Лексическая тема "Новый год" в старшей группе |
сб., 15.09.2018 |
Автор-составитель:
Гуськова Татьяна Александровна
учитель- логопед
МАДОУ детский сад № 186 города Тюмени
Коррекционно-образовательные цели:
Закрепление представлений о новогоднем празднике. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Новогодний праздник»(ёлка, украшение, подарок, Дед Мороз, праздничный, новогодний, радостный, долгожданный, удивительный, волшебный, чудесный, великолепный, украшать , дарить, получать, вешать ). Совершенствование навыков слухового внимания, грамматического строя речи, связной речи.
Коррекционно–развивающие цели:
Развитие речевого дыхания, зрительного внимания, мышления , артикуляционной , тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно – воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование:
Магнитная доска, объёмный картонный домик, ёлочка, фигурка Деда Мороза, фигурки детей, магнитофон, USB накопитель с инструментальной музыкой, еловые ветки, тарелочка с очищенным мандарином, индивидуальные альбомы детей ,контейнер с карандашами, контейнер с заготовками для моделирования ёлочной игрушки, тематические картинки.
Предварительная работа:
Экскурсия с родителями на новогодний базар, украшение группового помещения и кабинета логопеда к празднику, изготовление новогодних подарков, разучивание пальчиковой гимнастики «На ёлке».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона , атмосферы сказочности и таинственности. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме « Новогодний праздник».
Логопед приглашает детей в кабинет к столу. В кабинете выключен свет, а на столе стоит маленький объёмный картонный домик. Через большие окна видна украшенная елочка, сверкающая огнями. У окна стоят фигурки детей, а за дверью-фигурка Деда Мороза. Звучит тихая музыка. Пахнут елкой и мандарином. Логопед читает стихотворение Е.Благениной < Новогодние деньки!>
Новогодние деньки!
Снег морозный, колкий.
Загорелись огоньки
На пушистой ёлке.
Шар качнулся расписной,
Бусы зазвенели,
Пахнет свежестью лесной
От смолистой ели.
Что вы видите, слышите, чувствуете! Расскажите о своих впечатлениях.
Дети рассказывают о своих впечатлениях. Логопед выключает гирлянду на ёлочке, убирает домик, включает свет.
И логопед читает:
Вьюга по двору гуляет,
В доме ёлочка сверкает.
Дети водят хоровод,
Что за праздник?... (Новый год)
Логопед: Правильно ребята. Приближается новогодний праздник. Сегодня мы будем готовиться к празднику, и говорить о нем.
2. Развитие речевого дыхания.
Логопед ставит на стол тарелочку с очищенным мандарином.
Логопед: Вы сказали, что сегодня в кабинете вкусно пахнет ёлкой и мандаринами.
Говорят, что запах ёлки и мандаринов – это запах Нового года.
Давайте понюхаем мандарины вот так.
Логопед берёт в руки тарелочку и подносит её к лицу, делает глубокий вдох носом, не поднимай плечи, на выдохе произносит фразу: «Ах как вкусно пахнет!»
Итак ребята, вот мы и почувствовали запах Нового года .
Новый год приходит к нам зимой, значит это праздник?
Логопед: Какой?
Дети: Зимний!
Логопед: Если Новый год это зимний праздник значит, и гость сегодня у нас будет зимний. Нашего гостя зовут<НЫЙ>. Он очень любит Новый год, приходит только зимой, и поэтому, чтобы мы смогли его увидеть, нам нужно собрать эти части, ответив на вопросы, во всех ответах, которые мы будем произносить, обязательно будет прятаться имя нашего гостя.
Посмотрели мы в окошко,
Все в снегу уже дорожки,
Значит, праздник к нам прейдёт,
Он зовётся…(Новый год)
А какой он Новый год?
Если радость он несёт- Дети- радостНЫЙ
Если долго- долго ждут – Дети -долгожданНЫЙ.
Удивляет всех ребят –Дети - удивительНЫЙ.
Волшебство во всех домах – Дети волшебНЫЙ.
Чудеса подарят детям – Дети- чудесНЫЙ.
И конечно великолепНЫЙ.
Сколько много слов мы с вами назвали, а во всех ли словах слышаться имя нашего гостя? Давайте вспомним и произнесём все слова, выделяя голосом имя нашего гостя.
Логопед и дети вспоминают слова, при произнесении складывают пазлы.
Дети: радостный долгожданный удивительный волшебный чудесный великолепный.
Логопед: Ребята, «НЫЙ »принёс нам подарок, но чтобы его открыть, нужно поиграть.
Вы называете какой может быть подарок. Если в слове спряталось имя нашего гостя («НЫЙ») значит загорается зелёный фонарик, если это слово не подходит то фонарик не загорается .
Дети( предполагаемые ответы) : Вкусный, интересный, долгожданный, приятный, прекрасный, увлекательный.
Открывается занавес играет музыка и говорит ёлочка…
«Я росла в лесу дремучем, поднималась к синим тучам, но теперь меня срубили и в игрушки не нарядили . Плачет …»
Логопед : Подожди краса – девица, ты не плачь и не тужи . Мы с ребятами нарядим и украсим, развеселим.
Логопед: Ребята давайте нарядим нашу ёлочку. У кого из вас есть ёлочные игрушки?
Дети : ( варианты ответов) у меня нет….
Логопед: Не беда у меня есть волшебный сундучок, в нём игрушки, но открыть его не просто, нужно разгадать загадки.
А чтобы мы говорили чётко правильно и понятно давайте сделаем зарядку для язычка
3. Артикуляционная гимнастика.
Язычок на спортплощадке занимается зарядкой.
Рот приоткрыть. Язык максимально высунуть изо рта и оттягивать вправо-влево.
Хотя это нелегко, Потянулся высоко.
Рот открыть и не закрывать. Тянуться языком к носу.
Наклонился низко, к подбородку близко.
Рот открыть. Тянуться высунутым языком к подбородку.
Ловко сделал мостик, вниз запрятал хвостик.
Рот открыть. Спрятать кончик языка за нижние зубы. Выгнуть спинку языка.
А теперь Язык, как мячик, За зубами сверху скачет.
Держать рот широко открытым. Стучать кончиком языка по внутренней поверхности верхних резцов.
Поспешил на ипподром, на лошадку сел верхом.
Широко открыть рот и улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу. Растягивать подъязычную связку.
Язычок остановился. В гриб на ножке превратился.
Держать рот широко открытым, улыбаться. Присосать язык к нёбу и удерживать его в таком положении 10 сек. Тянуть подъязычную связку.
Язычок теперь гимнаст. Закрутился вверх у нас.
Рот открыть. Поднять язык за верхние зубы. Закрутить его наверх. Придержать зубами.
А сейчас он развернулся, Лег и в трубочку свернулся.
Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык. Завернуть края языка внутрь.
Язычок чуть-чуть устал. Он спокойно полежал.
Высунуть широкий язык. Расслабить мышцы языка. Удерживать его в таком положении 10 сек.
Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. - М., 2006
Логопед – теперь мы готовы отгадывать загадки
На ёлке всё, что хочешь, есть: |
Таять может , да не лёд. Не фонарь , а свет даёт ( свеча) |
Есть у ёлочки макушка, Там красавица- игрушка Наверху она всегда Пятикрылая ….. (звезда)
|
Освещают ночь огнём Было, чтоб светло как днём, От зари и до зари Светят ярко…( фонари) |
В ярких фантиках одеты Шоколадные … (конфеты) |
С неба падает зимой Не возьмёшь её домой… ( снежинка) |
Логопед ставит сундучок, дети отгадывают загадки и наряжают ёлочку .
4. Физическая и эмоциональная разгрузка (физические движения под музыку)
5. Игра « Чего не стало?» ( Совершенствование грамматического строя речи. Развитие зрительного внимания и восприятия).
Логопед просит детей закрыть глаза и убирает одну из игрушек на ёлке, дети должны ответить чего не стало.
1. ребёнок – не стало звезды
2. ребёнок – не стало фонарика
3. ребёнок – не стало снежинки
4. ребёнок – не стало свечи
5. ребёнок – не стало шарика
6. ребёнок- не стало конфетки
5.1. Игра «Вспомни и наряди свою ёлочку»(развитие пространственной ориентировки) дети по памяти раскладывают ёлочные игрушке на макете ёлки в том порядке в котором была украшена ёлка на доске
Логопед – Молодцы ребята . Вы научились наряжать ёлочку поэтому я думаю что сегодня мы сможем, приблизим праздник новый год , порадуем нашего гостя и нарядим настоящую ёлочку . Каждый из вас сейчас станет фантазером и сделает замечательную игрушку для нашей ёлочки. Чтобы наши пальчики работали давайте сделаем разминку .
6. Пальчиковая гимнастика « На ёлке» ( развитие тонкой и мелкой моторики)
Мы на елке веселились, Ритмичные хлопки в ладоши.
И плясали, и резвились, Ритмичные удары кулачками.
После добрый Дед Мороз «Шагают» по столу средним и указательным
Нам подарки преподнес. пальцами обеих рук.
Дал большущие пакеты, «Рисуют» руками большой круг.
В них же — вкусные предметы: Ритмичные хлопки в ладоши.
Конфеты в бумажках синих, Загибают пальчики на руках, начиная с больших
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин.
Логопед выдаёт детям контейнеры с заготовками для моделирования ёлочной игрушки . Дети делают игрушку . готовые игрушки вешают на ёлочку.
Логопед- молодцы, мы нарядили ёлочку !
Праздник мы встречаем,
Ёлку наряжаем,
Вешаем игрушки,
Шарики, хлопушки…
Ёлка наряжается, праздник приближается!
Литература :
1. Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа)»
2. Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в стихах».
3. Интернет ресурсы
https://infourok.ru/zagadki-dlya-doshkolnikov-na-temu-noviy-god-1850131.html
"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0005322
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf