Тема: Звук и буква З

  пн., 13.06.2011

Автор:

Каретникова Светлана Михайловна

логопед в коррекционном детском саду

4, 7 вида с группой детей с общим
недоразвитием речи.

Московская область,

город Коломна

Предварительная работа: Беседа о зайце, его внешних признаках. Прослушивание магнитофонной записи пения птиц. Закрепление знания символов гласных звуков (по Т. А. Ткаченко). Разучивание с детьми физкультминутки и пальчиковой гимнастики «Зайчик». Разучивание с девочкой роли Зои. Подготовка костюма для Зои.

Словарная работа: объяснение значения слова телеграмма.

Коррекционно-образовательные цели: Закрепить правильное произношение звука «З». Упражнять в определении наличия – отсутствия звука «З» в словах; в определении позиции звука «З» в слове (начало, середина). Совершенствовать анализ и синтез слогов ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ; деление слов на слоги. Научить синтезу слова ВАЗА. Знакомство с буквой З.

Коррекционно-развивающие цели: Развивать слуховое внимание, память, речь, тонкую и общую моторику; координация речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели: Воспитывать интерес к живой природе. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование:

Демонстрационный материал: Домики для звуков, символы звуков «А», «О», «У», «Ы», «З». «Волшебные кочки», «Волшебный мешочек». Буквы: А, О, У, Ы, З. Игрушки: комар, заяц, ваза, цветы. Картинки: коза, козы, ваза, вазы, роза, розы, глаза, волк, аист, апельсин, змея, зонт, дом, зубы, кукла, замок, мимоза. Две коробочки. Кассета с записью пения птиц.

Раздаточный материал: Картинки: гнезда, медузы, зайцы, замки, зонты, вазы. Фишки для звукового анализа, буквы В, А, З, А.

Ход занятия

I.       Оргмомент. (1  мин.)

Дети стоят на ковре лицом к логопеду, логопед своим примером указывает на правильную осанку: спина прямая, руки за спиной.

- Ребята, нас пригласили в «Волшебный лес», а кто пригласил, вы узнаете, если отгадаете загадку. (Загадка про зайца).

II.   1. Введение в тему. (2 мин.)

- Какой первый звук слышится в слове ЗАЯЦ? (Звук «З»).

- Ну, а нам пора отправляться в «Волшебный лес». Закройте глаза и прислушайтесь. (Звучит запись пения птиц).

- Вот мы и оказались на лесной полянке. Скажите, что вы услышали? (Пение птиц).

- Здесь живут не только птицы, но и ещё кто-то. Послушайте: З-З-З-З-З. Кто это звенит? (Комар). (Появляется игрушечный комарик)

 2. Фонетическое упражнение. (2 мин.)

- Давайте поиграем с нашим комариком. Сейчас тот, к кому он сядет на плечо, позвенит соседу на ушко.

3. Характеристика звука «З». (2 мин.)

(На мольберте размещены красный и синий домики, рядом с ними – соответствующие фишки для обозначения звуков.)

- Посмотрите, что это за домики на лесной полянке? (Домики для звуков).

- Какие звуки живут в красном домике? (Гласные звуки).

- Какие звуки живут в синем домике? (Согласные звуки).

- Какой звук мы произносили, когда пели песенку комара? (Звук «З»)

- В какой домик мы поселим звук «З»? (В синий, так как звук «З» согласный).

- Как вы поняли, что звук «З» согласный? (Язык создаёт преграду воздуху).

- Фишкой какого цвета мы будем отмечать звук «З»? (Синей фишкой).

4. Д/И «Волшебный мешочек». (2 мин)

- Ой, ребята, а в «Волшебном лесу» мы не одни, здесь гуляет девочка.

(Появляется заранее подготовленная девочка. Дети поворачиваются лицом к девочке.)

- Здравствуйте, меня зовут Зоя. С какого звука начинается моё имя? Что получится, если звук «З» познакомится с гласными звуками?

(У Зои в руках «Волшебный мешочек» с символами гласных звуков.)

- Ребята, поможем Зое! Вы должны достать из мешочка символ звука и назвать слог, который получится. Назовите первый (второй) звук.

(Дети достают из мешочка символ и составляют слог из звука «З» и звука, обозначенного символом. Проводят анализ, полученного слога).

5. Д/И «С кочки на кочку» (2 мин)

- Засиделись мы на этой полянке. Давайте прогуляемся по лесу дальше. Впереди у нас «Волшебные кочки». Посмотрите, на этих кочках живут буквы. Чтобы перейти на другую полянку, нам нужно соединить звук «З» со звуком обозначенным буквой на кочке.

ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ (Дети по очереди шагают по «кочкам», сливая звуки в слоги. Кочки меняем местами).

6. Физкультминутка «Зайчик» (1 мин)

- Здесь нас встречает заяц, он хочет поиграть с вами в игру «Зайчик».

7.                Д/И «Маленькие волшебники» (2 мин)

(На ковре разложены картинки: коза, козы, ваза, вазы, роза, розы, глаза)

- Мы с вами находимся в «Волшебном лесу» и сами превратились в волшебников. Зайчик предлагает поиграть в игру «Маленькие волшебники». Он будет начинать слово, а вы – его заканчивать слогами ЗА или ЗО и находить картинку. Слова повторяться не должны.

- Какое слово получилось? Какой слог ты добавил?

8.                Д/И «Четвертый лишний» (1 мин)

(Дети за логопедом подходят к наборному полотну, на котором в два ряда расположены картинки: коза, зонт, дом, зубы; кукла, замок, роза, мимоза).

Ребята, мы тоже знаем много игр. Давайте научим зайчика играть в игру «Четвертый лишний». Посмотрите, на наборном полотне картинки: в названии трёх картинок есть звук «З», а в названии четвёртой нет, она и будет лишняя.

9.                Д/И «Телеграф» (2 мин)

- Зайчик хочет отправить оставшиеся слова своему брату телеграммой. Поможем ему? Для этого нам необходимо разделить слова на слоги. (Дети прохлопывают слова, называют количество слогов, первый и последующие слоги в слове).

10.           Пальчиковая гимнастика «Зайчик».(1 мин)

-Давайте ещё поиграем с нашим зайчиком и сложим зайчика из пальчиков.

11. Синтез слова ВАЗА.(2 мин)

- Зайчику очень понравилось с вами играть, и он хочет подарить вам букет весенних цветов. (Логопед достает из-за ширмы букет.) Во что поставить нам эти цветы? (В вазу)

- А где нам взять вазу? Сейчас что-нибудь придумаем. (Дети подходят к рабочим столам, которые стоят рядом с мольбертом. На мольберте картинки: волк, аист, змея, апельсин. На столе у каждого ребенка по две фишки синего и красного цвета, буквы В, А, А, З, по одной картинке со звуком «З» в разных позициях.)

- Знаю, посмотрите на картинки,  что на них нарисовано? (Волк, аист, змея, апельсин). Вам необходимо выделить первый звук в названии каждой картинки и отметить его фишкой. (При необходимости детям можно предложить карточку с красной чертой в начале, для обозначения порядка выкладывания фишек.)

- Посмотрите на свои фишки и вспомните звуки, которые они обозначают.  Назовите слово, которое у вас получилось. (Ваза).

12.           Знакомство с буквой З.(3 мин)

- Фишками мы обозначили слово ВАЗА. Что поможет нам увидеть это слово? (Буквы).

- Какая буква нам понадобиться первой? (В). Положите букву под фишку, обозначающую звук «В».

- Какая буква нам понадобиться последней? (А). Положите букву под фишку, обозначающую звук «А».

- Нужна нам ещё буква А? Положите её на место.

- Одна фишка у нас осталась без буквы. Какой звук она обозначает? («З») 

-Какая буква нам нужна? (З). Положите оставшуюся в лотке букву под фишку.

-«З» загнулась как змея,

   Но ей не испугать меня.

- На что ещё похожа буква З?

- Обведите букву З у себя на столе. Напишите букву З в воздухе.

13.           Определение позиции звука «З» в словах. (1 мин)

- Для того чтобы вернуться в детский сад, нам необходимо разложить картинки, находящиеся у вас в лоточках в коробочки. (Логопед демонстрирует детям коробочки, на которые наклеены схемы с обозначением позиции звука «З» в словах:
 начало, конец. Дети определяют положение звука «З» в слове и раскладывают картинки в соответствии со схемой, приклеенной к крышке коробке).

 III.           Итог. (1 мин)

- С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? В какие игры играли?

Приложение

 

Это что за зверь лесной

Встал как столбик, под сосной.

И стоит среди травы –

Уши больше головы.

Кто это?                           (Заяц)

Физкультминутка «Зайчик»

 

Скок – поскок, скок – поскок

Зайка прыгнул на пенек.            

В барабан он громко бьет,          

В чехарду играть зовет.              

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки, подтянись!          

Лапки ставим на бочок,                                                                                                               

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

 

 

 

 

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Пальчиковая гимнастика «Зайчик»

 

Зайка серый скачет ловко.

В лапках у него морковка

 

Сложить зайчика из пальчиков

 

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат

 

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед.

Просмотров: 6973
 
Интернет-проект «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области.
Настоящий информационной ресурс tmndetsady.ru (СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321) является объектом права собственности и защищен Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Администрация сайта не несет ответственности за содержание материалов, публикуемых в «Методическом кабинете» и на доске объявлений.
Ответственность несёт персонально автор и учреждение, которое он представляет.
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без предварительного письменного согласия администрации сайта и указания активной ссылки на сайт запрещена.


Мы принимаем Яндекс.Деньги