«Что мы Родиной зовём?» НОД для детей старшей группы с ЗПР |
пт., 12.05.2023 |
Конспект
непосредственной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы компенсирующей направленности с ЗПР совместно с родителями
Составители:
Бондарь Анна Александровна,учитель-дефектолог
Лайкова Наталья Леонидовна, воспитатель
МАДОУ детский сад № 87 города Тюмени
Заучивание стихотворения Владимира Степанова «Что мы Родиной зовём?» (речевое развитие)
Рисование с использованием нетрадиционной техники
«Русская берёза» (художественно-эстетическое развитие)
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.
Цель: Формирование у детей с ЗПР нравственно-патриотических чувств, гордости за свою природу и Родину.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять и обобщать знания детей о нашей стране.
Формировать представление о России как о родной стране.
Обогащать и активизировать словарь детей.
Заучивание стихотворения «Что мы Родиной зовём? » Владимира Степанова.
Вызвать интерес к стихотворению и желание знать его, помочь понять содержание стихотворения.
Учить выразительно читать стихотворение перед слушателями.
Учить видеть красоту созданного изображения, закреплять представление детей о берёзе как символа России.
Учить аккуратно и творчески применять способы изображения в рисовании, используя выразительные средства.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать слуховое и зрительное внимание при восприятии стихотворения.
Способствовать развитию процесса запоминания с использованием мнемотехники, основываясь на визуальном и аудиальном представлениях детей.
Развивать внимание, память, мышление.
Развивать речь, умение слушать и слышать товарищей, любознательность. Закреплять навыки нетрадиционной техники рисования (техника рисования кефиром)
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
Формирование обобщенного представления родителей в вопросах воспитания нравственно-патриотически чувств у детей.
Воспитывать любовь к художественному слову и поэзии.
Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе, родному дому.
Оборудование: картинки Земли, карта России, картинки видов города Тюмени и домов, птиц, деревьев, животных; мнемотаблица по стихотворению Владимира Степанова «Что мы Родиной зовём?»; картинка берёзы, музыкальное сопровождение детской деятельности; материал для практической деятельности – акварель, гуашь, кефир (2,5% жирности), баночки с водой, кисти, альбомные листы бумаги формата А4, влажные салфетки.
НОД:
Организационный момент
Дети входят в зал.
Дефектолог: Посмотрите, сколько гостей у нас собралось! Что надо сказать гостям?
Дети здороваются.
Утром солнышко встает, (Руки поднять вверх).
Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).
Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя).
«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в стороны).
Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).
Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер).
Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).
Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки).
Дефектолог: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о Родине. С чего начинается Родина для каждого из вас?
(ответы детей)
Дефектолог: Родина – это земля, на которой мы живём. (картинка)
Дефектолог: Родина – это страна, в которой мы живём. А вы знаете, что наша страна самая большая в мире, посмотрите, на карту, какую огромную территорию она занимает! Когда на одном конце страны люди ложатся спать, то на другом начинается утро! (картинка)
Дефектолог: Кто знает, как называется наша Родина? (Россия).
Дефектолог: Правильно, Россия! Давайте вспомним физминутку о нашей Родине.
Физкультминутка «Наша Родина - Россия»
В нашей стране горы - высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие (показываем большой палец).
Дефектолог: Родина – это наш дом, природа, в которой мы живём. (картинка дома и берёзы)
Белоствольная берёза давала силу нашим бойцам. Войны погибали в бою за Родину, за матерей и за русскую берёзу. И вместе со всем народом на защиту Родины вставали леса (картинка берёзового леса) Леса, расположенные на пути врага превращались в неприступные и труднопреодолимые преграды для врага, сдерживали их натиск, истощали их силы. И эти же леса спасали от верной гибели миллионы русских людей, укрывали склады оружия и раненых воинов. В России также издавна существует обычай: над могилой погибшего война сажать берёзу, чтобы его жизнь продолжалась в зелёном цветущем дереве.
Дефектолог: Я предлагаю сегодня разучить небольшое стихотворение о Родине и о русской природе.
Владимир Степанов «Что мы Родиной зовём?»
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идем!
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном!
Повторное чтение стихотворения дефектологом с опорой на мнемотаблицу.
Дефектолог: Кто мне поможет прочитать стихотворение ещё раз? Я буду начинать строчку, а вы мне помогите её закончить.
- Далее совместное проговаривание отдельной строчки стихотворения с одним ребёнком.
- Совместное обыгрывание слов действиями.
- Чтение стихотворения с несколькими детьми индивидуально.
- Совместное чтение стихотворения дефектолога с детьми.
Дети совместно с дефектологом обращают внимание на красоту русской берёзы, изображённой на картинке.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, чем отличается берёза от всех остальных деревьев? Например, от осины, от ели, от сосны.
Дети: Стволом.
Воспитатель: А какой ствол у берёзы?
Дети: Белый с чёрными чёрточками. Белоствольная. (совместное проговаривание)
Воспитатель: Правильно. Эти чёрные чёрточки называются чечевичками. Оказывается, берёза через них дышит. А давайте и мы с вами подышим.
(любое знакомое детям дыхательное упражнение)
Воспитатель: А сейчас ребята садитесь на свои рабочие места. Вот и мы с вами сегодня нарисуем берёзу необычным способом. (показ образца).
Алгоритм выполнения.
1.Согнуть лист пополам, развернуть.
2. На сгибе в центре листа рисуем половину ствола и ветви берёзы. Белый ствол, теперь нарисуем чёрные полосочки (чечевички) на стволе берёзы.
3. На одной половине листа на нарисованные ветви наносим кистью круговыми движениями кефир, окрашенный в зелёный цвет.
4.Теперь нам понадобится кефир, окрашенный в голубой цвет. Заполняем верхнюю часть листа, одной половины - это небо.
4. Складываем лист пополам снова и разглаживаем руками.
Аккуратно разворачиваем и дорисовываем детали рисунка.
Итог работы.
Воспитатель: Вот и закончили работу. О чём мы сегодня поговорили?
Ребята, давайте посмотрим, какие берёзы у вас получились.
Выставка рисунков.
Воспитатель: Как красиво получилось, как будто мы попали в берёзовую рощу.
Воспитатель: На этом наше занятие закончилось. Спасибо всем за работу.
Список используемых источников:
1. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. /Под общей ред. С.Г. Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2003 — 96 с.
2. Программа «Мы живем в России» Н.Г.Зеленовой, Л.Е.Осиповой
3. Программа «Мой родной дом» Н. Арапова-Пискарева.- Москва, 2004
«Cвидетельство о публикации в СМИ» № 0010732-0010733
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf