Методическая разработка по формированию у дошкольников 5-6 лет с ОВЗ (ЗПР) основ экологической культуры

  сб., 11.03.2017

Автор:

Брылина Елена Николаевна

Учитель-дефектолог

МАДОУ д/с № 133 города Тюмени

 «Человечество на Земле и окружающая его живая и неживая природа составляют нечто единое, живущее по общим законам природы»

Вернадский Владимир Иванович (1863-1945)

Образовательная деятельность в старшей группе

«В гостях у зайки»

Программные задачи

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы)

- закреплять и пополнять знания детей о диких животных и их образе жизни зимой, установление связи между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона.

- закреплять представления о зиме как времени года, существенных признаках сезона, состоянии погоды зимой, явлениях зимней природы.

- развивать логическое мышление, умение делать умозаключения.

- воспитывать интерес к окружающему миру природы и заботливое отношение к животным.

Развитие речи:

- продолжать развивать связную речь, чувство рифмы.

Формирование элементарных математических представлений:

- формировать представление о величине широкий – узкий.

Ход образовательной деятельности:

Ребята, к нам сегодня пришел гость, а кто это вы должны отгадать:

По снегу бежит – петляет.

К лету шубку он меняет.

На снегу его не видно,

Волку и лисе обидно.

Дети отгадывают загадку и объясняют, как это сделали.

Конечно - это заяц.

Заяц: «Здравствуйте, ребята! Я сегодня пришел к вам в гости, и хочу пригласить вас в путешествие в сказочный зимний лес. В гости к моим соседям, лесным жителям.

Но прежде чем отправиться я предлагаю вам отгадать мои загадки. Вы согласны?»

Зимой спит,

Летом ульи ворошит. (медведь)

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)

Что за зверь опасный

Ходит в рыжей шубке,

Снег разгребает,

Мышек хватает? (лиса)

Ночью воет он в лесу:

“Я ягнёнка унесу-у-у!”

В зайцах тоже знает толк

Злой, голодный серый … (Волк)

Тяжелы рога по весу,

Ходит важно он по лесу:

Он  хозяин, а не гость –       

Хмурый и сердитый … (Лось)

Картинки с животными выставляются на доску под изображением зимнего леса.

Заяц: «Молодцы, ребята! Угадали все загадки. А кто это такие?»

Дети: «Дикие животные».

Заяц: «Все эти животные мои друзья. Я хотел бы узнать, что вы знаете о них, поэтому в лесу приготовил игры. Побегу к себе домой в лес и буду вас ждать».

 Ну что ребята мы пойдем в путешествие в лес? На чем мы можем отправиться? Ответы детей.

Давайте на лыжах. Имитация надевания лыж.

Мы едем на лыжах,

Мы мчимся с горы.

Приятны забавы

Холодной зимы.

Вот мы с вами и очутились в лесу. Как красиво вокруг. А какое сейчас время года?

Как вы узнали? Какие признаки зимы вы знаете?

Педагог обращает внимание детей на картинки с животными.

Посмотрите нас с вами в лес уже ждут. Кто это? Дети перечисляют животных.

Как, одним словом можно их назвать?

Почему они так называются?

Но мы в лес пришли не просто так, нам зайка приготовил игры и задания. Чтобы было легче играть, давайте снимем лыжи.

1-е задание.

Расскажите, как животные готовятся к зиме? (Белка насушила грибов, запаслась орехами. Медведь – сделал себе берлогу, за лето накопил  жир,  волк, заяц и лиса  поменяли летние шубки на зимние, на более теплые, пушистые).

2. «Прятки с зайчиком»

В лесу много интересного. Посмотрите, кто это прячется за ёлкой… Ой, да это же зайчик, который нас пригласил в гости. Посмотрите он от нас прячется, может, он хочет поиграть с нами в прятки? Посмотрите где теперь спрятался зайчик (заяц прячется за деревом, за пнем, под деревом, между деревьев, за пнем и т.д.) (слайды: «зайка прячется»)

3. Физминутка.

Зайка хочет с нами еще поиграть, вставайте в круг.

Зайцы скачут скок – скок!

Да на беленький снежок

Приседают, слушают,

Не идет ли серый волк.

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, подтянуться,

Три – в ладошки три хлопка,

Головою три кивка.

4. Игра «Назови семью животного»

Посмотри, а кто играет с нами вместе? Давайте назовем их.

Животные уже заигрались с нами им пора домой, но они забыли где живут. Давайте поможем животным найти свой домик.

5. Дидактическая игра «Кто, где живет?»

6. «Широкий – узкий»

По какой дорожке побежал семья белок? (по узкой) Семья лосей? (по широкой) и т.д.

7. Дидактическая игра «Какой? Какая?»

Но зайчик все еще боится к нам выходить, чтобы он понял, что мы в лесу не посторонние, надо поговорить с ним на лесном языке – я бросаю вам мячик и говорю слово, а вы добавляйте к нему слово «лесной». Гриб какой? Дорога какая? Озеро какое? Ягоды какие? Поляна какая? Воздух какой? Тропинка какая? Запахи какие? Речка какая? Звуки какие? Молодцы, вот и вышел к нам зайчик, и он предлагает нам прогуляться по лесу.

Посмотрите какая красота вокруг, кого мы с вами сегодня повстречали? С кем играли?

По каким дорожкам животные шли к своим домикам?

Нам пора возвращаться домой, наши лыжи стоят около дерева, давайте их наденем и отправимся в обратный путь.

Попрощайтесь с лесными жителями, с дикими животными.

Вот и кончилась игра

В детский сад идти пора!

Образовательная деятельность в старшей группе

«Математический лес»

 

Программные задачи

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений)

- формировать представление о величине широкий – узкий.

- совершенствовать навык количественного счета в пределах 4 с учетом слухового, зрительного и двигательного анализаторов.

- совершенствование навыка отсчитывания предметов из большего количества в пределах четырех.

- совершенствовать навык сравнения групп множеств и их уравнивания разными способами.

Ознакомление с миром природы:

- расширять знания детей о диких животных.

- воспитывать интерес к окружающему миру природы и заботливое отношение к животным.

Развитие речи:

- воспитывать активное произвольное внимание к речи.

Ход образовательной деятельности:

Дети вместе с педагогом встают в круг.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И опять играть начнем.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Ребята, посмотрите, к нам в садик пришло письмо. Что здесь написано?

«Здравствуйте, ребята! У нас в математическом лесу все перепуталось, помогите пожалуйста!

Ваш, З…»

Ребята, в лесу что-то произошло, пойдем на помощь? Как вы думаете, кто это – З…?

Тут есть подсказка.

Много бед таят леса.

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги...

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? ...

(Зайка)

Отправляемся в путь! А поедем мы на поезде.

Вот поезд наш мчится,

Колёса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят.

Звучит музыка, под которую дети отправляются в путешествие выполняя задания.

Зайка приготовил нам первое задание.

  1. 1.     «Широкий – узкий»задание выполняем у доски, на столе поднос с полосками разной ширины

Перед вами два домика, к одному ведет дорога, а к другому тропинка.  Дорога какая? (широкая) Тропинка? (узкая)

Что шире?

Кто живет в домике с широкой дорогой? (медведь)

А если отправимся по узкой тропинке, кто встретит нас? (лиса)

Наши герои рады нам, но для того чтобы попасть в дом, нужна лесенка.

Давайте поможем построить лестницу. У медведя лестница с широкими ступеньками, а у лисы с узкими. На подносе – ступеньки.

Найдите широкие полоски, прикрепим их справа от двери в домике медведя. Какие полоски мы положили справа?

Какие полоски остались на подносе?

К домику лисы мы сделаем – узкие. Узкие полоски положим слева от двери. Какие полоски мы положили слева?

Из каких ступенек лестница у медведя? У лисы?

2.      Динамическое упражнение.

За руки возьмемся,

Влево повернемся,

Широкими шагами

По кругу мы пойдем.

Похлопаем в ладоши,

Потопаем немножко.

За руки возьмемся,

Вправо повернемся,

Узкими шажками

Обратно мы пойдем.

Дети выполняют движения, которые упоминаются в тексте стихотворения.

3.      Дидактическая игра «Камешки»

Садимся за столы

Мишка и лисица любят играть в камешки. (камешки Марблс)

Дайте лисичке 3 красных камешка, а мишке – 4 желтых.

Одинаковое количество камешков у лисы и медведя?

У кого камешков больше?

На сколько камешков у мишки больше?

У кого камешков меньше?

На сколько камешков у лисицы меньше?

Что надо сделать, чтобы красных и желтых камешков стало поровну, одинаково?

Педагог с детьми уравнивают двумя способами.

4.      Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Вы хорошо справились с заданием, теперь зайка предлагает поиграть. Игра проводится с мячом, на ковре. Педагог бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет противоположное по смыслу слово.

Длинный – короткий;

Большой – маленький;

Высокий – низкий;

Толстый – худой;

Далеко – близко;

Вверх – вниз;

Слева – справа;

Вперед – назад;

Один – много;

Легкий – тяжелый.

5.      Дидактическая игра «Веселый счет»

Педагог показывает карточки со следами зайца от 1 до 4. Дети должны выполнить задание: присесть, наклониться, хлопнуть в ладоши и т.д. столько раз, сколько на карточке следов.

6.      Дидактическая игра «Возвращение домой»

Детям предлагается пойти по дороге к поезду начиная с самой широкой тропинки.

Ребята, нам пора возвращаться, Зайка говорит, что до паровоза сначала надо идти по самой широкой дороге. А потом дорога становится уже.

Вот мы и добрались. Давайте вспомним, что мы с вами сегодня узнали нового? Что вас удивило? Что запомнилось? Понравилось вам наше путешествие?

Образовательная деятельность в старшей группе

«Три медведя»

 

Программные задачи

Приоритетная образовательная область: «Развитие речи» (обучение грамоте)

- продолжать развивать речь как средство общения;

- продолжать развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове, учить подбирать слова с заданным звуком;

- расширять глагольный словарь;

- совершенствовать грамматический строй речи (усвоение местоимений «мой», «моя», «мои»);

- закреплять навыки построения простого распространенного предложения.

Формирование элементарных математических представлений:

- формировать представление о величине широкий-узкий.

Ознакомление с миром природы:

- расширять представления о диких животных;

- воспитывать интерес к окружающему миру природы и заботливое отношение к животным.

Ход образовательной деятельности:

Психогимнастика.

Ребята, мы с вами сегодня отправимся в гости к трем медведям. Вы помните сказку «Три медведя»?

Когда медведи пришли домой и увидели, что кто-то похозяйничал, они рассердились. Покажите сердитого медведя. Покажите, как испугалась Машенька, увидев Мишутку. Как обрадовались возвращению Машеньки ее родители.

Тема занятия.

Появляется кукла Машенька.

Мы сегодня с Машенькой отправимся в гости к трем медведям и повторим звуки [М], [М`]

Машенька приготовила подарки для медведей, но одна идти боится, давайте сходим с ней вместе.

Скажите, где живут медведи? Это какие животные?

Все готовы к путешествию? Перед нами две дороги. Широкая и узкая.

Как вы думаете по какой дороге нам надо идти? Почему?

Отправляемся в дорогу, помогите мне подобрать нужные слова.

Упражнение «Подбери действие»

Мы с Машенькой в лес… (пойдем), на машине … (поедем), бегом … (побежим), тропинку нужную (найдем), к домику … (придем), подарки … (отнесем, подарим, отдадим, вручим).

Какой звук произносится в конце этих слов?

Давайте вспомним, кто главные герои сказки?

Какой первый звук мы слышим? Машенька - [М]. какой это звук? Мишутка, медведь – [М`]. Как звучит звук [М`]? (мягко, нежно) Это звук … (согласный, мягкий).

Какие подарки приготовила Машенька?

Малину, звук [М] в начале слова. Машинку, звук [М] в начале слова. Мед, звук [М`] в начале слова. Пирамидку, матрешку, дом, …

Игра «Мои игрушки»

Вот мы и пришли к медведям. Машенька прощения у них попросила, подарки им вручила.

Мишутке подарки очень понравились, он и спрашивает: «Теперь это будет мой машинка? Это моя игрушки?»

Правильно говорит Мишутка? Давайте научим его правильно использовать слова: МОЙ, МОЯ, МОИ.

Физминутка.

Три медведя шли домой Дети шагают на месте вперевалочку

Папа был большой-большой.     Поднять руки над головой, потянуть вверх.

Мама с ним поменьше ростом,   Руки на уровне груди.

А сынок — малютка просто.Присесть.

Очень маленький он был,   Присев, качаться по-медвежьи.

С погремушками ходил.        Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.  Дети имитируют игру с погремушками.

Игра «Что изменилось»

К Мишутке еще пришли гости, лесные жители. Выставляются игрушки.

Они решили поиграть в прятки. Запомните животных, закройте глаза. Что изменилось?

Молодцы, как мы можем назвать одним словом всех гостей?

Игра «Я люблю»

Мишутка хочет рассказать нам и Машеньке о том, что нравится ему в лесу.

Составление предложений от лица Мишутки.

«Игра голосом»

Мед медведь в лесу нашел (произносится радостно).

Мало меда, много пчел (произносится грустно).

М-м-ма, м-м-мам-ма, м-меду нам-м (произносится с изменением силы и тембра голоса).

Бедный мишка заболел.

Мишка много меда съел.

Мишка плачет и кричит:

- У меня живот болит! Ф. Бобылев

Дети изображают плач и показывают, как болит живот.

Игра с мячом «Придумай слово»

Мишутка хочет с нами поиграть. Ему интересно какие вы знаете слова со звуком [М] или [М`].

Я буду бросать вам мяч, а вы должны придумать слова, которые начинаются на звук [М] или [М`].

С Мишуткой очень интересно, он помог нам узнать много новых слов на звуки [М] и [М`]. С друзьями Мишутки мы поиграли в прятки, подарила медвежонку подарки, но нам пора возвращаться обратно в детский сад.

А поедем мы на транспорте, который начинается на звук [М]. Что это за транспорт? (машина)

Попрощайтесь с Мишуткой и его семьей.

Вот и кончилась игра

В детский сад идти пора

Список использованной литературы

 

  1. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. – 64 с.
  2. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 704 с.
  3. Нищева Н.В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда: учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 192 с.
  4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – М. 1999. – 216 с.
  5. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ Под ред. О.С. Ушаковой. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 208 с.
  6. Скоролупова О.А Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по темам «Домашние животные» и «Дикие животные средней полосы России». – М.: ООО «Издательство Скрепторий», 2006. – 128 с.
  7. Сычева Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Конспекты занятий. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 112 с.

 


Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 2670
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.