Методические рекомендации для воспитателей дома ребёнка по организации работы с детьми первого года жизни

  пн., 23.02.2015

Автор:

Гётте Мария Николаевна.

Учитель-дефектолог высшей категории.

ГБУЗ ТО «Тюменский специализированный дом ребёнка».

Педагогический стаж – 19 лет.

Дом ребенка это особое учреждение, где воспитываются дети, с самого раннего возраста лишенные попечения родителей. Очень важно, чтобы эти малыши выросли, не испытывая, по возможности, недостатка ласки, эмоционального общения, чтобы им были обеспечены все необходимые оздоровительные и воспитательные мероприятия.

Наш Дом ребенка специализированный, к нам поступают дети с различной степенью поражения центральной нервной системы, врожденными пороками развития, а потому необходимо тесное сотрудничество педагогического и медицинского персонала для достижения сколько-нибудь значимых результатов

Так, с момента поступления ребенка в наше учреждение, проводится его комплексное медико-психолого-педагогическое обследование и разрабатывается индивидуальная развивающая программа. Возраст, поступающих детей различен: это дети и первых недель жизни, и те, кому год, два, три года, поскольку у нас живут дети от 0 до 4х лет. Оценка актуального уровня нервно-психического развития проводится на основании исследований, результаты которых представленных в таблице (Приложение 1.doc )

Чем же обусловлено столь раннее начало специализированной дефектологической помощи?

Известно, что развитие мозга ребенка начинается ещё в утробе матери. В течение всей беременности за 1 минуту рождается 250 тыс. нейронов и к моменту рождения их насчитывается до 100 млрд. Но эти клетки мозга абсолютно не связаны между собой. По образному выражению одного из исследователей это выглядит так, будто каждый из 6 млрд. жителей Земли имеет по 20 телефонов, но ни один из них не подключен к сети, т.е. абсолютно бесполезен, так же, как и нейроны новорожденного.

И лишь после рождения, и то не сами по себе, начинают формироваться связи, отвечающие за дальнейшее развитие ребенка.

Исследования влияния среды на развитие мозга начались с опытов на животных. Так, если в сензитивный период для развития зрительного восприятия котят поместить в т.н. вертикальную среду (в помещение, где имеются лишь вертикальные полоски на стенах), то по окончании сензитивного периода котята, оказавшись в обычной среде, не видят горизонтальные предметы, т.е. если палка стоит, то котенок может её обойти, а если лежит – натыкается. Это происходит потому, что в коре г.м. не образовались связи, реагирующие на горизонтальные предметы. Т.е., сигнал, поступивший через глаза – мозгом не распознается.

В дальнейшем, было доказано, что среда, богатая различными стимулами, продлевает сензитивный период.

За первые 3 года жизни ребенка создается более 3 млн. километров нейронных связей! А к трем годам жизни физический рост размеров и плотности головного мозга в основном завершается. Системы мозга, направляющие дальнейшее развитие ребенка, уже сформированы.

После этого начинается процесс т.н. «прополки» нервных связей. Избавляясь от редко используемых, мозг освобождает место для более нужных связей, которые будут работать намного быстрее и эффективнее.

Т.О., с точки зрения нейрофизиологического развития головного мозга первые годы жизни значительно отличаются по своей важности и интенсивности от всех остальных периодов в жизни человека. То, что ребенок не получит в этот период, будет очень трудно, а порой и невозможно восполнить в последствии.

Этим и обусловлено максимально раннее начало нашей работы, направленной на коррекцию и профилактику отклонений в развитии, связанных, с одной стороны с поражением ЦНС, а с другой – с влиянием депривационных факторов риска.

Первичное обследование основывается на комплексном изучении ребёнка: анализе истории развития, диагностике нервно-психического развития и наблюдении за поведенческими реакциями. В ходе данного обследования особое значение имеет налаживание эмоционального контакта с ребёнком, выявление уровня общения ребёнка со взрослым. Совместно с неврологом оценивается рефлекторная деятельность, состояние мышечного тонуса, физические особенности и аномалии развития.

На основании данных этого обследования составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на ребенка, в которую ежемесячно вносятся дополнения и изменения в соответствии с развитием ребенка, овладением им определенными умениями.

Работа на первом году жизни ведётся по следующим основным направлениям:

1. Развитие эмоций и общения.

2. Сенсорное развитие.

3. Развитие предпосылок активной речи.

4. Развитие предпосылок понимания речи.

5. Развитие мелкой моторики и игровых действий с предметами.

6. Развитие общих движений.

7. Формирование навыков самообслуживания.

Организация работы по перечисленным направлениям нашла отражение в методических рекомендациях и подборке игр по работе с детьми первого года жизни (Приложение 2). Следует помнить, что вся работа ведётся исходя из того уровня развития, на котором находится ребёнок, а не его календарного возраста.

Хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что деятельность учителей-дефектологов осуществляется в тесном контакте с педагогическим и медицинским персоналом: совместно с врачами (неврологом, педиатром, психиатром, отоларингологом), проводятся осмотры, консультативные обсуждения, планирование коррекционно-педагогической работы.

Физиомедсестрой, массажистом, инструктором по ЛФК проводятся процедуры, предваряющие и сопровождающие нашу коррекционно-развивающую работу.

Обсуждение уровня и особенностей развития детей на психолого-медико-педагогических консилиумах проводится совместно с врачами и групповыми воспитателями.

Согласно многолетним исследованиям, раннее выявление отклонений, в первые месяцы жизни и организация адекватной развивающей и коррекционной работы, позволяют достичь значительных успехов в преодолении перинатальной патологии. Это же подтверждается и практикой нашего Дома ребёнка.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Методические рекомендации по месяцам.doc (337 КБ)

0-3 месяца:

Развитие общих движений.doc (39.5 КБ) Развитие предпосылок активной речи.doc (33.5 КБ) Развитие эмоций и общения.doc (35 КБ) Сенсорное развитие.doc (36 КБ) Формирование навыков самообслуживания.doc (29.5 КБ)  

3-6 месяцев:

Развитие мелкой моторики и игровых действий с предметами.doc (31 КБ) Развитие общих движений.doc (41.5 КБ) Развитие предпосылок активной речи.doc (27.5 КБ) Развитие эмоций и общения.doc (33.5 КБ) Сенсорное развитие.doc (34 КБ) Формирование навыков самообслуживания.doc (28.5 КБ)

6-9 месяцев:

Развитие мелкой моторики и игровых действий с предметами.doc (33.5 КБ) Развитие общих движений.doc (37 КБ) Развитие предпосылок активной речи.doc (41.5 КБ) Развитие предпосылок понимания речи.doc (37 КБ) Развитие эмоций и общения.doc (31 КБ) Сенсорное развитие.doc (32.5 КБ) Формирование навыков самообслуживания.doc (32 КБ)

9-12 месяцев:

Развитие мелкой моторики и игровых действий с предметами.doc (46.5 КБ) Развитие общих движений.doc (25.5 КБ) Развитие предпосылок активной речи.doc (33 КБ) Развитие предпосылок понимания речи.doc (27.5 КБ) Развитие эмоций и общения.doc (42.5 КБ) Сенсорное развитие.doc (33.5 КБ) Формирование навыков самообслуживания.doc (27.5 КБ)

Используемая литература.

1.Баенская Е.Р., Выродова И.А., Разенкова Ю.А. Научитесь общаться с младенцем: книга для родителей – М.: Просвещение, 2008. - 129 с.
2.Боресьон Б., Бриттен С., Довбня С.В., Морозова Т.Ю., Пакеринг К. Ранние отношения и развитие ребёнка. – СПб.: Питер, 2009. – 160с.
3.Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребёнка от рождения до 1 года. – М.: АРКТИ, 2006.-112с.
4.Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка/ Р.В.Тонкова-Ямпольская, Э.Л.Фрухт, Л.Г.Голубева и др. – М.: Просвещение, 1989. – 192с.
5.Развитие и воспитание детей раннего возраста/ Под ред.В.А.Доскина, С.А.Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192с.
6.Разенкова Ю.А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка.//Дефектология. – 1997.№1. – с.62-67.
7.Савельева Е.А. Солнышко на ладошке. Пальчиковые и жестовые игры для детей от 0 до года. – М.:ТЦ Сфера, 2012. – 80с.

Внимание! Настоящее пособие является объектом права собственности и защищена Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.

Программа может быть использована для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства!

Способы и методы защиты прав:
Если произведение было использовано без согласия правообладателя (за исключением специально предусмотренных ГК РФ специальных исключений, то правообладатель может использовать для защиты своих исключительных прав все способы и методы, предоставленные гражданским, административным  и уголовным законодательством).

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Комментарии 5
Виктория 23.02.2015 11:58 #
Замечательный материал! Для Дома ребенка просто клад!!!
Думаю, что он несомненно будет полезен и для мамочек, которые в декрете!
Нина 29.01.2016 10:50 #
Очень хороший материал. Все доходчиво и грамотно изложено. Спасибо автору большое.
Валентина 16.05.2016 04:32 #
Большое спасибо за, Ваш материал. Для детей данного возраста очень мало методической литературы. Педагоги действительно в нём нуждаются.
Наталья 18.01.2017 18:32 #
Всё очень грамотно и достуно!Огромное спасибо!!!
Ольга 26.06.2017 20:34 #
Хорошее методическое пособие для молодых педагогов. Спасибо!
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 8246
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.