«В гостях у царицы Грамматики»

  вт., 28.06.2022

Составители:

Хоновец Надежда Сергеевна учитель - логопед;

Жилякова Наталья Николаевна учитель – дефектолог.

МАДОУ детский сад № 87 города Тюмени

Непосредственная образовательная деятельность с детьми с ЗПР подготовительной группы

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закреплять знания, умения и навыки по разделу «обучение грамоте».

Задачи:

Закреплять навык звуко-слогового анализа слов.

Закрепить графический образ букв.

Закреплять навык чтения слогов и слов.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать память и внимание.

Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.

Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Формировать навык совместной работы в паре.

Коррекционно-развивающие задачи:

-развивать целостность восприятия, зрительное и слуховое внимание, непроизвольную память, мышление, речь, общую и мелкую моторику, координацию движений.

Воспитательные задачи:

-формировать коммуникативные навыки в игре и на занятии;

-создавать положительный эмоциональный фон, ситуацию успеха;

-вызвать интерес к математической деятельности.

Индивидуальная работа:

Активизировать детей с рассеянным и неустойчивым вниманием и слабой слуховой памятью, посредством использования опор-картинок;

создавать оптимальные условия для формирования потребности в речевом контакте у детей с недостаточной сформированностью речевого общения;

предоставить возможность каждому ребенку выполнять задания самостоятельно, при этом оценить правильность его выполнения и возможность самостоятельно исправить ошибки, способствовать созданию ситуации успеха.

Ход занятия:

Дети заходят в группу и здороваются с гостями.

Л. Ребята сегодня утром, когда я пришла в детский сад, на вахте мне отдали письмо, давайте его откроем и прочтем.

Письмо:

«Я царица Грамматики, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Злой волшебник, Буквоед, пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей и теперь у нас царит злость и беспорядок. Своё заклинание он хранит в волшебном цветке. Собрав лепестки цветка, вы сможете узнать магическое слово, и тогда колдовские чары исчезнут вместе с тем, кто их навёл».

Л. Ну что ребята поможем царице Грамматики? Но как мы туда попадём в это царство? А вот и серединка цветка и на ней что-то написано:

– Для начала отгадайте загадки о жителях этой страны:

Один мягкий и свистит

Другой твёрдый и шипит

Третий вовсе запоёт

Хоть кто его произнесёт… (звук)

Черные, кривые

От рожденья все немые,

А как встанут в ряд

Все заговорят.

(Буква)

Черные птички на белой страничке

Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).

Сначала я никак не мог

Прочесть с двух букв

Свой первый… (слог)

Звук я к звуку подберу

И его произнесу

Если буквы в ряд сложу

То его потом прочту (слово)

Много слов я соберу

Меж собой их подружу

Понятным будет изложение

То получу я (предложение).

Звучит волшебная музыка.

Л: Вот мы и оказались в Звуковом царстве, буквенном государстве. Посмотрите, дорогу дальше нам укажут буквы. Но буквы не простые, они обижены Буквоедом. Что это за буква, вы узнали? (на полу по группе разложены буквы, у которых не хватает каких-нибудь элементов).

А вот и первый лепесток с заданием.

Первый лепесток.

Вы загадки разгадали

В волшебную страну попали

Но смотрите впереди очень мощные замки.

Чтобы лепесток забрать сумей замок ты открывать.

На каждом замке нарисован ребус, если дети его решают, то замок открывается.

Л: Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Второй лепесток.

Если коврик вы сошьёте

Быстро дальше вы пойдёте.

Первый звук определяйте

Нитки с толком выбирайте.

На полотне расположены картинки. Ребёнок берёт одну из них, определяет первый звук в слове, даёт ему характеристику, выбирает фишку соответствующего цвета и размещает её на полотне.

Л: Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Третий лепесток.

«Зашифрованное слово»

Цифры по порядку быстро расставляйте

Полученное слово вслух вы прочитайте.

У каждого ребёнка карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен расставить цифры по порядку и прочесть полученное слово.

Л: Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Четвёртый лепесток.

Впереди гора стоит,

Она из слов вся состоит.

Разобрать её вам нужно

Будет путь тогда открыт.

Игра с мячом «Встречу слово на дороге, разобью его на слоги». Каждый ребёнок называет слово (картинку, которая висит на «горе») и ударяет мячом об пол столько раз, сколько в слове слогов.

Л: Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Пятый лепесток.

Чтобы слово вам узнать

Цветочки нужно собирать.

Цветок срывается

Слог на нём читается

Цветы по цвету собирайте

И словечки составляйте.

Дети, разбиваясь в пары, собирают цветы одинакового цвета. На каждом цветке записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова.

Л: Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Шестой лепесток.

Здесь ветер сильный погулял

И слова все разбросал.

Вы их вместе соберите и предложение прочтите.

Дети работают в тех же парах, они садятся за столы, составляют из слов предложения.

Л: Вот и собрали мы все лепесточки, пора узнать магическое слово, чтобы снять заклинание. А как его узнать? Что делать с этими буквами на лепестках? Буквы все разного размера?

(дети догадываются, что буквы нужно расставить по порядку, от большой к маленькой, и прочитать слово - дружба)

Звучит волшебная музыка.

Голос Царицы:

«Спасибо вам ребята, что вы спасли мою страну и её жителей.

Я желаю вам друзья делать добрые дела

И дружить и дорожить

И добро друзьям дарить».

 Итог занятия.

Л: Как вы думаете, почему именно слово дружба было заколдованно?

Л: Итак, все задания мы выполнили и помогли Царице.

 А какие задания мы с вами выполняли?

 Какое из заданий вам показалось трудным? Какое легким?

Список источников:

1. Миронова С.А «Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи» - М.: Просвещение,1995.

2. Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических

   занятиях» - М.: Просвещение, 1991.

3. Парамонова В.Г. «Развитие словарного запаса у детей» - СПб.: Детство –

    пресс, 2007.

4. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов» -М.: Гуманитарный изд.

   Центр ВЛАДОС, 2003.

5. Позднякова Я.Ю. «Игры и упражнения для развития мелкой моторики».

6. Рау Е.Ф.,Рождественская В.И. «Смешение звуков у детей»- М.:

    Просвящение,1972.

7. Шалаева Г.П. «Занимательная грамматика» -М.:СЛОВО; Эксмо,2006.

8. Морозова  И.А., Пушкарева М.А.  Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2007. - 176с.

Интернет-ресурсы:

1. konspekteka.ru

2. portal2011.com

3. www.maam.ru

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0009466 >>>  .  Серия А №0009467 >>>

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 80
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.