«Городецкая роспись» Интегрированная образовательная деятельность в средней группе |
чт., 22.12.2022 |
Составитель:
Портнягина Диана Рифхатовна,
воспитатель
МАДОУ Червишевского детского сада «Сибирячок»
Интегрированная образовательная деятельность в рамках проекта по изучению истории и культуры России посвященного культурному наследию народов России ( художественное творчество /рисование/ + познавательная деятельность)
Тема: «Городецкая роспись» средняя группа
Цель: Познакомить детей с особенностями росписи деревянной разделочной доски элементами городецкой росписи.
Задачи:
Воспитательная:
- воспитывать интерес к изучению русской истории, народным промыслам и к
истокам городецкой росписи;
- приобщение детей к народному искусству, традициям и обычаям, через
художественное творчество.
Развивающая:
- развивать познавательную активность детей, творческую фантазию,
художественный вкус;
- развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной
форме (в центе, по бокам);
- развивать зрительные ориентиры, внимание, зрительное и слуховое восприятие.
Образовательная:
- систематизировать представления детей о старинном народном городецком
промысле;
- формировать у детей узнавать городецкую роспись, ее характерные признаки (фон,
колорит, название цветов).
- Упражнять в рисовании городецкого цветка («ромашка», «роза»).
Оборудование: презентационный материал о городецкой росписи, корабль.
Словарная работа: городецкая роспись, «городецкая роза», «городецкая купавка», «городецкая ромашка», «подмалевок, «теневка», «оживка».
Материал:
Заготовки «городецких узоров разных элементов, гуашь, две кисти белка №3, №5 на каждого ребенка, разделочные доски, салфетки, баночки с водой.
Предварительная работа:
Рассматривали изделия и иллюстрации с городецкой росписью; просмотр презентации по данной теме, читали стихи о городецком промысле, слушали народную музыку, проводили беседы о русских традициях; рисовали и раскрашивали цветочные узоры городецкой росписи (роза, ромашка).
Методические приемы:
Художественное слово, плавание на «корабле», пальчиковая игра, физкультминутка.
Ход образовательной деятельности
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
(В начале показывается на музыкальном фоне видео-призентация со слайдами, приуроченная к году народного творчества)
Воспитатель (комментирует слайды)
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.
Воспитатель
Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит
Воспитатель:
- Ребята, мы уже знакомы с «городецкой росписью». Сегодня, мы отправимся в
гости в художественную мастерскую к городецкой мастерице, и поучимся расписывать деревянные доски элементами городецкой росписи.
- В России принято ходить в гости с подарками, давайте, приготовим мастерице
подарки, сделанные своими руками.
- Будем мастерить подарки?
- У меня есть дощечки, которые, еще не украшены, предлагаю украсить их узорами
городецкой росписи.
- Нам нужно разделиться на три группы.
(Разделиться можно по любому сюжету)
(Для каждой группы приготовлены досочки разных цветов. В контейнерах находятся заготовки цветов, птиц, коней, листьев, ягодок)
- Ребята, посмотрите на свои заготовки и скажите мне, какие цвета
используют городецкие мастера в росписи?
Предполагаемые ответы детей:
( красный, зеленый, розовый, голубой, синий, белый, черный).
Дети украшают досочки готовыми элементами «городецкой росписи»
- Дети, у вас получились такие красивые подарки. Скажите, пожалуйста, как
называются ваши цветы из городецкой росписи?
(Ответы детей)
- Молодцы, ребята!
- Подарки готовы. Теперь мы готовы отправится в гости.
- Сегодня мы отправимся в плавание, на корабле по великой русской реке Волге.
Проходите, занимайте места.
(музыка – гудок, шум реки).
Презентация «По реке Волге»
- Посмотрите дети, мы с вами плывем по реке Волга, это удивительной красоты
река, где на берегу находятся несколько деревень, окружающих город Городец. Отсюда и происхождение названия промысла. В этом городе люди давным- давно начали делать посуду из дерева и расписывали разными узорами. На этих изделиях можно было увидеть птиц, коней, гулянья людей, рисовали цветы необыкновенной красоты.
Также делали сувениры, шкатулки. Каждую субботу в Городец съезжались крестьяне из окрестных деревень, приезжали и купцы из разных городов.
Редко кто уезжал с Городецкого базара без игрушки или сувенира, все что-нибудь покупали в подарок для своей семьи. Вот там и зародился промысел городецкой росписи.
- Ну, вот мы и приплыли в гости к городецкой мастерице.
(Звучит музыка появляется мастерица, в русском народном костюме)
Мастерица:
- Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас у себя в художественной мастерской.
Воспитатель:
- А мы к вам в гости с подарками.
(Дети вручают мастерице подарки)
Мастерица:
- Я рада вас приветствовать в нашей художественной мастерской.
- Сегодня мы с вами попробуем сами стать городецкими мастерами и распишем букет.
- Научимся выполнять элементы городецкой цветочной росписи на разделочной доске.
- Проходите за столы в нашу художественную мастерскую.
Практическая работа:
Мастерица:
- Прежде, чем мы приступим к работе, предлагаю размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Городецкие узоры»
Городецкие узоры хороши! – (сжимают пальчики в ладошке)
Погляжу я на картинки, - (Показывают ладошки)
Улыбаюсь от души! – (Самомассаж уголков губ)
Розовые, красные, голубые, синие, зелёные, - (Прищипывают большой и указательный пальчик на правой и левой руке)
Распустились розаны - (Раскрыли ладошки)
На доске берёзовой. – (Сложили ладошки тыльной стороной)
А купавки нежные – (Нажимают поочередно на серединку ладошки)
Кажется, качаются, - (Раскачивают ручками)
А бутоны толстые распускаются! – (Показывают раскрывающие лепестки)
Мастерица:
- На доске вы видите образец написания цветов, которые называются «городецкая роза», «городецкая ромашка» .
Поэтапное выполнение:
1 этап называется подмалевок (раскрашивание розовой краской, круга в нижней части доски, лепестки вокруг – «городецкая роза», изображение голубого круга в центре листа – «городецкая ромашка»).
2 этап оттеневка (красной краской маленький круг в вершине розы, синей краской лепестки ромашки).
3 оживка (белой и черной краской выполнены завитки, точки).
У вас на столе лежат деревянные разделочные доски.
Давайте приступим к первому этапу выполнения. «Подмалевок». В нижней части нашей доски раскрасим розу. Берём розовый цвет и толстой кистью закрашиваем – круг в центре нашей работы, а затем лепестки вокруг. В центре находится ромашка. Закрашиваем толстой кистью круг голубым цветом.
Теперь переходим ко второму этапу выполнения. «Оттеневка». Затем берём красный цвет и тонкой кистью закрашиваем маленький круг в вершине круга, а затем проводим дугу для «городецкой розы»: от кружка в вершине красной краской, тонкой линией, с постепенным утолщением в нижней границе цветка.
Переходим к ромашке, берем тонкую кисть, закрашиваем маленький круг синей краской лепестки в центре круга.
Пока наши круги будут подсыхать, раскрасим зелёные листья, создавая композицию. Прежде чем приступить к третьему этапу, надо будет немного подождать, чтобы подсохла краска.
Физкультминутка
«Гори, гори ясно»
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Заключительный этап росписи. «Оживка». Мы будем наши цветы оживлять белой и черной краской. Нанесём белую и чёрную краску в виде точек, капелек, завитков тонкой кистью.
Заключительная часть:
Мастерица:
- Сегодня, вы научились украшать доски городецкой росписью, как настоящие
мастера.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, наши доски засветились яркими красками и стали чудесными.
И впрямь на них не наглядеться. Так красиво, у вас получилось.
Воспитатель:
- Ребята, а что сегодня вам было сложно выполнять?
- А, что вам понравилось больше всего?
Литература:
- Вохринцева С.В. «Народное творчество». Дидактический материал. Издательство «Страна Фантазий», г.Екатеринбург, 2006г.
- Дорожин Ю.Г. «Городецкая роспись» г. Москва , «Мозаика-Синтез» 2003г.,
- Дорофеева А. «Городецкая роспись по дереву» Наглядно-дидактическое пособие. Издательство «Мозаика – Синтез», г.Москва,
- Моран А. История декоративно-прикладного искусства. – М., 1986.
Интернет ресурсы:
- http://nnm.ru/blogs/oopsboy/gorodeckaya_rospis/
- http://www.labirint.ru/screenshot/goods/39283/6/#1
- http://900igr.net/kartinki/tekhnologija/Ornamenty/045-Gorodetskaja-rospis.html
- http://blogs.mk.ru/users/4134613/post161800489/
- http://gorodeckaya.ru/elements.htm
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0010016
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf