Лексическая тема "Новый год" в старшей группе

  сб., 15.09.2018

Автор-составитель:

Гуськова Татьяна Александровна

учитель- логопед

 МАДОУ детский сад  № 186 города Тюмени

Коррекционно-образовательные цели:

Закрепление  представлений о новогоднем празднике. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Новогодний праздник»(ёлка, украшение, подарок, Дед Мороз, праздничный, новогодний, радостный, долгожданный, удивительный, волшебный, чудесный, великолепный, украшать , дарить, получать, вешать ). Совершенствование навыков  слухового внимания, грамматического строя речи, связной речи.

Коррекционно–развивающие цели:

Развитие речевого дыхания, зрительного внимания, мышления , артикуляционной , тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно – воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование:

Магнитная доска, объёмный картонный домик, ёлочка, фигурка Деда Мороза, фигурки детей, магнитофон, USB накопитель с инструментальной музыкой, еловые ветки, тарелочка с очищенным мандарином, индивидуальные альбомы детей ,контейнер с карандашами, контейнер с заготовками для моделирования ёлочной игрушки, тематические картинки.

Предварительная работа:

Экскурсия с родителями на новогодний базар, украшение группового помещения и   кабинета логопеда к празднику, изготовление новогодних подарков, разучивание пальчиковой гимнастики «На ёлке».

Ход занятия.

1.  Организационный  момент.

Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона , атмосферы сказочности и таинственности. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме « Новогодний праздник».

Логопед приглашает детей в кабинет к столу. В кабинете выключен свет, а на столе стоит маленький объёмный картонный домик. Через большие окна видна украшенная елочка, сверкающая огнями. У окна стоят фигурки детей, а за дверью-фигурка  Деда Мороза. Звучит тихая музыка. Пахнут елкой и мандарином. Логопед читает стихотворение Е.Благениной < Новогодние деньки!>

Новогодние деньки!

Снег морозный, колкий.

Загорелись огоньки

На пушистой ёлке.

Шар качнулся расписной,

Бусы зазвенели,

Пахнет свежестью лесной

От смолистой ели.

Что вы видите, слышите, чувствуете! Расскажите о своих впечатлениях.

Дети рассказывают о своих впечатлениях. Логопед выключает  гирлянду на ёлочке, убирает домик, включает свет.

И логопед читает:

 Вьюга по двору гуляет,

В доме ёлочка сверкает.

Дети водят хоровод,

Что за праздник?... (Новый год)

Логопед: Правильно ребята. Приближается новогодний праздник. Сегодня мы будем готовиться к празднику, и говорить о нем.

2. Развитие речевого дыхания.

Логопед ставит на стол тарелочку с очищенным  мандарином.

Логопед: Вы сказали, что сегодня в кабинете вкусно пахнет ёлкой и мандаринами.

Говорят, что запах ёлки и мандаринов – это запах Нового года.

Давайте понюхаем  мандарины вот так.

Логопед берёт в руки тарелочку и подносит её к лицу, делает глубокий вдох носом, не поднимай плечи, на выдохе произносит фразу: «Ах как вкусно пахнет!»

Итак ребята, вот мы и почувствовали запах Нового года .

Новый год приходит к нам зимой, значит это праздник?

Логопед: Какой?

Дети: Зимний!

Логопед: Если Новый год это зимний праздник значит, и гость сегодня у нас будет зимний. Нашего гостя зовут<НЫЙ>. Он очень любит Новый год, приходит только зимой, и поэтому, чтобы мы смогли его увидеть,  нам  нужно  собрать эти части, ответив на вопросы, во всех ответах, которые мы будем произносить, обязательно будет прятаться имя нашего гостя.

Посмотрели мы в окошко,

Все в снегу уже дорожки,

Значит, праздник к нам прейдёт,

Он зовётся…(Новый год) 

А какой он Новый год?

Если радость он несёт- Дети-  радостНЫЙ

Если долго- долго ждут – Дети -долгожданНЫЙ.

Удивляет всех ребят –Дети - удивительНЫЙ.

Волшебство во всех домах – Дети волшебНЫЙ.      

Чудеса подарят детям – Дети- чудесНЫЙ.

И конечно великолепНЫЙ.

Сколько много слов мы с вами назвали, а во всех ли словах слышаться имя нашего гостя? Давайте вспомним и произнесём все слова, выделяя голосом имя нашего гостя.

Логопед  и дети вспоминают слова, при произнесении складывают пазлы.

Дети: радостный  долгожданный  удивительный волшебный чудесный великолепный.

Логопед: Ребята, «НЫЙ »принёс нам подарок, но чтобы  его открыть, нужно  поиграть.

Вы  называете   какой может  быть подарок. Если в слове спряталось имя  нашего гостя («НЫЙ») значит загорается зелёный фонарик, если это слово не подходит то фонарик не загорается .

Дети( предполагаемые ответы) : Вкусный, интересный, долгожданный, приятный, прекрасный, увлекательный. 

Открывается занавес  играет музыка и говорит ёлочка…

«Я росла в лесу дремучем, поднималась к синим тучам, но теперь меня срубили и в игрушки не нарядили . Плачет …»

Логопед : Подожди  краса – девица, ты не плачь и не тужи . Мы с ребятами  нарядим и украсим, развеселим.

Логопед: Ребята давайте нарядим нашу ёлочку.  У кого из вас есть ёлочные игрушки?

Дети : ( варианты ответов) у меня нет….

Логопед: Не беда у меня есть волшебный  сундучок, в нём игрушки, но открыть его не просто, нужно разгадать загадки.

А чтобы мы говорили чётко правильно и понятно давайте сделаем зарядку для язычка

3. Артикуляционная гимнастика.

Язычок на спортплощадке занимается зарядкой.
Рот приоткрыть. Язык максимально высунуть изо рта и оттягивать вправо-влево.

Хотя это нелегко, Потянулся высоко.
Рот открыть и не закрывать. Тянуться языком к носу.

Наклонился низко, к подбородку близко.
Рот открыть. Тянуться высунутым языком к подбородку.

Ловко сделал мостик, вниз запрятал хвостик.
Рот открыть. Спрятать кончик языка за нижние зубы. Выгнуть спинку языка.

А теперь Язык, как мячик, За зубами сверху скачет.
Держать рот широко открытым. Стучать кончиком языка по внутренней поверхности верхних резцов.

Поспешил на ипподром, на лошадку сел верхом.
Широко открыть рот и улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу. Растягивать подъязычную связку.

Язычок остановился. В гриб на ножке превратился.
Держать рот широко открытым, улыбаться. Присосать язык к нёбу и удерживать его в таком положении 10 сек. Тянуть подъязычную связку.

Язычок теперь гимнаст. Закрутился вверх у нас.
Рот открыть. Поднять язык за верхние зубы. Закрутить его наверх. Придержать зубами.

А сейчас он развернулся, Лег и в трубочку свернулся.
Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык. Завернуть края языка внутрь.

Язычок чуть-чуть устал. Он спокойно полежал.
Высунуть широкий язык. Расслабить мышцы языка. Удерживать его в таком положении 10 сек.

Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. - М., 2006

Логопед – теперь мы готовы отгадывать  загадки

На ёлке всё, что хочешь, есть:
Игрушек там – не перечесть.
Конфеты, дождик и хлопушки,
Гирлянды, звезды и верхушка.
Среди блестящей мишуры
Сверкают круглые … (шары).

Таять может , да не лёд.

Не фонарь , а свет даёт

                         ( свеча)

Есть у ёлочки макушка,

Там красавица- игрушка

Наверху она всегда

Пятикрылая ….. (звезда)

 

Освещают ночь огнём

Было, чтоб светло как днём,

От зари и до зари

Светят ярко…( фонари)

В ярких фантиках одеты

Шоколадные … (конфеты)

С неба падает зимой

Не возьмёшь её домой… ( снежинка)

Логопед ставит сундучок, дети отгадывают загадки и наряжают ёлочку .

4. Физическая и эмоциональная  разгрузка  (физические движения под музыку)

5. Игра « Чего не стало?» ( Совершенствование грамматического строя речи. Развитие зрительного внимания и восприятия).

Логопед просит детей закрыть глаза и убирает одну из игрушек на ёлке, дети должны ответить  чего не стало.

1. ребёнок – не стало звезды

2. ребёнок – не стало фонарика

3. ребёнок – не стало снежинки

4. ребёнок – не стало свечи

5. ребёнок – не стало шарика

6. ребёнок-   не стало конфетки

5.1. Игра  «Вспомни и наряди свою ёлочку»(развитие пространственной ориентировки) дети по памяти раскладывают ёлочные игрушке на макете ёлки в том порядке в котором была украшена ёлка на доске

Логопед – Молодцы ребята . Вы научились  наряжать ёлочку поэтому я думаю что сегодня мы сможем,  приблизим праздник новый год , порадуем нашего гостя и нарядим настоящую ёлочку .  Каждый из вас сейчас станет фантазером и сделает замечательную игрушку для нашей ёлочки. Чтобы наши пальчики работали давайте сделаем разминку .

6. Пальчиковая гимнастика « На ёлке» ( развитие тонкой и мелкой моторики)

Мы на елке веселились,                                 Ритмичные хлопки в ладоши.

И плясали, и резвились,                                Ритмичные удары кулачками.

После добрый Дед Мороз                     «Шагают» по столу средним и указательным

Нам подарки преподнес.                                                          пальцами обеих рук.

Дал большущие пакеты,                             «Рисуют» руками большой круг.

В них же — вкусные предметы:                 Ритмичные хлопки в ладоши.

Конфеты в бумажках синих,                 Загибают пальчики на руках, начиная с больших   

                      

Орешки рядом с ними,

Груша, яблоко, один

Золотистый мандарин.

Логопед выдаёт детям контейнеры с заготовками для моделирования ёлочной игрушки . Дети делают игрушку . готовые игрушки вешают на ёлочку.  

Логопед-  молодцы, мы нарядили ёлочку !

Праздник мы встречаем,

Ёлку наряжаем,

Вешаем игрушки,

Шарики, хлопушки…

Ёлка наряжается, праздник приближается!

Литература :

1. Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа)»

2. Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в стихах».

3. Интернет ресурсы

 https://infourok.ru/zagadki-dlya-doshkolnikov-na-temu-noviy-god-1850131.html

"Свидетельство о публикации в СМИ"  Серия А  № 0005322

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 11191
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.