«Осень в гости к нам пришла» НОД с детьми с ЗПР старшей группы

  вс., 25.09.2022

Составители:

Хоновец Надежда Сергеевна учитель - логопед;

Жилякова Наталья Николаевна учитель – дефектолог.

МАДОУ детский сад № 87 города Тюмени

Задачи:

Образовательные:

-расширить знания ребенка об осенних изменениях в природе;

-активизация словаря по теме;

-совершенствование грамматического строя речи (составление простых распространенных предложений по картинке, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательных прилагательных, согласование числительных с существительными и прилагательными);

-формирование навыков прямого счета в пределах пяти.      

Коррекционные:                    

-развитие связной речи;

-развитие мелкой моторики пальцев рук посредством пальчиковых игр и упражнений;

-развитие памяти, мышления, зрительного гнозиса;

-развитие артикуляционной моторики.

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование:  д/и «Собери картинку», листья с разных деревьев, массажный мяч, чудесный мешочек, муляжи овощей, вырезанные детали ( тучки, деревья, желтые листья, грибы).

Ход занятия:                                 

Организационный момент: Приветствие. Объявление темы занятия.

Логопед предлагает ребенку  открыть конверт, в котором разрезная картинка «Осень»

После того как картинка собрана, задает вопросы:

-Что ты видишь на картинке?

-Как одеты дети?

-Какие деревья?

-Какая погода?

-Как ты думаешь, какое время года изображено на картинке?

-Правильно. Сегодня мы продолжаем говорить об осени.

2.     Основная часть:

1.Артикуляционная гимнастика ( перед зеркалом). Звучит музыка « Осень в лесу».

-Давайте представим, что мы оказались в лесу.

Упражнение для мышц шеи.

И.п.сидя на стуле, спина и шея прямые.

-Давайте посмотрим по сторонам. При повороте головы вдыхаем носом, при возвращении в исходное положение-выдох ртом.

Упражнение для жевательно-артикуляционных мышц, губ, щек, языка.

-Увидели медведя. Осенью мишке очень хочется спать, он зевает (широко открыть рот и закрыть).

-Мишка очень любит малину, давайте покажем как он жует ( имитация жевания).

-Очень вкусная малина (рот открыт, губы в улыбку, кончиком языка облизать верхнюю губу).

Нам хорошо в осеннем лесу (упражнение «Улыбка»).

-Вот мелькнул беличий хвостик ( поворот языка влево-вправо).

-она запасается на зиму орешками (улыбнуться и постучать зубами).

2. Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Ветер северный подул: (Пошевелить пальцами и «С-с-сс», все листья с липы сдул…подуть на них).

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!». (Постучать пальцами по столу).

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу).

Снег потом припорошил, (Плавные движения кистей рук вперёд-назад).

Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижаты к столу).

Е.Карельская.

3.Лексико-грамматические игры и упражнения:

Образование уменьшительно-ласкательных форм существительного.

Игра с мячом.

Логопед называет слово, бросает мяч ребенку, который должен назвать его в уменьшительно-ласкательной форме.

Дождь-дождик; лист-листик; капля-капелька, огурец-огурчик; ветер - ветерок и т.д.

Образование притяжательных прилагательных «С какого дерева листик?»

Логопед  разбрасывает листья по полу. Предлагает их собрать. Ребенок должен взять листок и сказать, с какого дерева он упал.

Лист с берёзы-берёзовый; с дуба-дубовый, с осины-осиновый, с клёна-кленовый.

Согласование числительных с существительными и прилагательными

Ребёнок собирает листья в букет.

-Скажи каких листьев по одному, по два.

4.Физкультминутка

Стояла корзинка на полке без дела( присесть, округлить руки- изобразить корзинку)

Скучала, наверное, всё лето она (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)

Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась (развести руки)

Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг).

5.Дидактическая игра  «Чудесный мешочек»

Логопед  предлагает ребёнку на ощупь угадать какой овощ спрятан в мешке.

6.Психогимнастика.

Логопед предлагает ребёнку показать, как животные готовятся к зиме: белка, запасается орешками, мишка готовится спать, ежик забирается в норку.

7.Развитие связной речи «Лес осенью».

Летом лес был зелёным. Теперь берёзки и клёны желтые. Осины красные. Между ними ёлочки зеленеют. Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тихо-тихо на землю опускаются. Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения.

По Г.Скребицкому и В.Чаплиной.

Вопросы по тексту:

-Какой лес был летом?

-Какого цвета стали берёзки и клёны осенью?

-Какого цвета стали осины осенью?

-Что происходит с листьями, цветами, травами?

8.Пальчиковая игра.

Ребёнок катает между ладошками массажный мяч, произнося стихотворный текст.

Следом за летом осень идёт.

Желтые песни ей ветер поёт.

Красную под ноги стелет листву,

Белой снежинкой летит в синеву.

9.Картина « Осень»

Логопед предлагает ребёнку собрать панно из заранее подготовленных деталей ( тучки, деревьев, жёлтые листья, грибы) и рассказать о проделанной работе.

10.Итог занятия.

О чём мы сегодня говорили?

Какое у тебя сейчас настроение?

Список источников:

1. Миронова С.А «Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи» - М.: Просвещение,1995.

2. Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях» - М.: Просвещение, 1991.

3. Парамонова В.Г. «Развитие словарного запаса у детей» - СПб.: Детство –  пресс, 2007.

4. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов» -М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

5. Позднякова Я.Ю. «Игры и упражнения для развития мелкой моторики».

6. Рау Е.Ф.,Рождественская В.И. «Смешение звуков у детей»- М.:  Просвещение,1972.

7. Шалаева Г.П. «Занимательная грамматика» -М.:СЛОВО; Эксмо,2006.

8. Морозова  И.А., Пушкарева М.А.  Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2007. - 176с.

Интернет-ресурсы:

1. konspekteka.ru

2. portal2011.com

3. www.maam.ru

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А №  0009665, 0009666

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 1829
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.