«Мы - космонавты» НОД с детьми с ЗПР старшей группы

  ср., 27.04.2022

Составители:

Хоновец Надежда Сергеевна учитель – логопед;

Жилякова Наталья Николаевна учитель - дефектолог

МАДОУ детский сад № 87 города Тюмени

 

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Цель занятия: формирование устойчивых представлений о количестве, форме, величине, цвете предметов, геометрических фигурах, положении предметов в пространстве.

Коррекционно-образовательные задачи:

-дать детям элементарные представления о космосе;

- продолжать учить сравнивать и уравнивать множества;

-формировать навык ориентировки в пространстве;

-упражнять в соотнесении числа с количеством предметов и цифрой в пределах пяти;

-закреплять последовательность чисел  в  числовом (цифровом) ряду, навык прямого и обратного счета в пределах десяти;

- совершенствовать умение различать цвет, форму предметов;

Коррекционно-развивающие задачи:

-развивать целостность восприятия, зрительное и слуховое внимание, непроизвольную память, мышление, речь, общую и мелкую моторику, координацию движений.

Воспитательные задачи:

-формировать коммуникативные навыки в игре и на занятии;

-создавать положительный эмоциональный фон, ситуацию успеха;

-вызвать интерес к математической деятельности.

Предварительная работа:

провести беседы с использованием презентаций, фильмов о космосе, познакомить с основными понятиями, рассказать о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми на занятиях по речевому и познавательному развитию, в индивидуальной работе;

закрепить полученные знания в изобразительной деятельности, в процессе подвижных игр, при чтении художественной литературы по теме «Космос»; рассмотреть иллюстрации о космическом пространстве и космонавтах, провести беседы по ним.

Словарная работа:

активизировать словарь: космос, космическое пространство, планеты, космодром, космонавты, ракета, пульт управления, скафандр, космическое кресло, невесомость, люк ракеты, названия геометрических фигур;

расширять  словарь признаков предметов (цвет, форма, величина);

согласовывать имена числительные с именами существительными.

Индивидуальная работа:

Активизировать детей с рассеянным и неустойчивым вниманием и слабой слуховой памятью, посредством использования опор-картинок;

создавать оптимальные условия для формирования потребности в речевом контакте у детей с недостаточной сформированностью речевого общения;

предоставить возможность каждому ребенку выполнять задания самостоятельно, при этом оценить правильность его выполнения и возможность самостоятельно исправить ошибки, способствовать созданию ситуации успеха.

Материалы и оборудование: глобус, аудиозапись «Космическая музыка», «Сигнал тревоги», космодром с изображением пяти ракет, две из которых одинаковые, набор геометрических фигур для конструирования ракеты по образцу, изображения разных по цвету скафандров по количеству детей, космические кресла с номерами  по количеству детей, изображения пяти геометрических фигур и соответствующих им по форме предметов (мяч, флажок, блокнот, часы, картина),

Раздаточный материал: «пульты управления» - числовые полоски с пропущенными цифрами, наборы цифр, «космические люки» с пятью отверстиями с набором деревянных болтов.

Структура непосредственной образовательной деятельности:

I. Организационный момент

1. Предложение стать космонавтами

II. Основная часть

1. Игра: «На космодроме» (Развитие зрительного внимания, логического мышления, навыков сравнения.)

2. Игровое упражнение «Сконструируем ракету» (Совершенствование навыков конструирования, формирование устойчивых представлений о цвете, геометрических фигурах, ориентировки  в пространстве);

3. Игровое упражнение «Выбор скафандра по цвету» (Упражнение в восприятии цвета);

4. Дидактическое упражнение «Сравнение и уравнивание 2-х групп предметов». (Сравнение и уравнивание 2-х множеств.);

5. Игровое упражнение «Занять свои места!» (Соотнесение числа с количеством предметов и цифрой);

6.  Игровое упражнение «К взлету готовы!» (Закрепление последовательности чисел  в  числовом (цифровом) ряду, навыка прямого и обратного счета в пределах десяти).

7. Физминутка - невесомость (Развитие подвижности, координации речи с движением.)

8. Игра: «Порядок на борту!» (Совершенствование умения различать форму предметов, формирование навыка ориентировки в пространстве.)

9. Игровое упражнение: «Ремонт люка после разгерметизации» (Сравнение и уравнивание 2-х множеств.)

10. Игровое упражнение «Возвращение домой» (Развитие зрительного внимания, логического мышления, навыков сравнения.)

III. Итог (рефлексивный этап)

1. Обобщение педагога;

2. Поощрение воспитанников (Сравнение и уравнивание 2-х множеств.)

Ход непосредственной образовательной деятельности:

I. Организационный момент

(Развитие концентрации и устойчивости слухового внимания, развитие мышления.)

Дети входят в кабинет, садятся на свои места.

-Ребята, мы с вами живем на планете Земля. Вот так она выглядит. (Показ глобуса).

- Днем, когда светло, мы с вами видим на небе Солнце, нашу звезду. А ночью, когда темно, на небе загораются множество звезд. Люди смотрели на небо и мечтали полететь туда, в космическое пространство. Они научились строить ракеты и полетели в космос. Теперь люди мечтают долететь до других далёких планет, туда, где живут инопланетяне. Мы не можем полететь в космос на настоящей ракете. А поиграть в космические приключения можем. Сейчас и начнем.

II. Основная часть

1.     Игра: «На космодроме»

(Развитие зрительного внимания, логического мышления, навыков сравнения.)

Детям представлены  изображения пяти ракет, они сравнивают их, находят среди них две одинаковые и объясняют свой выбор.

2.     Игровое упражнение «Сконструируем ракету»

(Совершенствование навыков конструирования; формирование устойчивых представлений о цвете, геометрических фигурах, ориентировки  в пространстве.)

- Возьмите в руки прямоугольник и  найдите его место на изображении ракеты. Теперь выложите два квадрата и один треугольник. А сколько кругов? Два круга. Выложите их в виде окон-иллюминаторов. А теперь сосчитайте овалы. Сколько у вас овалов? Их три. Найдите и им место на нашей ракете.

3. Игровое упражнение «Выбор скафандра по цвету»

(Упражнение в восприятии цвета).

Вниманию детей представлены пять космических скафандров, различных по цвету. Каждому ребенку предлагается выбрать понравившейся по цвету скафандр и назвать его цвет.

4.Дидактическое упражнение «Сравнение и уравнивание 2-х групп предметов».

(Сравнение и уравнивание 2-х множеств.)

Совместно с педагогом дети определяют, что скафандров пять, а космонавтов четыре, выясняют, сто скафандров больше, а космонавтов – меньше, уравнивают количества путем добавления (педагог становится космонавтом).

5. Игровое упражнение «Занять свои места!»

(Соотнесение числа с количеством предметов и цифрой).

После выбора скафандра дети и педагог считают количество звезд на нем и занимают кресло с соответствующей цифрой - номером.

6.  Игровое упражнение «К взлету - готовы!»

(Закрепление последовательности чисел  в  числовом (цифровом) ряду, навыка прямого и обратного счета в пределах десяти).

У каждого ребенка индивидуальный «пульт управления» - числовая полоска с пропущенными цифрами и набор цифр. Дети расставляют цифры по порядку – проверяют панель управления. Они называют соседей числа, предыдущее и последующее числа, закрепляют прямой и обратный счет в пределах 10.


- Наша ракета набирает высоту. Появилось состояние  невесомости. Невесомость - это состояние, при котором вес тела равняется нулю, люди и предметы «плавают» в пространстве.

7. Физминутка - невесомость (Развитие подвижности, координации речи с движением.) Импровизация движений под музыку «Космическую музыку».

8. Игра: «Порядок на борту!»

(Совершенствование умения различать форму предметов, формирование навыка ориентировки в пространстве.)

-Во время невесомости на борту «плавают» не только космонавты, но и различные предметы. Неряхам в космосе не место: нужно следить за порядком. Летающие носки, разбросанные ручки и инструменты, мусор – это опасность для космонавтов.

-Посмотрите на борту нашей ракеты тоже «плавают» различные предметы.

(Детям демонстрируются изображения пяти геометрических фигур и соответствующих им по форме предметов: мяч, флажок, блокнот, часы, картина.) Предлагается навести порядок - соотнести предметы различные по форме с геометрическими фигурами, одновременно закрепляются пространственные понятия.

 9. Игровое упражнение: ««Ремонт люка после разгерметизации»» (Сравнение и уравнивание 2-х множеств.)

- Наша ракета внезапно начала терять высоту! (Звучит сигнал тревоги.)

-Произошла разгерметизация,  давайте проверим люки и плотно прикрутим болты.

 Дети устраняют аварию (с помощью «болтов» прикручивают люк). Сравнивают количество отверстий и болтов, выясняют чего больше, а чего меньше, как сделать поровну и уравнивают множества (в люке 5 отверстий, а болтов только 4, чтобы устранить аварию, нужно добавить еще один болт и их станет тоже пять).

-Молодцы ребята, вы быстро справились с аварийной ситуацией. Незаметно прошло время, нам пора возвращаться на свою голубую планету. Давайте найдем ее среди множества других планет (детям демонстрируются фотографии различных планет, они находят среди них Землю).

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету —

Ведь другой, похожей, нету!

III. Итог

-Ну, вот и закончились наши космические приключения, мы снова в нашей группе, в нашем детском саду, в нашем красивом городе, в нашей огромной стране, на нашей голубой планете. Пройдет время, и кто-то из вас обязательно станет космонавтом. А в память о нашем космическом путешествии получите космическое питание.

Детям раздаются тюбики с яблочным пюре, тюбиков на один меньше, чем детей.  Ребята сравнивают количество подарков и детей, выясняют чего больше, а чего меньше, как сделать поровну и уравнивают множества.

Публикация авторов на других сайтах:

http://dou87-tmn.ru/wp-content/uploads/Раз-два-три-четыре-пять-—-будем-в-космос-мы-играть.pdf

Список источников:

1. Колесникова Е. В. Математика для детей 5-6 лет, Методическое пособие к рабочей тетради. М.: ТЦ Сфера, 2009;

2. Морозова И.А., Пушкарева М.А. КРО Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР.- М.: Мозаика - Синтез,  2007. – 136 с.

3. Морозова  И.А., Пушкарева М.А.  Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2007. - 176с.

Интернет-ресурсы:

1. konspekteka.ru

2. portal2011.com

3. www.maam.ru

http://rastishka.by/articles/detyam-o-nevesomosti-prostymi-slovami-o-slozhnom/

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0009276, № 0009277

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 1702
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.