Тактильное рукодельное пособие для детей с нарушением зрения (4-7 лет)

  ср., 12.03.2014

Как можно сделать тактильную книгу для развития мелкой моторики и осязания и не только у детей с нарушением зрения

(4-7 лет)

Дидактическая разработка учителя дефектолога

Муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) начальной школы-детского сада для слабовидящих и поздно ослепших детей № 76 города Тюмени

Разепиной Натальи Владимировны

Стаж работы учителем-дефектологом 12 лет

Пособие можно использовать в работе с детьми от 4 лет, имеющими различные нарушения зрения. Оно состоит из отдельных страниц с разнообразными красочными заданиями на развитие мелкой моторики рук и осязания, тактильной чувствительности, цветовосприятия, и соединенных  между собой тесьмой. Развязав страницы книги,  их можно использовать одновременно с несколькими детьми. На каждую цифру предусмотрено соответствующее количество аналогичных заданий. Все карточки с цифрами на страницах съемные, выполнены из бархатной бумаги на кожаном фоне. Их можно открепить и наощупь изучать или угадывать, перемешать и найти потом место в соответствии с количеством деталей на страницах. Рядом с карточками написаны цифры шрифтом Брайля.       

Одна застежка-молния (разъемная).

Цель: учиться застегивать - расстегивать молнию.

Два детских кистевых эспандера (прикреплены на застежках-липучках и привязаны атласными ленточками).

Цель: тренировка мышечного тонуса кисти рук эспандерами, учиться завязывать-развязывать бантики, пользоваться застежками-липучками.

Сжать кольцо поможет нам сила с волей пополам,

Станут пальчики сильнее, а головушка умнее.

Три шнуровки (дом, кораблик, яблоко).

Цель: учиться шнуровать, завязывать шнурки бантиком, наощупь определять фигуру по контуру, считать до 3.

Четыре цветка. Цветы и листья сделаны из разного по фактуре материала (атлас, капрон, вельвет, флис, плюш).

Цель: учиться различать свойства материала наощупь, завязывать-развязывать бантики, считать до 4.

Пять тактильных мешочков (съемных), наполненных горохом, фасолью среднего размера, гречкой, морским песком, бисером.

Цель: учиться определять наощупь и различать  содержимое мешочков, пользоваться застежками-липучками, считать до 5, развивать тактильную чувствительность

Шесть геометрических фигур (съемных). Фигуры имеют твердую основу и обтянуты разными по фактуре тканями: джинс, парча, замша, бархат, атлас, фетр.

Цель: развитие тактильной чувствительности, умения определять форму геометрической фигуры и свойства поверхности с помощью осязания, учиться считать до 6. 

Семь цветных ребристых карандашей (2М) – 7 цветов радуги. Карандаши вставляются в симметричные отделения (как в школьных пеналах).

Цель: развитие цветовосприятия, координации движений и мелкой моторики, умения пользоваться карандашами (правильный захват, умеренный нажим), учиться выполнять самомассаж пальцев и кистей рук с помощью ребристых предметов (палочек, карандашей), считать до 7.

Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу,

     Непременно каждый пальчик быть послушным научу.

Восемь лучиков у солнца (сделано из фольги и флиса, прикреплено к странице за середину).

Цель: учиться пользоваться бельевыми прищепками, развивать тактильную чувствительность, различая свойства поверхности с помощью осязания, учиться считать до 8.

Девять дождинок (прикреплены за кольца на плательные крючки). Тучки и дождинки выполнены из двух разных материалов: флис, атлас, и имеют разную длину.

Цель: учиться пользоваться крючками, различать и определять свойства поверхности с помощью осязания, различать  детали по длине, учиться считать до 9.

Десять пуговиц (елочных игрушек).

Цель: учиться застегивать и расстегивать пуговицы, считать до 10, развитие цветовосприятия.

 «Сосчитай от 0 до 9». Цифры пластмассовые и из мягкого полимерного материала.

  • Найти цифры от 0 до 9.
  • Найти цифры от 9 до 0.
  • Угадать цифру наощупь.
  • Изучить цифру осязательно.

Книга застегивается на пластмассовые карабины.

В пособии максимально использованы  виды застежек, с которыми встречаются дети в повседневной жизни: молния, пуговицы, шнурки, липучки, карабины.

К пособию прилагается аннотация и сборник стихов про цифры по Брайлю (для слепых и слабовидящих, умеющих читать).

При выполнении заданий на страницах можно использовать   стихи С.Я. Маршака «Веселый счет»:

1,2,3,4,5….

Ручки учатся считать.

Нам придётся постараться,
Чтобы в цифрах разобраться.
Будем цифры изучать,
А потом начнём считать

Вот один иль единица,
Очень тонкая, как спица.

Похожа единица на крючок,
А может, на обломанный сучок.

А вот это цифра два

Полюбуйся, какова!

 Выгибает двойка шею,

 Волочится хвост за нею.

А вот это,  посмотри,

Выступает цифра три.

Тройка – третий из значков –

Состоит из двух крючков

За тремя идут четыре,

Острый локоть оттопыря.

Ставим стульчик вверх ногами,
И..."четверка" перед нами!

А потом пошла плясать

по бумаге цифра пять.

Руку вправо потянула,

ножку круто изогнула.

Цифра 6 - дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.

Эта цифра - акробатка:

То шестёрка, то девятка.

Похожа цифра семь на клюшку,

У хоккеиста или старушки.

 

У восьмёрки два кольца

Без начала и конца.

Мы два бублика сложили,
Цифру "восемь" получили!

Девятка - убедитесь сами-

Похожа на 6 вверх ногами,

Цифра шесть перевернулась
И девяткой обернулась.

Ноль катился по странице

И не значил ничего.

Рядом встала единица.

Сделав 10 из него.

 

Десять. Это же число!
Ты зачем сюда пришло?
Мы здесь цифры изучали
И тебя совсем не звали!
Есть в тебе один и ноль –
Всё понятно нам с тобой.

И вот все цифры нам знакомы

Теперь ты знаешь? Молодец!

Сочти все пальцы по порядку –

И счёту нашему конец.

 

 

               Ps: Педагог приняла участие в VIII Всероссийском конкурсе в номинации по изготовлению тактильных ручных изданий для слепых и слабовидящих детей. Ее книга отмечена Почетной грамотой Министерства культуры РФ – РГБС, 2013г.

 

  «Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002442

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Комментарии 2
Наталья 15.01.2015 00:03 #
Замечательное пособие. Трудоемкая работа,но результат очевидный - Оооочень познавательное и обучающее пособие !!!
Ольга 02.04.2015 23:52 #
Замечательная идея! Наверное в создание книжки вложено большое количество любви, заботы о слабовидящих детках, и конечно же прфессионализма. Браво!
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 13743
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.