Совместная образовательная деятельность с детьми в подготовительной к школе группе по теме « Космический пейзаж» |
ср., 06.05.2015 |
Авторы:
Файзуллина Флюра Фазлутдиновна,
Миннетдинова Лариса Фариовна
воспитатели
МАДОУ ДС КВ «Гнёздышко» г. Новый Уренгой
Цель: способствовать поиску изобразительно – выразительных средств для создания фантазийных космических сюжетов посредством использования нетрадиционного способа рисования - граттаж.
Задачи:
Формировать умение передавать в рисунке сюжет космического пейзажа, проявлять самостоятельность в выборе композиционного решения.
Познакомить детей с новой техникой рисования – граттаж.
Развивать воображение, стимулировать стремление к импровизации.
Воспитывать у детей интерес к постановке театра, умение творчески применять способы в рисовании, лепке, аппликации, используя выразительные средства.
Оборудование:
-сцены, летающая тарелка с инопланетянами;
- альбомный лист с готовой основой под граттаж;
-специальная палочка;
- слайд-шоу;
-космическая музыка.
Техника работы: граттаж.
Предварительная работа: Лист покрыт фоном, затем слой парафина, покрытый гуашью (черный, синий цвет). Наблюдение за ночным небом, беседа о дне космонавтики, рассматривание иллюстраций с изображением планет, космических кораблей, космонавтов, беседа о космосе, первом космонавте Земли Ю.А. Гагарине, рассматривание макета Вселенной, чтение рассказов «Первый полет» А. Митяева, «В школе космонавтов», «Звездолетчики» по В.Бороздину, беседы о театре, сочинение сказки про инопланетян.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Музыка», «Физическая
культура», «Коммуникация», «Безопасность», «Здоровье».
Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская,
коммуникативная, продуктивная, художественное творчество, музыка, физическая культура.
Словарная работа: активизация слов: декорации, оформление, театр, космос, ракета, космонавт, гермошлем, полет, звезды, планеты, спутники, земляне, невесомость, космический корабль, иллюминатор
Структура НОД-Ребята поздоровайтесь с нашими гостями, присаживайтесь на волшебный ковер.
Дети садятся на коврер:
Звучит космическая музыка.
-Ребята послушайте музыку? (дать время послушать музыку)
-Прислушайтесь, какая эта музыка? ( космическая, таинственная, загадочная, волшебная, фантастическая, необыкновенная и т. д.)
-А почему ты так думаешь?
-Закончи фразу: «Когда я слышу эту музыку то представляю, как.......» (падают метеориты, звезды пролетают и т. д.).
-Что можно сделать под эту музыку? (летать)
-Кто может летать в космосе? (космонавты, звезды, метеориты, ракеты и т.д.)
-Как летают космонавты? Покажите. (Звучит космическая музыка, дети и воспитатель имитируют полет в космосе)
-Почему в космосе космонавты летают? В космосе невесомость(…)
Международная орбитальная космическая станция, космический корабль многоразового использования ("Шаттл"), а также спутники специально спроектированы так, чтобы оставаться на орбите, не падая на землю и не срываясь в космос. Они совершают полный виток вокруг Земли примерно каждые 90 минут.
Поэтому, когда вы на орбите, вы находитесь в состоянии свободного падения и испытываете невесомость.
Просмотр слайдов про космос.
-Представьте у меня в руках космический мешочек, его надо наполнить словами о космосе, вы называете слова, а я их ловлю?
(небо, звездное небо, комета; звезда, планета, галактика, созвездия; Солнце, Земля, Луна; космос, космический корабль, спутник, телескоп, космический полет, космонавт, скафандр, Гагарин, луноход и т.д.)
-Какие вы молодцы! Как много вы знаете о космосе и мешочек у меня заполнился, спасибо вам!
-Помните вы сочиняли сказку про инопланетян, герои сказки услышали знакомую музыку и прилетели к нам поиграть с вами в театр!
-А вы были в театре? (ответы детей)
-Что есть в театре?
-А мы сможем с ними поиграть в театр?
-Артисты есть, вот и сцены, чего то не хватает на этой сцене ? (Декораций) Как назвать другим словом украшение, оформление задней части сцены?
-Хотите поучаствовать в создании декораций?
-Какие декорации нужны для наших артистов? (Неземные, космические, волшебные, фантастические и т. д.)
-У каждого из вас будет своя сцена, поэтому и декорации у вас будут свои.
-Каким способом можно сделать декорации (вылепить, нарисовать, вырезать, склеить и т. д.)
-Я хочу показать вам, ребята, новый способ рисования, который поможет вам создать необычные декорации для театра! А называется этот способ ГРАТТАЖ или процарапывание. Граттаж — это выделения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Слово «Граттаж» произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапанья.
Далее показать образец и объяснить технологию на мольберте, после показа образец убрать
-Берем бумагу, острую палочку с острым наконечником, выделяем главные элементы и второстепенные. Рисуем контуры элементов, нажимая с усилием на палочку так, чтобы проявилось изображение. Процарапываем всю поверхность внутри контура полностью или частично: косыми штрихами, перекрестными, волнистыми.
-Художники-декораторы, приготовим пальчики к творчеству.
Пальчиковая гимнастика«Космонавты»
В тёмном небе звёзды светят Космонавт летит в ракете. День летит и ночь летит И на землю вниз глядит. Видит сверху он поля, Горы, реки и моря. Видит он весь шар земной, Шар земной – наш дом родной. |
Пальцы сжимать и разжимать Ладони сомкнуты над головой На каждое слово соединяют пальцы, начиная с мизинца. Смотрят Соединяют пальцы Руки разводят в стороны Ладони над головой «крышей» |
-Ребята, подходим и выбираем материал для изготовления космического пейзажа по своему желанию. Дети выбирают с чем буду работать.(пластилин, ножницы, цветная бумага, клей, картон, краски кисточки и т.д.)
Самостоятельная деятельность детей под музыку.
Всем детям не обязательно показывать приемы работы, а только тем, кто в процессе испытывает затруднения. Показ производить лучше на запасном листе, а не на рисунке ребенка
На черном фоне появляется рисунок из тоненьких цветных или белых штрихов. Подведения итога проводится после того как дети прикрепят свои декорации к сценам и расставят их на столы.
- Из трех слов назови одно, которое больше всего подходит к твоей декорации. (загадочная, яркая, волшебная) Почему?
-Какую планету ты нарисовал?
-Кто живет на твоей планете?
-Как зовут твою звездочку?
-Как ты хочешь назвать свою декорацию?
-Как назовешь свой спектакль?
-Какие замечательные космические декорации создали юные художники Молодцы.
-Ребята как вы думаете, мы смогли помочь создать декорации для театра нашим друзьям?
-Какой новый способ рисования вам помог справиться с заданием?
Берем свои декорации, артистов и идем придумывать спектакль, а потом пригласим зрителей на премьеру!
Список литературы:
1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000.
2. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1999.
3. Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П.. Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2003.
4. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М., 1996.
5. Грибовсская А. А. «Народное искусство и детское творчество» Просвещение, 2006.
6. Казакова Р. Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками» Творческий центр, М., 2008.
7. Лыкова И. А. «Цветные ладошки».
8. «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2, 2012.
9. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М., Мозаика-синтез, 2010.
Опубликовано автором 02.03.2015 на сайте:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/03/02/sovmestnaya-obrazovatelnaya-deyatelnost-s-detmi-v-podgotovitelnoy-k
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf