с текстом)
Сейчас я предлагаю поговорить о свойствах дерева и заняться исследованиями.
Опыт 1. Дерево легкое, не тонет.
- Итак, первое свойство, которое мы исследуем, требует от нас проведения серьезного эксперимента. На столе емкости с водой и предметы на подносе. Возьмите металлический предмет и опустите его в воду. Что с ним стало и почему?
Дети:он утонул.
- А теперь возьмите бумагу и опустите ее в воду. Что с бумагой и почему?
Дети:Она намокла и тоже утонула.
- А теперь возьмите ткань и опустите ее в воду. Что с тканью и почему? Дети:Она намокла и тоже утонула.
- А сейчас возьмите деревянный кубик и опустите его в воду. Что стало с кубиком и почему?
Дети: Кубик плавает, потому что он деревянный. Если дерево в воде не тонет, что стали строить люди из него?
Дети:Стали строить лодки и корабли.
Итак, первое свойство дерева мы выяснили. Кто его может назвать?
Дети:Оно легкое и не тонет.
Опыт 2. Дерево горит, дает тепло и свет.
- Второй эксперимент мы не сможем провести, так как он очень опасный. Этот эксперимент я покажу по картинке. Если поджечь дерево, то оно начинает гореть. Огонь бывает большой и маленький, опасный и полезный. Посмотрите на иллюстрации и расскажите, может ли огонь быть другом человеку?
Дети: Да, может.
Дед Знай: А как он помогает?
Дети: Огонь нужен, чтобы греться, готовить пищу, жечь мусор, чтобы было светло.
Дед Знай: Что заметили люди, когда горит дерево, древесина?
Дети: Что становится светло и тепло. Можно разжечь костер в лесу. На костре можно приготовить пищу.
Дед Знай: А как вы думаете, когда огонь становится врагом человеку? Может он быть опасным?
Дети: Да.
Дед Знай: А когда? От чего может произойти пожар?
Дети: Когда люди неосторожно обращаются с огнем или когда дети берут в руки спички.
Дети:нельзя детям брать спички, поджигать траву, бумагу, оставлять мусор в лесу. Может произойти пожар. Брать спички и разводить огонь могут только взрослые.
Дед Знай: Какие беды приносят пожары?
Дети: могут погибнуть люди, животные в лесу, погибнет лес, насекомые.
Мы с вами выяснили второе свойство. Назовите его.
Дети: дерево горит, дает тепло и свет.
Опыт 3. Дерево сохраняет тепло.
Дед Знай: Теперь мы с вами попробуем выяснить следующее свойство.
- Возьмем две кружки, деревянную и стеклянную с теплой водой
- Какая кружка долго сохраняет тепло?
Дети: деревянная. В ней вода теплая. А в стеклянной кружке вода быстро остывает.
Мы с вами выяснили третье свойство дерева. Назовите его дети.
Дети: дерево сохраняет тепло.
Опыт 4. Древесина легко поддается обработке.
Дед Знай: Нам предстоит провести еще один опыт.
- Возьмем точилку и попробуем поточить деревянный карандаш. (Точат карандаш.) Как вы думаете, если вам легко удалось поточить карандаш, какой можно сделать из этого вывод?
Дети:Дерево можно пилить, резать, точить.
Дед Знай: Мы с вами выяснили четвертое свойство дерева. Какое?
Дети: древесина легко поддается обработке.
Дед Знай:Юные исследователи, какие же свойства дерева мы узнали, проделав эксперименты?
Ответы детей:
1. Дерево легкое, не тонет.
2. Дерево горит, дает тепло и свет.
3. Дерево сохраняет тепло.
4. Древесина легко поддается обработке.
Дед Знай: Таким образом, дерево обладает многочисленными удивительными свойствами, поэтому человек его широко использует в быту.
Дед Знай: Мне было приятно с вами пообщаться. Я подготовлю для вас новые опыты и обязательно прийду к вам в детский сад. До свидания. До новых встреч!
Литература:
- Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» Санкт-Петербург 2015г, методическое пособие.
- О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Творческий центр «СФЕРА». Москва 2002.
- Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. М.: Сфера, 2010, 64 с., С. 3-7.
Интернет-ресурсы:
- http://metodsovet.su/blog/udivitelnye_svojstva_dereva/2013-12-11-301.
- http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-oznakomleniyu-s-okruzhayuschim-na-temu-derevo-i-ego-svoistva-v-starshei-grupe.html.
- https://infourok.ru/proekt-po-ekologii-na-temu-udivitelnie-svoystva-dereva-1302273.html
- http://doshkolnik.ru/ecologia/11109-dereviya.html
- http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac3371.html
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf