«Весенние чудеса». НОД для детей старшей группы с ТНР |
ср., 10.02.2021 |
Составители:
Гафиятуллина Наталья Владимировна-учитель-логопед
Яковлева Светлана Геннадьевна-инструктор по физической культуре
МАДОУ детский сад № 162 города Тюмени
«Весенние чудеса»
Конспект интегрированной образовательной деятельности
для детей старшей группы с тяжёлыми нарушениями речи
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».
Цель:развитие положительной динамики физического, речевого, и общего развития детей дошкольного возраста.
Программные задачи:
Образовательная область: «Речевое развитие»
Коррекционно-образовательные задачи:
- расширять и активизировать словарный запас по теме «Весна»;
- закреплять у детей навык составления простых предложений по схемам с предлогами «С», «НА», умение отвечать на вопросы полным предложением;
- закреплять навык образования формы множественного числа имени существительного;
- продолжать формировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова, с использованием отработанных терминов;
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать связную речь,через составление предложений;
- развивать коммуникативные навыки, развивать плавность и выразительность речи;
- развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
- совершенствовать фонематическое восприятие;
- развивать слуховое внимание при восприятии неречевых звуков;
- развивать общую и мелкую моторику, ловкость, быстроту реакции, координацию речи с движением, память, внимание, мышление,пространственные представления;
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать доброе, бережное отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей;
- воспитывать желание, стремление произносить звуки правильно.
- формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
- формировать навык самоконтроля и самооценки.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
- формирование целостной картины мира (расширение и уточнение знаний о весне, ее признаках).
Образовательная область: «Социально- коммуникативное развитие»
- формирование готовности к самостоятельному выбору и решению;
- воспитание культуры взаимоотношений.
Образовательная область: «Физическое развитие»
- продолжать работу по укреплению здоровья детей;
- закреплять умения ходить и бегать, согласовывать движения рук и ног;
- формировать умение детей в ходьбе по гимнастической скамье, используя игровой сюжет;
- закреплять умение энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках в длину с места на двух ногах;
- развивать ловкость, быстроту.
Предварительная работа:
наблюдение за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, сказок о весне, рассматривание иллюстраций по теме, разучивание комплекса упражнений биоэнергопластики«Солнышко, солнышко выходи»
Оборудование:
- эмблемы («солнышко», «весна»), на каждого ребенка;
- скамейки, ручей, корзина, обручи, разные виды спортивного оборудования;
- каточки – схемы для составления предложений;
- презентация,аудиозапись весенних звуков, музыкальное и видео сопровождение.
Ход ОД:
I. Вводная часть.
Дети заходят в музыкальный зал в физкультурной форме, с эмблемами команди строятся в шеренгу.
Организационный момент.
Звучит музыка, входит логопед в костюме весны.
Весна (учитель - логопед):Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня … ВЕСНА.
Создание эмоционально положительного фона. (Установление эмоционального контакта.)
Весна.Давайте, встанем в круг и подарим друг другу свое хорошее настроение.
Здравствуй, друг.
Подойди ко мне, дружок.
Соберемся все в кружок.
Мы все за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Здравствуй, друг. Здравствуй, друг.
Здравствуй, весь наш дружный круг!
Весна.Много у меня дел: пригреть землю ясным солнышком и оживить её после долгого сна. Разлить ручьи, птиц с юга встретить, зверей из спячки разбудить, украсить землю первыми цветами да выпустить из почек клейкие листочки.
Хочется, чтобы поскорее пришло тепло. Но мне одной не справиться.
У меня есть чудо, которое, может победить холод.
Ребята, как вы думаете, что за чудо, которое поможет мне Весне?
Молодое, новое,
К радости готовое.
Встанет рано поутру
Я глаза скорей протру,
А оно — всё ярче, ярче,
За окном — всё жарче, жарче…
Что это такое? —Солнце!
Помогите позвать Солнышко, чтобы оно ярче светило и согрело землю!
Биоэнергопластика (артикуляционные упражнения с одновременным движением рук.) Упражнение выполняется при помощи движения артикуляционных органов, и движений рук под музыку или в комплексе с голосо-дыхательными и фонематическими упражнениями.
- Динамическое упражнение: «Лягушка-Слоник».
-улыбнуться, показать сомкнутые зубки, удерживать губы в таком положении;
-сомкнутые губки вытянуть вперед и удерживать в таком положении. Чередовать движения "лягушка-слоник" под музыку. Повторить 5-6 раз. Одновременно с движениями языка чередовать движения руками: кулаки сжаты, затем ладони распрямить.
- Динамическое упражнение: «Качели».
- Поднять широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами (к альвеолам), губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
- Опустить широкий кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт. Одновременно с движениями языка совершать движения вверх-вниз выпрямленными кистями рук.
Чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз.
- Статическое упражнение: «Лопатка».
- Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт. Одновременно удерживаем руки с раскрытыми ладонями перед собой.
- Статическое упражнение: «Грибок».
- Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и присосать к небу, кончик языка должен находиться у верхних передних зубов. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть в исходное положение. Показать руками «грибок»: одну руку в кулак другую прямую ладонь сверху.
- Динамическое упражнение: «Оближем губки».
- Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу, движения совершать по часовой стрелке, затем, в обратную сторону. Одновременно с движениями языка совершаем круговые движения указательными пальцами обеих рук, в одну и в другую сторону.
- Динамическое упражнение: «Лошадка».
- Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Одновременно с движениями языка – щелчки пальцами.
- Статическое упражнение: «Чашечка».
- Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Одновременно с движением языка показать «чашечку» из ладоней.
- Динамическое упражнение: «Змейка».
- Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта. Одновременно с движениями языка выпрямляем руки перед собой ладонями вниз.
- Динамическое упражнение: «Маляр».
- Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка поочередно щеки, делая движения языком вверх-вниз, меняя направления. Затем круговые движения языка внутри губ, с закрытым ртом. Одновременно с движениями языка поочередно сгибаем указательные пальцы рук. Затем круговые движения указательными пальцами обеих рук одновременно с движениями языка.
Дыхательное упражнение «Разгоним тучи».
Весна.А теперь разгоним тучки, подуем. Вдох через нос, живот вытянуть вперед, выдох через рот, живот втянуть. (3 раза)
-Встанем прямо, спину выпрямим, правую руку положим на область диафрагмы, левую – на пояс – выдох. Вдохнуть через нос, рот закрыт, плечи не поднимать. Выдох через рот цельной и длительной струей. (Повторить 2-4 раза.)
Весна.Смотрите, тучки развеялись…
Вот из сказочных ворот солнце к нам само идёт!
Появляется солнышко…
Солнце (физ. инструктор).Здравствуйте, мои друзья!
Звали вы меня? Вот я!
Рада я всегда гостям, добрым маленьким друзьям.
Я дарю своё тепло, чтоб всё пело и цвело!
Всех я вас приветствую!
-Ребята, весну ждали не только мы с вами, но и звери, вся природа. Все рады весне, ждут её с нетерпением. Хотите побывать в весеннем лесу, и узнать какие чудеса там происходят?
- Отправимся в этот лес, полный чудес? Может быть, кто-то ждет от нас помощи? Могут быть препятствия по пути, только дружно мы их сможем пройти.
Итак, все - готовы? Дети – да! Вместе с Весной отправляемся в путь.
1-ячасть.
Упражнения в ходьбе и беге под музыку:
Солнце (физ. инструктор).«Идем по дорожке к лесу», (звучит запись – «Звуки леса») вон он уже виднеется.
- Ходьба на носочках.
Солнце. Здесь нужно пройти на носочках, руки вверх, потянулись к солнышку.
- Ходьба на пятках, руки полочкой за спиной.
Солнце.Чтобы не замочить носочки, пройдем на пятках.
Солнце.Входим в лес, деревья все гуще и гуще. Это медвежья тропа – пройдем как медведи.
- Ходьба обычным шагом.
Солнце. А здесь быстро пройдем обычным шагом. Спину держите ровно, не наталкивайтесь друг на друга – ведь в лесу свой порядок.
- Бег.
Солнце. Теперь пробежим легко на носочках,
- Бег с захлестомголени назад;
- Бег с подпрыгиванием;
- Ходьба с восстановлением дыхания.
Построение тройками.
II. Основная часть.
Весна. Вот пришли мы с вами в лес,
Полный сказок и чудес!
В какой лес мы с вами пришли? (Мы пришли в весенний, сказочный, красивый лес?)
Не рви цветы, не топчи траву!
Не обрывай с кустов листву.
Не мни зелёную былинку,
В лесу ходи лишь по тропинке!
Солнце. Да Весна, много у тебя работы, но мы с ребятами поможем. Для этого потребуется много сил. Сейчас мы подготовимся и сделаем разминку.
Вы готовы?
Чтобы силы нам набраться, нужно дружно всем размяться!
ОРУ с лентами(под песню «Весна красна»).
- И.п. стоя на коленях, ленточки в обеих руках, руки опущены вниз.
В — 1- руки в стороны; 2- руки вверх; 3 -руки в стороны; 4- в и.п.т7 раз.
- И.п. сед на пятках, ленточки в обеих руках, одна рука поднята вверх, другая опущена вниз. В — 1- 4 менять положение рук. 7 раз
- И.п. сед на полу между пятками, ленточки в обеих руках, руки опущены вниз. В — 1- встать на колени, руки через стороны поднять вверх; 2- в и.п. 7 раз
- И.п. стоя на коленях, ноги раздвинуты, ленточки в обеих руках, руки опущены вниз. В — 1- повернуть туловище влево-назад, ленточкой в левой руке дотронуться до пятки левой ноги; 2- в и. п. ; 3- то же вправо; 4- в и. п. 4 раза в каждую сторону.
- И.п. сидя на полу, ноги вытянуты вперед, вместе, ленточки в обеих руках, руки убрать за спину. В — 1- наклонить туловище вперед, вытянуть руки вперед стараясь дотянуться ленточками до носков ног; 2- в и.п. 7 раз
- И.п. лежа на животе, ноги прямые, руки вытянуты вперед, ленточки в обеих руках. В — 1- 2поднять руки вверх, грудь приподнять сделать мах руками вверх-вниз; 3-4 в и.п 6 раз
- И.п. лежа на животе, ноги прямые, руки вытянуты вперед, ленточки в обеих руках. В — 1- 2поднять руки вверх, грудь приподнять сделать мах руками вверх-вниз; 3-4 в и.п 6 раз
- И.п. стоя, прыжки произвольно 10 прыжков.
ОВД.
1. «Очистим берег» (игра «Один-много» + Упражнение на равновесие) Ходьба по гимнастической скамейке.
Весна: Посмотрите перед нами ручеек, он нуждается в нашей помощи. На берегу ручейка много мусора, нужно помочь природе и очистить ручей, а чтобы быстрее убрать мусор, предлагаю разделиться на 2 команды «Солнышко» и «Весна». Посмотрите на свои эмблемы и постройтесь в колонки.
Впереди журчит ручей, ждет он помощи скорей. Идем по мостику и очистим берег от мусора.
Солнышко. Ходьба по скамейке, руки в стороны, с подниманием колен.
Весна. Перед тем как встать на мостик услышите слово - обозначающее один предмет - назовите эти же предметы, если их много. (Слова для игры: туча-тучи, цветок-цветы, трава-травы, облако-облака, лист-листья, дерево-деревья, лес-леса, птица-птицы, туман-туманы, река-реки, Ручей – ручьи, Дождь – дожди, Сосулька – сосульки, Дерево – деревья, Лист – листья, Гнездо – гнёзда
Грач-грачи, Скворец – скворцы, Насекомое – насекомые)
(Дети называют слово, затем идут по гимн. скамейке, руки в стороны, поднимая колено берут «мусор» кладут в корзину).
Весна. Очистили мы бережок от мусора, помогли природе, вода в ручейке чистая и прозрачная, и сразу солнышко заулыбалось, ярче светить стало, потеплело.
2. Прыжки из обруча в обруч (3 обруча, 2 обруча, 1 обруч). + Игра «Раздели слова на слоги».
Весна. Весеннее солнце пригревает всё сильнее, появились проталины. Проталины- это место на земле, где растаял снег.
Как называется, то место где растаял снег? (проталины).
Чтобы не намочить ноги мы будем прыгать по проталинам. Их в лесу большое количество. Если вы услышите слово, в котором 3 слога, то прыгаете по дорожке, где три проталины, если в слове два слога- то выбираете дорожку, где две проталины. Если один слог в названном слове - то прыгаете по самой короткой дорожке из одной проталины.
(Детям называют слова, дети делят на слоги и выбирают себе правильную дорогу и прыгают.)
Слова для игры: речей,сосулька, лист, цветок, солнышко, куст, радуга, капель, облако, почка, луч.
ПИ «Покажи Весну».
Дети бегают под музыку, остановка музыки – дети изображают движениями: речей, сосульку, цветок, солнышко.
III. Заключительная часть.
Спокойная игра.
Весна. Ребята, кажется, я слышу звуки капели. А вы слышите? (звуки капели). А теперь какие звуки вы слышите? Это где-то рядом звучит ручеек. Посмотрите, по ручейку кораблик приплыл. (На экране движется ручей, затем появляется кораблик.) Какое слово на нем написано?
-Посмотрите, с корабликом к нам приплыло слово - КАП. Нужно его произнести. Сколько звуков мы произнесли? Сколько слогов в этом слове?
Какой первый звук в этом слове?
-В слове КАП, звук Кслышится в начале слова, он первый.
-Дадим характеристику звуку, какой это звук?
-Звук К согласный твердый, обозначаем синим цветом.
(На экране выставляется маркер с позицией согласного звука в начале слова)
-Какой второй звук?
-В слове КАП звук А слышится в середине слова, он второй.
-Давайте дадим характеристику звуку, какой это звук?
-Звук К согласный твердый, обозначаем синим цветом.
(На экране выставляется маркер с позицией гласного звука в середине слова).
-Какой третий звук в слове КАП?
- В слове КАП, звук П слышится в конце слова, он последний.
-Какой это звук?
-Звук П согласный твердый, обозначаем синим цветом.
(На экране выставляется маркер с позицией согласного звука в начале слова)
Упражнение «Расскажи о весне»(составление предложений по схемам).
Весна.Посмотрите, к нам летят скворцы. В клювах они несут нам весточки весны. Ребята, поможем скворцам, и по схемам составим предложения о том,какие чудеса происходят ранней весной. Составим предложение, где растаял снег с коротким словом НА, и откуда капает вода, с коротким словом С.
Рефлексия.
Вам понравилось помогать солнышку? А что вы сегодня узнали нового? А что вам в сегодняшней прогулке было для вас трудным? (Ответы детей).
Похоже, что мы на сегодня узнали много весенних чудес.
Пора возвращаться в детский сад.
До свиданья, добрый лес!
Полный сказок и чудес! (дети под музыку выходят из зала)
Литература:
Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей. - СПб.: Детство-пресс, 2007. - 48 с.
Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. - М.: ТЦ Сфера, 2003.- 88 с.
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий. Старшая группа. - М.: Издательство Скрипторий 2003, 2010. - 144 с.
Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2011.
Кириллова Ю.А., Лебедева М. Е., Жидкова Н. Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4—7 лет: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005 - 224 с.
Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. ФГОСДО. - Издательство Бином. Лаборатория знаний, 2019. – 80 с.
Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников. 2-ое издание дополненное. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.-16 с.
Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – изд. 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. – СПб., 2015. – 240с.
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0007876-77
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf