«Птицы Тюменского края» НОД в подготовительной группе

  пт., 09.03.2018

Автор - составитель:

Заборских Светлана Анатольевна,

воспитатель

МАДОУ детский сад №162 города Тюмени

«Птицы Тюменского края»

конспект  непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе

Задачи по образовательным областям:

«Познавательное развитие»

-Познакомить детей с картой, учить ориентироваться на ограниченной территории.

-Расширять представления о родном крае.

-Углублять и уточнять представления о птицах  Тюменской области, занесенных в Красную книгу.

-Расширять  и систематизировать знания о зимующих и перелетных птицах.

«Речевое развитие»

-Совершенствовать речь как средство общения.

-Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей.

-Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком.

 «Социально-личностное развитие»

-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

- Формировать умение объединяться для совместной игры, договариваться, помогать друг другу.

-Продолжать учить детей играть в различные дидактические игры.

Оборудование: конверт, в котором лежит перо, письмо со словом SOS и карта групповых помещений;  фото птиц Тюменской области из Красной книги, карточки со снежинками и солнышками, карточки с перелетными и не перелетными птицами (3 набора), шапочки птиц для инсценировки, дидактические игры «Кто лишний?», «Кто чем питается?», «Где чей домик?», «Составь слово», фломастеры.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами на участке, дидактические игры: «Запомни, назови»; «Улетают – не улетают», «Кто, где и как зимует», электровикторина «Мир зверей и птиц» и др., чтение стихов, рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц, работа с пособием для занятий по краеведению «Путешествие по Тюменской области» (авторский коллектив Ирина Ульянова, Екатерина Фролова, Николая Токарчука, Ольги Швецовой).

Ход образовательной деятельности

Дети находят письмо на подоконнике у открытого окна приемной.

 В письме находится перо, слово SOS, карта.)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, от кого эти предметы? (дети высказывают свои соображения: от птицы)

Воспитатель: Ребята, а кто знает, что обозначает слово SOS?

Дети: Это слово обозначает, что кто-то в опасности. Птицы в опасности. Они просят нас о помощи. Поможем им

Воспитатель: Рассмотрите рисунок. Что это?

Дети: Это карта нашей группы (дети рассматривают карту и решают, где они находятся – в приемной (цифра 1), цифрами указаны на карте групповые помещения, по которым предполагается движение детей).

    

Воспитатель: А давайте с вами пройдем по карте и поможем птицам, которые находятся в беде.

Воспитатель: Кто напомнит нам, что такое Красная книга?

Дети: Это книга, в которую занесены редкие виды животных и птиц.

Воспитатель: Итак, отправляемся в путешествие (в ходе выполнения работы дети будут собирать фотографии птиц Красной книги Тюменской области, а потом составят альбом «Редкие птицы Тюменской области».)

Воспитатель: Идем по карте (дети переходят в групповое помещение, на карте цифра 2). Проходите, рассаживайтесь на ковре (дети садятся на ковер).

Воспитатель: А где мы можем увидеть и услышать птиц?

Дети: В лесу, в парке, во дворе.

Воспитатель: В какое время года больше всего птиц?

Дети: Летом, весной.

Воспитатель: Как называют птиц, которые на зиму улетают в тёплые края?

Дети: Перелетные птицы.

Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру «Раздели на группы» (работа по подгруппам). Задание: необходимо разложить птиц на 2 группы: к снежинке - птицы, которые зимуют с нами, а к солнышку - те, которые прилетают к нам с юга.

(дети делятся на 2 подгруппы, им даются одинаковые наборы карточек птиц,  а 2 ребенка делают это задание на доске: каждый свой столбик).

Воспитатель: Каких птиц поместили рядом со снежинкой, как этих птиц назвать одним словом? Почему? (дети сверяются с доской)

Дети: Зимующие, т.к. зимуют рядом с человеком.

Воспитатель: Каких птиц отнесли к перелетным? Почему?

Дети: Осенью многие насекомые исчезают, птицам нет корма, им нечем прокормиться. Они вынуждены улететь в те края, где тепло, а там много корма.

Воспитатель: Зима, это испытание для птиц. Одни птицы могут справиться, а другие улетают от нас в теплые страны. А почему они все же возвращаются обратно? Ведь каждый перелет очень труден и опасен для птиц? Некоторые не выдерживают столь долгого пути и погибают?

Дети: Птицы летят домой.

Воспитатель: Ученые до сих пор не могут ответить на этот вопрос. А я думаю, что птицы просто хотят вернуться на свою Родину. Ведь они здесь родились, вылупились из яиц, учились летать, добывать пищу. Их зовёт любовь к родному краю, родному дому.

Воспитатель: Ребята, а хотите узнать, о чем разговаривают птицы, когда встречаются после длительной разлуки? Давайте посмотрим сценку.

Выходят дети в шапочках птиц (скворец, грач, синичка, дятел) и представляют инсценировку о птицах

Скворец к синичке:

Здравствуй, птичка-невеличка,

Здравствуй, добрая синичка.

Грач: Здравствуй, дятел, наш приятель.

Здравствуй, голубь и снегирь!

Дятел: Расскажите, птицы, где вы побывали?

Расскажите, птицы, что вы повидали?

Скворец:

В жарких странах жаркое лето.

Ни зимы, ни снега там нету.

Грач: Бродят там слоны великаны

Целый день кричат обезьяны.

Там растут деревья и лианы.

Там растут на пальмах бананы.

Синичка: Хорошо ли жили вдалеке от дома?

С кем вы там дружили в странах незнакомых?

Скворец: Мы скучали по деревне

По звенящему ручью

По скворечне, по деревьям,

По соседу воробью.

Синичка: Мы очень рады вам, друзья,

Будьте с нами вы всегда!

Ребёнок:

Пускай всегда такой обычай

В моей останется стране.

Встречать любовью птичьи стаи

Всем сердцем радуясь весне!

Воспитатель: У каждого из нас есть Родина, а как же называется наша Родина?

Дети: Наша Родина называется Россия.

Воспитатель: А как же называется наша Малая Родина?

Дети: Тюмень.

Воспитатель: Тюменская область велика и просторна. На всей территории обитают около 460 тысяч разновидностей птиц. Одними из перелетных птиц к нам в Тюменскую область прилетают Глупыши, Савки (показ иллюстраций). Но, к сожалению этих птиц стало так мало, что они находятся под охраной государства и занесены в Красную книгу Тюменской области (дети берут картинки птиц с собой и идут дальше по карте – цифра 3).

Воспитатель: Ребята, назовите, самую красивую и изящную перелетную птицу? (ответы детей)

Воспитатель: Это лебеди. Прилет лебедей означает, что пришла настоящая весна.

Воспитатель:  Я предлагаю вам поиграть в хороводную игру «Лебедь».

Лебедь белый, лебедь смелый

Улетает далеко,

В страны жаркие, где пищу

Он найдет зимой легко.

Лишь весна настанет, лебедь

Вновь на Родину летит

И у озера родного

Приземлиться он спешит.

«Здравствуй, лебедь!

С возвращением,

Где так долго пропадал?»

«Был в далеких жарких странах,

Зиму там пережидал.»

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что лебедь относится к водоплавающим птицам? Сейчас Марк нам расскажет об этом (заранее подготовленный ребенок делает мини-сообщение).

Воспитатель:  Оказывается, Лебедь шипун и Утка – пеганка - это водоплавающие птицы из Красной книги. Они встречаются на озерах Тюменской области, Ярковского района (показывает иллюстрации этих птиц, дети берут  картинки птиц с собой и идут дальше по карте – цифра 4).


Воспитатель:  Ребята, мы оказались в игровой комнате, предлагаю вам пройти за столы (на столах задания).


Воспитатель: Первая группа будет выполнять задание  на карточках «Кто лишний?» (Детям выдаются карточки, на них изображены птицы, дети должны найти лишнюю птицу в ряду и зачеркнуть ее фломастером ( по какому-либо признаку) (7-8 человек)


Воспитатель: Вторая группа будет выполнять задание «Кто чем питается?»  (соединить птицу и корм, которым она питается) (7-8 человек).

Воспитатель: Третья группа будет выполнять задание «Где чей домик?»         соединить птицу и домик, в котором она живет) (7-8 человек)

 

Воспитатель: А 3 человека (читающие) получают задание «Составь слово» и составляют названия птиц на доске 

(детям дается 4 - 5 минут на выполнение одного из заданий)

Воспитатель: Ребята, давайте попросим наших гостей проверить вас.

(дети подходят со своей карточкой к гостю, тот проверяет правильность работы). Воспитатель обращает внимание на работу у доски:

Воспитатель: Назовите птиц, названия которые у вас получились (дети зачитывают названия, воспитатель показывает картинки этих птиц).

Воспитатель: Ребята, эти птицы хищники. Они проживают в Тюменской области и находятся под охраной государства. Они занесены в Красную книгу (детям даются картинки с изображением этих птиц).

Воспитатель: Посмотрите на картинки, что их объединяет?

Дети: Это птицы, все они проживают в Тюменском крае, они занесены в Красную книгу.

Воспитатель: Да, это, наверное, они и прислали нам письмо с просьбой о помощи, давайте создадим в группе Красную книгу птиц нашей области, запомним их и будем беречь.

(воспитатель с детьми вкладывает карточки птиц в альбом А5 и предлагает оформить обложку).

Список используемой литературы

  1. Кайгородов Г.К. Мир птиц. (Детская энциклопедия в стихах и прозе). Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2013.-84 с.
  2. Пришвин М. М. Рассказы о животных/Михаил Пришвин; рис.В.Н. Белоусова, М. В Белоусовой.-М.: Эскимо, 2010.-136с.: ил.
  3. Тихонов А.В. Детская энциклопедия леса: Науч-поп. издание для детей. -М.: ЗАО «РОСМЭН- ПРЕСС», 2005.-80 с.
  4. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей: кн. 1./Сост. С. Д. Томилова.- Екатеринбург: Фактория, 2005.-704 с., 10 л. ил.
  5. От рождения до школы.  Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.-3-е изд., испр. и доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-368 с.
  6. Тихонов А. В. Животные России. Красная книга. – М.: ЗАО «РОСМЭН_ПРЭСС», 2011.-240с.- (Красная книга)
  7. Путешествие по Тюменской области. Пособие для занятий по краеведению. Авторский коллектив: Ирина Ульянова, Екатерина Фролова, Людмила Караваева.

  «Свидетельство о публикации в СМИ»  Серия А  № 0004944

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 4904
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.