«Городецкая роспись» Интегрированная образовательная деятельность в средней группе

  чт., 22.12.2022

Составитель:

 Портнягина Диана Рифхатовна,

воспитатель

МАДОУ Червишевского детского сада «Сибирячок»

Интегрированная образовательная деятельность в рамках проекта по изучению истории и культуры России посвященного культурному наследию народов России ( художественное творчество /рисование/  + познавательная деятельность)

Тема: «Городецкая роспись» средняя группа

Цель: Познакомить детей с особенностями росписи деревянной разделочной доски элементами городецкой росписи.

Задачи:

Воспитательная:

-       воспитывать интерес к изучению русской истории, народным промыслам и к

истокам  городецкой росписи; 

-       приобщение детей к народному искусству, традициям и обычаям, через

художественное творчество.

Развивающая:

-       развивать познавательную активность детей, творческую фантазию,

художественный вкус;

-       развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной

форме (в центе, по бокам);

-       развивать зрительные ориентиры, внимание, зрительное и слуховое восприятие.

Образовательная:

-       систематизировать представления детей о старинном народном городецком

промысле;

-       формировать у детей узнавать городецкую роспись, ее характерные признаки (фон,

колорит, название цветов).

-       Упражнять в рисовании городецкого цветка («ромашка», «роза»).

Оборудование: презентационный материал о городецкой росписи, корабль.

Словарная работа: городецкая роспись, «городецкая роза», «городецкая купавка», «городецкая ромашка», «подмалевок, «теневка», «оживка».

 Материал:

Заготовки «городецких узоров разных элементов, гуашь, две кисти белка №3, №5 на каждого ребенка, разделочные доски, салфетки, баночки с водой.

Предварительная работа:

Рассматривали изделия и иллюстрации с городецкой росписью; просмотр презентации по данной теме, читали стихи о городецком промысле,  слушали народную музыку, проводили беседы о русских традициях; рисовали и раскрашивали цветочные узоры городецкой росписи (роза, ромашка).

Методические приемы:

Художественное слово, плавание на «корабле», пальчиковая игра, физкультминутка.

Ход образовательной деятельности 

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

 (В начале показывается на музыкальном фоне видео-призентация со слайдами, приуроченная к году народного творчества) 

Воспитатель  (комментирует  слайды)

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили;

Своему искусству молодых учили.

Воспитатель

Городецкая роспись – как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Посмотрите на роспись – сочность красок манит.

Городецкая роспись душу нам веселит

Воспитатель:

-       Ребята, мы уже  знакомы с «городецкой росписью». Сегодня,  мы отправимся в

гости в художественную мастерскую к   городецкой  мастерице, и поучимся расписывать деревянные доски элементами городецкой росписи.

-       В России принято ходить в гости с подарками, давайте, приготовим мастерице

подарки, сделанные своими руками.

-       Будем мастерить подарки?

-       У меня есть дощечки, которые, еще не украшены, предлагаю украсить их узорами

городецкой росписи.

-       Нам нужно разделиться на три группы.

(Разделиться можно по любому сюжету)

(Для каждой группы приготовлены досочки разных цветов. В  контейнерах находятся заготовки цветов, птиц, коней, листьев, ягодок)

-       Ребята, посмотрите на свои заготовки и скажите мне, какие цвета

используют городецкие мастера в росписи?

Предполагаемые ответы детей:

( красный, зеленый, розовый, голубой, синий, белый, черный).

Дети украшают досочки готовыми элементами   «городецкой росписи»

-       Дети, у вас получились такие красивые подарки. Скажите, пожалуйста, как

называются ваши цветы из городецкой росписи?

(Ответы детей)

-       Молодцы, ребята!

-        Подарки готовы. Теперь мы готовы отправится в гости.

-       Сегодня мы отправимся в плавание, на корабле по великой русской реке Волге.

Проходите, занимайте места.

(музыка – гудок, шум реки).

  Презентация  «По реке Волге»

-       Посмотрите дети, мы с вами плывем по реке Волга, это удивительной красоты

река, где на берегу находятся несколько деревень, окружающих город Городец. Отсюда и происхождение названия промысла. В этом городе люди давным- давно начали делать посуду из дерева и расписывали разными узорами.  На этих изделиях можно было увидеть птиц, коней, гулянья людей, рисовали цветы необыкновенной красоты.

Также делали сувениры, шкатулки. Каждую субботу в Городец съезжались крестьяне из окрестных деревень, приезжали и купцы из разных городов.

Редко кто уезжал с Городецкого базара без игрушки или сувенира, все что-нибудь покупали в подарок для своей семьи. Вот там и зародился промысел городецкой росписи.

-       Ну, вот мы и приплыли в гости к городецкой мастерице.

 (Звучит музыка появляется мастерица, в русском народном костюме)

Мастерица:

-       Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас у себя в художественной мастерской.

Воспитатель:

-       А мы к вам в гости с подарками.

(Дети вручают мастерице подарки)

Мастерица:

-       Я рада вас приветствовать в нашей художественной мастерской.

-       Сегодня мы с вами попробуем сами стать городецкими мастерами  и распишем  букет.

-       Научимся выполнять элементы городецкой цветочной росписи на разделочной доске.

-       Проходите за столы в нашу художественную мастерскую.

Практическая работа:

Мастерица:

-       Прежде, чем мы приступим к работе, предлагаю размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Городецкие узоры»
Городецкие узоры хороши! – (сжимают пальчики в ладошке)
Погляжу я на картинки, - (Показывают ладошки)
Улыбаюсь от души! – (Самомассаж уголков губ)
Розовые, красные, голубые, синие, зелёные,  - (Прищипывают большой и указательный пальчик на правой и левой руке)
Распустились розаны  - (Раскрыли ладошки)
На доске берёзовой. – (Сложили ладошки тыльной стороной)
А купавки нежные – (Нажимают поочередно на серединку ладошки)
Кажется, качаются, - (Раскачивают ручками)
А бутоны толстые распускаются! – (Показывают раскрывающие лепестки) 

Мастерица:

- На доске вы видите образец написания цветов, которые называются «городецкая роза», «городецкая ромашка» .

Поэтапное выполнение: 

1 этап называется подмалевок (раскрашивание розовой краской,  круга в нижней части доски, лепестки вокруг  – «городецкая роза», изображение голубого круга в центре листа – «городецкая ромашка»).

2 этап оттеневка (красной краской маленький круг в вершине розы,  синей краской  лепестки ромашки). 

 3 оживка (белой и черной краской выполнены завитки, точки). 

У вас на столе лежат деревянные разделочные доски.

 Давайте приступим к первому этапу выполнения. «Подмалевок». В нижней части  нашей доски раскрасим розу. Берём розовый цвет и толстой кистью закрашиваем – круг в центре нашей работы, а затем лепестки вокруг.   В центре находится ромашка. Закрашиваем толстой кистью круг голубым цветом.

Теперь переходим ко второму этапу выполнения. «Оттеневка». Затем берём красный цвет и тонкой кистью закрашиваем маленький круг в вершине круга, а затем проводим дугу для  «городецкой розы»: от кружка в вершине красной краской, тонкой линией, с постепенным утолщением в нижней границе цветка.

Переходим к ромашке, берем тонкую кисть, закрашиваем маленький круг синей краской  лепестки в центре круга.

Пока наши круги будут подсыхать, раскрасим зелёные листья, создавая композицию. Прежде чем приступить к третьему этапу, надо будет немного подождать, чтобы подсохла краска.

 Физкультминутка

«Гори, гори ясно»

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо

Птички летят,

Колокольчики звенят.

Заключительный этап росписи. «Оживка». Мы будем наши цветы оживлять белой и черной краской. Нанесём белую и чёрную краску в виде точек, капелек, завитков тонкой кистью.

Заключительная часть:

Мастерица:

-       Сегодня, вы научились украшать доски городецкой росписью, как настоящие

мастера.

Воспитатель:

-       Ребята, посмотрите, наши доски засветились яркими красками и стали чудесными.

И впрямь на них не наглядеться. Так красиво, у вас получилось.

Воспитатель:

-       Ребята, а что сегодня вам было сложно выполнять?

-       А, что вам понравилось больше всего?

Литература:

  1. Вохринцева С.В. «Народное творчество». Дидактический материал. Издательство «Страна Фантазий», г.Екатеринбург, 2006г.
  2. Дорожин Ю.Г. «Городецкая роспись» г. Москва , «Мозаика-Синтез» 2003г.,
  3. Дорофеева А. «Городецкая роспись по дереву» Наглядно-дидактическое пособие. Издательство «Мозаика – Синтез», г.Москва,
  4. Моран А. История декоративно-прикладного искусства. – М., 1986.

Интернет ресурсы:

  1. http://nnm.ru/blogs/oopsboy/gorodeckaya_rospis/
  1. http://www.labirint.ru/screenshot/goods/39283/6/#1
  2. http://900igr.net/kartinki/tekhnologija/Ornamenty/045-Gorodetskaja-rospis.html
  3. http://blogs.mk.ru/users/4134613/post161800489/
  4. http://gorodeckaya.ru/elements.htm

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0010016

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 1113
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.