«В гостях у царицы Грамматики» |
вт., 28.06.2022 |
Составители:
Хоновец Надежда Сергеевна учитель - логопед;
Жилякова Наталья Николаевна учитель – дефектолог.
МАДОУ детский сад № 87 города Тюмени
Непосредственная образовательная деятельность с детьми с ЗПР подготовительной группы
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: закреплять знания, умения и навыки по разделу «обучение грамоте».
Задачи:
Закреплять навык звуко-слогового анализа слов.
Закрепить графический образ букв.
Закреплять навык чтения слогов и слов.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать память и внимание.
Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
Формировать навык совместной работы в паре.
Коррекционно-развивающие задачи:
-развивать целостность восприятия, зрительное и слуховое внимание, непроизвольную память, мышление, речь, общую и мелкую моторику, координацию движений.
Воспитательные задачи:
-формировать коммуникативные навыки в игре и на занятии;
-создавать положительный эмоциональный фон, ситуацию успеха;
-вызвать интерес к математической деятельности.
Индивидуальная работа:
Активизировать детей с рассеянным и неустойчивым вниманием и слабой слуховой памятью, посредством использования опор-картинок;
создавать оптимальные условия для формирования потребности в речевом контакте у детей с недостаточной сформированностью речевого общения;
предоставить возможность каждому ребенку выполнять задания самостоятельно, при этом оценить правильность его выполнения и возможность самостоятельно исправить ошибки, способствовать созданию ситуации успеха.
Ход занятия:
Дети заходят в группу и здороваются с гостями.
Л. Ребята сегодня утром, когда я пришла в детский сад, на вахте мне отдали письмо, давайте его откроем и прочтем.
Письмо:
«Я царица Грамматики, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Злой волшебник, Буквоед, пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей и теперь у нас царит злость и беспорядок. Своё заклинание он хранит в волшебном цветке. Собрав лепестки цветка, вы сможете узнать магическое слово, и тогда колдовские чары исчезнут вместе с тем, кто их навёл».
Л. Ну что ребята поможем царице Грамматики? Но как мы туда попадём в это царство? А вот и серединка цветка и на ней что-то написано:
– Для начала отгадайте загадки о жителях этой страны:
Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук)
Черные, кривые
От рожденья все немые,
А как встанут в ряд
Все заговорят.
(Буква)
Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).
Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог)
Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту (слово)
Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я (предложение).
Звучит волшебная музыка.
Л: Вот мы и оказались в Звуковом царстве, буквенном государстве. Посмотрите, дорогу дальше нам укажут буквы. Но буквы не простые, они обижены Буквоедом. Что это за буква, вы узнали? (на полу по группе разложены буквы, у которых не хватает каких-нибудь элементов).
А вот и первый лепесток с заданием.
Первый лепесток.
Вы загадки разгадали
В волшебную страну попали
Но смотрите впереди очень мощные замки.
Чтобы лепесток забрать сумей замок ты открывать.
На каждом замке нарисован ребус, если дети его решают, то замок открывается.
Л: Какая следующая буква укажет нам дорогу?
Второй лепесток.
Если коврик вы сошьёте
Быстро дальше вы пойдёте.
Первый звук определяйте
Нитки с толком выбирайте.
На полотне расположены картинки. Ребёнок берёт одну из них, определяет первый звук в слове, даёт ему характеристику, выбирает фишку соответствующего цвета и размещает её на полотне.
Л: Какая следующая буква укажет нам дорогу?
Третий лепесток.
«Зашифрованное слово»
Цифры по порядку быстро расставляйте
Полученное слово вслух вы прочитайте.
У каждого ребёнка карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен расставить цифры по порядку и прочесть полученное слово.
Л: Какая следующая буква укажет нам дорогу?
Четвёртый лепесток.
Впереди гора стоит,
Она из слов вся состоит.
Разобрать её вам нужно
Будет путь тогда открыт.
Игра с мячом «Встречу слово на дороге, разобью его на слоги». Каждый ребёнок называет слово (картинку, которая висит на «горе») и ударяет мячом об пол столько раз, сколько в слове слогов.
Л: Какая следующая буква укажет нам дорогу?
Пятый лепесток.
Чтобы слово вам узнать
Цветочки нужно собирать.
Цветок срывается
Слог на нём читается
Цветы по цвету собирайте
И словечки составляйте.
Дети, разбиваясь в пары, собирают цветы одинакового цвета. На каждом цветке записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова.
Л: Какая следующая буква укажет нам дорогу?
Шестой лепесток.
Здесь ветер сильный погулял
И слова все разбросал.
Вы их вместе соберите и предложение прочтите.
Дети работают в тех же парах, они садятся за столы, составляют из слов предложения.
Л: Вот и собрали мы все лепесточки, пора узнать магическое слово, чтобы снять заклинание. А как его узнать? Что делать с этими буквами на лепестках? Буквы все разного размера?
(дети догадываются, что буквы нужно расставить по порядку, от большой к маленькой, и прочитать слово - дружба)
Звучит волшебная музыка.
Голос Царицы:
«Спасибо вам ребята, что вы спасли мою страну и её жителей.
Я желаю вам друзья делать добрые дела
И дружить и дорожить
И добро друзьям дарить».
Итог занятия.
Л: Как вы думаете, почему именно слово дружба было заколдованно?
Л: Итак, все задания мы выполнили и помогли Царице.
А какие задания мы с вами выполняли?
Какое из заданий вам показалось трудным? Какое легким?
Список источников:
1. Миронова С.А «Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи» - М.: Просвещение,1995.
2. Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических
занятиях» - М.: Просвещение, 1991.
3. Парамонова В.Г. «Развитие словарного запаса у детей» - СПб.: Детство –
пресс, 2007.
4. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов» -М.: Гуманитарный изд.
Центр ВЛАДОС, 2003.
5. Позднякова Я.Ю. «Игры и упражнения для развития мелкой моторики».
6. Рау Е.Ф.,Рождественская В.И. «Смешение звуков у детей»- М.:
Просвящение,1972.
7. Шалаева Г.П. «Занимательная грамматика» -М.:СЛОВО; Эксмо,2006.
8. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2007. - 176с.
Интернет-ресурсы:
1. konspekteka.ru
2. portal2011.com
3. www.maam.ru
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0009466 >>> . Серия А №0009467 >>>
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf