Автоматизация звука «Ч». |
пт., 19.04.2019 |
Автор-составитель:
Журавлёва Людмила Михайловна,
учитель – логопед,
МБДОУ № 16 «Мозаика», город Салехард.
Задачи:
- Продолжать формировать навык чтения.
- Формирование речевого дыхания.
- Развитие фонематического восприятия.
- Учить выделять заданный звук в словах.
- Развивать общую, артикуляционную и мелкую моторику.
- Продолжать закреплять звук «Ч» в слогах, словах, фразах, предложениях и текстах.
- Формировать умение образовывать уменьшительно – ласкательные слова.
- Формировать умение составлять предложения по картинке.
- Формировать умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
- Воспитывать усидчивость и аккуратность.
Оборудование: письмо с изображением Чебурашки; схема артикуляции звука; картинки с артикуляционной гимнастикой; поезд; картинки для составления предложений; игрушка – вертушка.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Здравствуй, ….. имя ребёнка. К нам пришло письмо. Посмотрим, что в нём. Логопед открывает конверт, а в нём картинка с изображением Чебурашки.
Логопед: Какой первый звук в слове Чебурашка?
Ребёнок: Звук «Ч».
Логопед: Правильно. Какой это звук?
Ребёнок: Согласный, мягкий, глухой.
Логопед: Будем правильно произносить этот звук и помнить, что губы при произнесении звука «Ч» округлены и немного выдвинуты вперёд.
2. Основная часть.
Артикуляционная гимнастика.
«Улыбочка».
Улыбаться я люблю,
Улыбкой губки я тяну.
«Трубочка».
Губы крепко ты сомкни,
И вперёд их потяни.
«Лопаточка».
Широкий язык положи,
И лопатку подержи.
«Чашечка».
Язычок подержи,
Чашечку покажи.
Автоматизация звука «Ч» в слогах. Игра «Поезд».
Под каждым вагоном написаны слоги со звуком «Ч». Ребёнок читает слоги: ЧА, ЧО, ЧИ, ЧЕ, ЧУ.
Развитие речевого дыхания. Игра «Вертушка».
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку - вертушку. Можно изготовить её самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки. Покажите ребёнку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на неё самостоятельно. Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй ещё сильнее - вертушка вертится быстрее.
Автоматизация звука «Ч» в словах. Игра «Назови детей ласково».
У тебя появились новые друзья. Я называю имя, а ты говоришь это имя ласково. Например: Аня – Анечка.
Речевой материал: Ваня, Оля, Коля, Света, Петя, Нина, Соня, Рома.
Автоматизация звука «Ч» во фразовой речи. Игра «Доскажи словечко».
Логопед: Я читаю фразу твоя задача добавить недостающее слово и повторить всю фразу полностью.
- Сверху солнышко …… печёт, внизу реченька …… течёт.
- А горы всё выше, а горы всё …… круче, а горы уходят под самые …… тучи.
Физкультминутка «Прогулка с Чебурашкой».
С Чебурашкой погуляй,
И на месте погашай.
Сделай вправо шага три,
И налево шага три.
Погуляли, погуляли очень мы с тобой устали.
Ребёнок выполняет движения в соответствии с текстом.
Развитие фонематического восприятия. Игра «Поймай слог».
Если услышишь слог со звуком «Ч» хлопай в ладоши:
ЩА, ЧА, ЦА, ЧА, ЧА, ЧУ, ЩУ, АЧ, АЧА.
Автоматизация звука «Ч» в предложениях.
С помощью картинок составь предложения, используя как можно больше слов со звуком «Ч». Проговаривай чётко и правильно.
Пальчиковая гимнастика.
Обезьяна чи – чи – чи,
Сидела на печи –
Пальчики считала их перебирала.
Раз, два, три, четыре, пять,
Посчитаем их опять.
Как только начинается счёт, ребёнок загибает по одному пальцу, начиная с большого пальца.
Автоматизация звука «Ч» в тексте.
Послушай внимательно стихотворение:
Черепаха, не скучая,
Час сидит за чашкой чая.
Черепаха всех смешит,
Потому, что не спешит.
А куда спешить тому,
Кто всегда в своём дому.
Беседа:
О ком говорится в стихотворении?
Что делает черепашка?
А почему она никуда не спешит?
3. Заключительная часть.
- Какой звук ты старался произносить правильно?
- Какая игра тебе больше всего понравилась?
- Что ты запомнил?
Ты умница (умник)! До свидания!
ЛИТЕРАТУРА:
- Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М.: ВАКО, 2011. – 176 с.
- Лопухина И.С. Логопедия, упражнения для развития речи: пособие для логопедов и родителей / И.С. Лопухина. – СПб.: Дельта, 1999. – 224 с.
- Морозова И.А., Пушкарёва М.А. Логопедический букварь. – М.: Стрекоза, 2009. – 128 с.
- Новиковская О.А. Речевая гимнастика: 100 упражнений для развития речи дошкольников. – М.: АСТ; СПб.: Сова; Владимир: ВКТ, 2008. – 62 с.
5. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей./ О.А. Новиковская. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. – 93 с.
6. Тырышкина О.В. Индивидуальные логопедические занятия. Старший дошкольный возраст / автор – составитель О.В. Тырышкина. – Волгоград: Учитель. 2012. – 239 с.
7. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Звуковые кроссворды в картинках и загадках. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. — М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2000. — 64 с. (Практическая логопедия.)
8. Юдина Я.Л., Захарова И.С. Сборник логопедических упражнений. – М.: ВАКО, 2011. – 128 с.
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0005861
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf