Утренний сбор - шаг к созданию условий психолого-педагогического сопровождения ребёнка в ДОУ

  пн., 16.03.2015

Автор:

Шишкина Жанна Владимировна,  

педагог-психолог

МБДОУ «ЦРР - детский сад № 15 «Страна чудес»

 г. Ханты-Мансийска

Стаж работы - 8 лет,

первая квалификационная категория.

Аннотация:

В данной работе рассматривается методика проведения утреннего сбора.

Данная методическая разработка может быть использована в работе педагогов-психологов в мотивировании педагогических кадров по внедрению элемента программы «Югорский трамплин» - «Утренний сбор», для воспитателей в организации и проведения Утреннего сбора.

«Утренний сбор - шаг к созданию условий психолого-педагогического сопровождения ребёнка в ДОУ»

Наш детский сад второй год является экспериментальной площадкой по апробации образовательной программы дошкольного возраста – «Югорский трамплин».  Ценности этой программы в том, что они ориентированы на ребёнка и совпадают с ценностями личностно-ориентированной педагогики, лежащей в основе реформы образования в России, отвечают на все запросы российской педагогики и российского образования. Сущность психолого-педагогического сопровождения в условиях нового ФГОС в том, что деятельность педагога-психолога и воспитателя ДОУ должна быть направлена, с одной стороны, на создание условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте, а с другой, на содействие становлению тех психологических новообразований, которые создадут фундамент развития в последующие возрастные периоды. Утренний сбор группы детского сада - чувство общности, интерес детей и взрослых друг к другу, обучение навыкам эффективной коммуникации,  становление ключевых компетентностей. Хороший утренний сбор, как одно мгновение – проводится быстро, легко и непринуждённо. И хотелось бы пожелать таких мгновений воспитателям в их нелёгком, но важном труде.

Мастер-класс для педагогов ДОУ

Цель – мотивация педагогических кадров для работы по внедрению элемента программы «Югорский трамплин» - «Утренний сбор».

Задачи:                                                          

     1.            Ознакомить со структурными элементами утреннего сбора.
     2.            Обратить внимание на важность создания воспитателем психолого-педагогических условий во время проведения утреннего сбора.
     3.            Оказать помощь и поддержку воспитателям в организации и проведении утреннего сбора.

Одним из основных принципов организации образовательного процесса в ДОУ, которые предъявлялись к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, но является актуальным и в условиях введения ФГОС – принцип интеграции.

Интеграция – объединение и в образовательном процессе ДОУ рассматривает ряд таких форм работы и видов деятельности педагогов с детьми, которые затрагивают развивающее содержание сразу нескольких образовательных областей в одной форме работы. 

Принцип развивающего образования, в условиях нового ФГОС предполагает, что образовательное содержание предъявляется ребёнку с учётом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учётом его интересов, что способствует развитию, т.е. реализации как явных, так и скрытых возможностей.

Цели и задачи, а также структура утреннего сбора и содержание практических материалов в центрах показывают наглядно, как осуществляется интегрированный подход в педагогическом процессе, как предъявляется образовательное содержание ребёнку в условиях ФГОС.

Утренний сбор включает в себя несколько структурных элементов.

  • Позывные для утреннего сбора. 

Для начала группа выбирает для себя – собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего сбора: весёлая музыка, звон колокольчика, речёвка. Позывные возможно связать с требуемой темой.

  • Организация круга. 

Сбор проходит в виде круга, где дети вместе с взрослыми сидят на стульчиках, на подушках и так далее. Каждая группа сама вправе определить традицию организации круга и порядок расположения детей в кругу может меняться. Круг – это открытость, внимание детей друг к другу и чувство единства в коллективе.

  • Приветствие. 

Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников и хотят чувствовать себя частью группы, поэтому приветствие должно быть адресовано каждому, кто находится в круге. Начиная приветствие, покажите, как это делается. Существует много способов приветствия, которое может быть вербальным и невербальным. Дружеская атмосфера устанавливается тогда, когда спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Есть много весёлых, занимательных, уважительных приветствий, которые могут звучать на разных языках, используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речёвки, формы приветствий разных народов. Приветствия также могут содержать эпитеты, комплименты. Дети, усвоив процедуру, могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Используются различные предметы (любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон), которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие.

  • Новости.

Один из любимых частей утреннего сбора – обмен новостями, так как предоставляет возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут носить различный характер. Чтобы избежать проблем по поводу, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей, предлагается коллегиально решить, какое количество и кого сегодня выслушать. Важно, что дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас, развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

Новости принимаются как факт, поэтому не регламентируются (только по одной короткой новости), не селекционируются (только хорошие новости), не вытягиваются (мы еще не слышали твоих новостей), не запрещаются (об этом мы не говорим).

На утреннем сборе происходил общий обмен информацией: календарь (погода/день недели/время года/праздник) и групповые (сколько сегодня всего детей/мальчиков/девочек, кто отсутствует/ сколько дней осталось до ближайшего дня рождения/что сегодня нам предстоит/что интересного заметили в группе). Здесь очень важно вводить различные критерии – кто и что будет рассказывать сегодня и следить, чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал.

  • Динамическая пауза.

Динамическую паузу лучше проводить также в соответствии с тематическим проектом.

  • Проблемные ситуации.

Когда мы организуем детей в круг, мы способствуем активизации общения – все видят глаза друг друга, чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих. Важно создавать такие ситуации для размышления, высказывания своего мнения по вопросу, чтобы дети могли сообща подумать над разрешением ситуации.

  • Игры по теме проекта. 

Этот компонент утреннего сбора направлен на расширение информационного поля тематического проекта, так как здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся, и встреча с интересным человеком. Приветствуются различные презентации какой-либо части проекта детьми из старших групп, ребенком совместно с родителем, либо сам ребенок представляет сообщение (например, по теме «Семья» ребенок показывает и рассказывает родословное древо своей семьи).

  • Предоставление права выбора центра активности. 

Завершающий элемент структуры утреннего сбора – презентация педагогом деятельности в центрах активности, а дети делают выбор центра, в котором они будут заниматься. Свой выбор дети должны закрепить карточкой на доске выбора, а педагог может использовать этот момент и как образовательный.

У детей формируется познавательный интерес, так необходимый для дальнейшего обучения в школе. Утренний сбор, объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений, и способствует более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.

Утренний сбор (практическая часть).

Один из методов и приемов сбора детей – звуковой сигнал (колокольчик).

Дети (педагоги) берут стульчики, ставят их по кругу и садятся (могут сесть на ковёр).

Минутка вхождения или установление сопричастности, общности детей и взрослых группы:

В нашей группе

УТРО В ДЕТСКОМ САДУ... Приветствие

Встанем (сядем) рядышком, по кругу,

Скажем  "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся -

Утро доброе начнётся.

- ДОБРОЕ УТРО!!!

Упражнение «Приветствие»: Воспитатель поворачивается к ребенку, сидящему слева или справа, передает игрушку и приветствует его (ее): «Доброе утро, Маша! Я рада, что ты сегодня с нами».

«Новости выходного дня» (ты катись веселый мячик быстро, быстро по рукам; у кого веселый мячик, тот сейчас расскажет нам).

- Дети, я очень хочу поделиться с вами своей (радостной) новостью: «У меня дома, вчера расцвёл очень красивый цветок и мне он нравится. А какие новости у вас?

Обмен информацией.

- Что же у нас за окном? Какой мелкий, моросящий дождик. Серые и низко проплывающие тучи. Сегодня среда, 8 октября. Октябрь – это осенний месяц.

- Сколько сегодня нас в группе? Девочек? Мальчиков?

Динамическая пауза.

Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали потом,

И как раз вместо глаз,

Угольки нашлись у нас.

Зайка вышел как живой.

Он с хвостом и головой!

За усы не тяни, из соломинок они!

Длинные, блестящие, словно настоящие!

Проблемная ситуация. «Дети пришли в гости поиграть с другими детьми, игрушки разбросали и не прибирают».

Игра по теме проекта (дети повторяют слова и движения)

Сорока – белобока кашку варила, деток кормила.

Каких деток кормила? Кто любит трудиться, и ей помогали!

Дрова рубили, воду носили, пол подметали, печку топили, тесто месили.

Вместе потрудились, вместе покушали! Вместе скажем друг другу «спасибо»!

Предоставление права выбора центра активности. 

Литература

     1.            Примерная образовательная программа дошкольного образования «Открытия»/Под ред. ЮдинойЕ.Г., Москва, 2014.-144с.

     2.            Югорский Трамплин: программа дошкольного образования, ориентированная на ребёнка./Под ред. Юдиной Е.Г., Москва: Издательство “Алекс” (ИП Поликанин А.А.), 2010. – 80 с.

 

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Комментарии 1
ирина 29.05.2015 20:56 #
Очень интересно. Есть что взять для работы .
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 13263
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.