|
Автор:
Чуенко Валентина Владимировна,
Учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад № 14 «Улыбка»,
Г. Салехард, ЯНАО
|
Кубик «Ветродуй»
Одна из задач учителя – логопеда в дошкольном образовательном учреждении – привлечь детей и родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений у дошкольников. Любое занятие с ребенком становится интересным, увлекательным, если использовать наглядно – игровые средства, красочные пособия.
В игре, как ведущей деятельности дошкольников создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. Дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Они таят в себе большие возможности, дают ребятам определенный объем знаний и учат их владеть этими знаниями; развивают творческую активность, самостоятельность мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определенные трудности.
Результаты работы учителя-логопеда не всегда проявляются быстро. Однако, как показывает мой практический опыт, постепенно у детей появляется желание заниматься, потому что оказывается возможным выполнение разных видов упражнений, которые раньше им были недоступны. Так проявляется динамика в звукопроизношении.
Когда работаешь на логопедическом пункте с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях. Учитывая особенности моих учеников, возникает необходимость в течение занятий менять виды наглядной деятельности.
Произношение большинства звуков русского языка требует целенаправленной, сильной воздушной струи, выработку которой проводят одновременно с артикуляционной гимнастикой. Конечно, можно попросить ребенка положить широкий язык на нижнюю губу и подуть по желобку. Или вытянуть губы трубочкой и тоже подуть. Но такие упражнения быстро надоедают ребенку. Гораздо интереснее отрабатывать речевое дыхание в игровых ситуациях.
Таким образом, для обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями мною было изготовлено увлекательное пособие кубик «Ветродуй».
На гранях кубика аппликацией изображены облако, грибочек, веточка, цветочек, футбольные ворота, забор. Подвижные силуэты их легких губчатых , тканевых материалов закреплены на леске. Для удобства они крепятся к соответствующей грани липучкой.
Требуется с помощью воздушной струи подвижные силуэты расположить согласно инструкции: мяч загнать в ворота, шарик поднять в небо к облаку,
петушка посадить на забор, птичку – на веточку, бабочку на цветок. Ребенок выбирает грань и дует либо по широкому распластанному языку, либо в «трубочку».
Кубик предназначен для использования в совместной деятельности с детьми в возрасте от 3 до 7 лет, имеющих речевые нарушения, и может применяться как в индивидуальной, так и в групповой формах коррекционной работы.
Интересные приемы на логопедических занятиях с игрушкой проводятся и с детьми, имеющими нарушения в произношении отдельных звуков, и с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), и при работе над произносительной стороной в случаях общего недоразвития речи (ОНР).
Совместное изготовление пособия может стать увлекательным и полезным домашним занятием, доставляющим радость родителям и ребенку.
Список литературы:
1. Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика» - Санкт-Петербург 1999г стр. 3-13
2. Новоторцева Н.В. Тетрадь по развитию речи. Пособие для воспитателей, логопедов, родителей. - 1998
3. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии. - М., 1989, с. 48.
4. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 1989, с.27, 102,120.
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
6. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.
7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
8.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
9. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.
10. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.
11. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999.
12. 14. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Воронеж, 1997.
13. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М., 2000.
15. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983.
Фотографии из архива Чуенко В.В.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf