Методическая разработка по формированию у дошкольников 5-6 лет с ОВЗ (ЗПР) основ экологической культуры |
сб., 11.03.2017 |
Автор:
Брылина Елена Николаевна
Учитель-дефектолог
МАДОУ д/с № 133 города Тюмени
«Человечество на Земле и окружающая его живая и неживая природа составляют нечто единое, живущее по общим законам природы»
Вернадский Владимир Иванович (1863-1945)
Образовательная деятельность в старшей группе
«В гостях у зайки»
Программные задачи
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы)
- закреплять и пополнять знания детей о диких животных и их образе жизни зимой, установление связи между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона.
- закреплять представления о зиме как времени года, существенных признаках сезона, состоянии погоды зимой, явлениях зимней природы.
- развивать логическое мышление, умение делать умозаключения.
- воспитывать интерес к окружающему миру природы и заботливое отношение к животным.
Развитие речи:
- продолжать развивать связную речь, чувство рифмы.
Формирование элементарных математических представлений:
- формировать представление о величине широкий – узкий.
Ход образовательной деятельности:
Ребята, к нам сегодня пришел гость, а кто это вы должны отгадать:
По снегу бежит – петляет.
К лету шубку он меняет.
На снегу его не видно,
Волку и лисе обидно.
Дети отгадывают загадку и объясняют, как это сделали.
Конечно - это заяц.
Заяц: «Здравствуйте, ребята! Я сегодня пришел к вам в гости, и хочу пригласить вас в путешествие в сказочный зимний лес. В гости к моим соседям, лесным жителям.
Но прежде чем отправиться я предлагаю вам отгадать мои загадки. Вы согласны?»
Зимой спит,
Летом ульи ворошит. (медведь)
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)
Что за зверь опасный
Ходит в рыжей шубке,
Снег разгребает,
Мышек хватает? (лиса)
Ночью воет он в лесу:
“Я ягнёнка унесу-у-у!”
В зайцах тоже знает толк
Злой, голодный серый … (Волк)
Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый … (Лось)
Картинки с животными выставляются на доску под изображением зимнего леса.
Заяц: «Молодцы, ребята! Угадали все загадки. А кто это такие?»
Дети: «Дикие животные».
Заяц: «Все эти животные мои друзья. Я хотел бы узнать, что вы знаете о них, поэтому в лесу приготовил игры. Побегу к себе домой в лес и буду вас ждать».
Ну что ребята мы пойдем в путешествие в лес? На чем мы можем отправиться? Ответы детей.
Давайте на лыжах. Имитация надевания лыж.
Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы.
Приятны забавы
Холодной зимы.
Вот мы с вами и очутились в лесу. Как красиво вокруг. А какое сейчас время года?
Как вы узнали? Какие признаки зимы вы знаете?
Педагог обращает внимание детей на картинки с животными.
Посмотрите нас с вами в лес уже ждут. Кто это? Дети перечисляют животных.
Как, одним словом можно их назвать?
Почему они так называются?
Но мы в лес пришли не просто так, нам зайка приготовил игры и задания. Чтобы было легче играть, давайте снимем лыжи.
1-е задание.
Расскажите, как животные готовятся к зиме? (Белка насушила грибов, запаслась орехами. Медведь – сделал себе берлогу, за лето накопил жир, волк, заяц и лиса поменяли летние шубки на зимние, на более теплые, пушистые).
2. «Прятки с зайчиком»
В лесу много интересного. Посмотрите, кто это прячется за ёлкой… Ой, да это же зайчик, который нас пригласил в гости. Посмотрите он от нас прячется, может, он хочет поиграть с нами в прятки? Посмотрите где теперь спрятался зайчик (заяц прячется за деревом, за пнем, под деревом, между деревьев, за пнем и т.д.) (слайды: «зайка прячется»)
3. Физминутка.
Зайка хочет с нами еще поиграть, вставайте в круг.
Зайцы скачут скок – скок!
Да на беленький снежок
Приседают, слушают,
Не идет ли серый волк.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, подтянуться,
Три – в ладошки три хлопка,
Головою три кивка.
4. Игра «Назови семью животного»
Посмотри, а кто играет с нами вместе? Давайте назовем их.
Животные уже заигрались с нами им пора домой, но они забыли где живут. Давайте поможем животным найти свой домик.
5. Дидактическая игра «Кто, где живет?»
6. «Широкий – узкий»
По какой дорожке побежал семья белок? (по узкой) Семья лосей? (по широкой) и т.д.
7. Дидактическая игра «Какой? Какая?»
Но зайчик все еще боится к нам выходить, чтобы он понял, что мы в лесу не посторонние, надо поговорить с ним на лесном языке – я бросаю вам мячик и говорю слово, а вы добавляйте к нему слово «лесной». Гриб какой? Дорога какая? Озеро какое? Ягоды какие? Поляна какая? Воздух какой? Тропинка какая? Запахи какие? Речка какая? Звуки какие? Молодцы, вот и вышел к нам зайчик, и он предлагает нам прогуляться по лесу.
Посмотрите какая красота вокруг, кого мы с вами сегодня повстречали? С кем играли?
По каким дорожкам животные шли к своим домикам?
Нам пора возвращаться домой, наши лыжи стоят около дерева, давайте их наденем и отправимся в обратный путь.
Попрощайтесь с лесными жителями, с дикими животными.
Вот и кончилась игра
В детский сад идти пора!
Образовательная деятельность в старшей группе
«Математический лес»
Программные задачи
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений)
- формировать представление о величине широкий – узкий.
- совершенствовать навык количественного счета в пределах 4 с учетом слухового, зрительного и двигательного анализаторов.
- совершенствование навыка отсчитывания предметов из большего количества в пределах четырех.
- совершенствовать навык сравнения групп множеств и их уравнивания разными способами.
Ознакомление с миром природы:
- расширять знания детей о диких животных.
- воспитывать интерес к окружающему миру природы и заботливое отношение к животным.
Развитие речи:
- воспитывать активное произвольное внимание к речи.
Ход образовательной деятельности:
Дети вместе с педагогом встают в круг.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И опять играть начнем.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Ребята, посмотрите, к нам в садик пришло письмо. Что здесь написано?
«Здравствуйте, ребята! У нас в математическом лесу все перепуталось, помогите пожалуйста!
Ваш, З…»
Ребята, в лесу что-то произошло, пойдем на помощь? Как вы думаете, кто это – З…?
Тут есть подсказка.
Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги...
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? ...
(Зайка)
Отправляемся в путь! А поедем мы на поезде.
Вот поезд наш мчится,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Звучит музыка, под которую дети отправляются в путешествие выполняя задания.
Зайка приготовил нам первое задание.
- 1. «Широкий – узкий»задание выполняем у доски, на столе поднос с полосками разной ширины
Перед вами два домика, к одному ведет дорога, а к другому тропинка. Дорога какая? (широкая) Тропинка? (узкая)
Что шире?
Кто живет в домике с широкой дорогой? (медведь)
А если отправимся по узкой тропинке, кто встретит нас? (лиса)
Наши герои рады нам, но для того чтобы попасть в дом, нужна лесенка.
Давайте поможем построить лестницу. У медведя лестница с широкими ступеньками, а у лисы с узкими. На подносе – ступеньки.
Найдите широкие полоски, прикрепим их справа от двери в домике медведя. Какие полоски мы положили справа?
Какие полоски остались на подносе?
К домику лисы мы сделаем – узкие. Узкие полоски положим слева от двери. Какие полоски мы положили слева?
Из каких ступенек лестница у медведя? У лисы?
2. Динамическое упражнение.
За руки возьмемся,
Влево повернемся,
Широкими шагами
По кругу мы пойдем.
Похлопаем в ладоши,
Потопаем немножко.
За руки возьмемся,
Вправо повернемся,
Узкими шажками
Обратно мы пойдем.
Дети выполняют движения, которые упоминаются в тексте стихотворения.
3. Дидактическая игра «Камешки»
Садимся за столы
Мишка и лисица любят играть в камешки. (камешки Марблс)
Дайте лисичке 3 красных камешка, а мишке – 4 желтых.
Одинаковое количество камешков у лисы и медведя?
У кого камешков больше?
На сколько камешков у мишки больше?
У кого камешков меньше?
На сколько камешков у лисицы меньше?
Что надо сделать, чтобы красных и желтых камешков стало поровну, одинаково?
Педагог с детьми уравнивают двумя способами.
4. Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Вы хорошо справились с заданием, теперь зайка предлагает поиграть. Игра проводится с мячом, на ковре. Педагог бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет противоположное по смыслу слово.
Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Толстый – худой;
Далеко – близко;
Вверх – вниз;
Слева – справа;
Вперед – назад;
Один – много;
Легкий – тяжелый.
5. Дидактическая игра «Веселый счет»
Педагог показывает карточки со следами зайца от 1 до 4. Дети должны выполнить задание: присесть, наклониться, хлопнуть в ладоши и т.д. столько раз, сколько на карточке следов.
6. Дидактическая игра «Возвращение домой»
Детям предлагается пойти по дороге к поезду начиная с самой широкой тропинки.
Ребята, нам пора возвращаться, Зайка говорит, что до паровоза сначала надо идти по самой широкой дороге. А потом дорога становится уже.
Вот мы и добрались. Давайте вспомним, что мы с вами сегодня узнали нового? Что вас удивило? Что запомнилось? Понравилось вам наше путешествие?
Образовательная деятельность в старшей группе
«Три медведя»
Программные задачи
Приоритетная образовательная область: «Развитие речи» (обучение грамоте)
- продолжать развивать речь как средство общения;
- продолжать развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове, учить подбирать слова с заданным звуком;
- расширять глагольный словарь;
- совершенствовать грамматический строй речи (усвоение местоимений «мой», «моя», «мои»);
- закреплять навыки построения простого распространенного предложения.
Формирование элементарных математических представлений:
- формировать представление о величине широкий-узкий.
Ознакомление с миром природы:
- расширять представления о диких животных;
- воспитывать интерес к окружающему миру природы и заботливое отношение к животным.
Ход образовательной деятельности:
Психогимнастика.
Ребята, мы с вами сегодня отправимся в гости к трем медведям. Вы помните сказку «Три медведя»?
Когда медведи пришли домой и увидели, что кто-то похозяйничал, они рассердились. Покажите сердитого медведя. Покажите, как испугалась Машенька, увидев Мишутку. Как обрадовались возвращению Машеньки ее родители.
Тема занятия.
Появляется кукла Машенька.
Мы сегодня с Машенькой отправимся в гости к трем медведям и повторим звуки [М], [М`]
Машенька приготовила подарки для медведей, но одна идти боится, давайте сходим с ней вместе.
Скажите, где живут медведи? Это какие животные?
Все готовы к путешествию? Перед нами две дороги. Широкая и узкая.
Как вы думаете по какой дороге нам надо идти? Почему?
Отправляемся в дорогу, помогите мне подобрать нужные слова.
Упражнение «Подбери действие»
Мы с Машенькой в лес… (пойдем), на машине … (поедем), бегом … (побежим), тропинку нужную (найдем), к домику … (придем), подарки … (отнесем, подарим, отдадим, вручим).
Какой звук произносится в конце этих слов?
Давайте вспомним, кто главные герои сказки?
Какой первый звук мы слышим? Машенька - [М]. какой это звук? Мишутка, медведь – [М`]. Как звучит звук [М`]? (мягко, нежно) Это звук … (согласный, мягкий).
Какие подарки приготовила Машенька?
Малину, звук [М] в начале слова. Машинку, звук [М] в начале слова. Мед, звук [М`] в начале слова. Пирамидку, матрешку, дом, …
Игра «Мои игрушки»
Вот мы и пришли к медведям. Машенька прощения у них попросила, подарки им вручила.
Мишутке подарки очень понравились, он и спрашивает: «Теперь это будет мой машинка? Это моя игрушки?»
Правильно говорит Мишутка? Давайте научим его правильно использовать слова: МОЙ, МОЯ, МОИ.
Физминутка.
Три медведя шли домой Дети шагают на месте вперевалочку
Папа был большой-большой. Поднять руки над головой, потянуть вверх.
Мама с ним поменьше ростом, Руки на уровне груди.
А сынок — малютка просто.Присесть.
Очень маленький он был, Присев, качаться по-медвежьи.
С погремушками ходил. Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. Дети имитируют игру с погремушками.
Игра «Что изменилось»
К Мишутке еще пришли гости, лесные жители. Выставляются игрушки.
Они решили поиграть в прятки. Запомните животных, закройте глаза. Что изменилось?
Молодцы, как мы можем назвать одним словом всех гостей?
Игра «Я люблю»
Мишутка хочет рассказать нам и Машеньке о том, что нравится ему в лесу.
Составление предложений от лица Мишутки.
«Игра голосом»
Мед медведь в лесу нашел (произносится радостно).
Мало меда, много пчел (произносится грустно).
М-м-ма, м-м-мам-ма, м-меду нам-м (произносится с изменением силы и тембра голоса).
Бедный мишка заболел.
Мишка много меда съел.
Мишка плачет и кричит:
- У меня живот болит! Ф. Бобылев
Дети изображают плач и показывают, как болит живот.
Игра с мячом «Придумай слово»
Мишутка хочет с нами поиграть. Ему интересно какие вы знаете слова со звуком [М] или [М`].
Я буду бросать вам мяч, а вы должны придумать слова, которые начинаются на звук [М] или [М`].
С Мишуткой очень интересно, он помог нам узнать много новых слов на звуки [М] и [М`]. С друзьями Мишутки мы поиграли в прятки, подарила медвежонку подарки, но нам пора возвращаться обратно в детский сад.
А поедем мы на транспорте, который начинается на звук [М]. Что это за транспорт? (машина)
Попрощайтесь с Мишуткой и его семьей.
Вот и кончилась игра
В детский сад идти пора
Список использованной литературы
- Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. – 64 с.
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 704 с.
- Нищева Н.В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда: учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 192 с.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – М. 1999. – 216 с.
- Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ Под ред. О.С. Ушаковой. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 208 с.
- Скоролупова О.А Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по темам «Домашние животные» и «Дикие животные средней полосы России». – М.: ООО «Издательство Скрепторий», 2006. – 128 с.
- Сычева Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Конспекты занятий. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 112 с.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf