Тактильное рукодельное пособие для детей с нарушением зрения (4-7 лет) |
ср., 12.03.2014 |
Как можно сделать тактильную книгу для развития мелкой моторики и осязания и не только у детей с нарушением зрения
(4-7 лет)
Дидактическая разработка учителя дефектолога
Муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) начальной школы-детского сада для слабовидящих и поздно ослепших детей № 76 города Тюмени
Разепиной Натальи Владимировны
Стаж работы учителем-дефектологом 12 лет
Пособие можно использовать в работе с детьми от 4 лет, имеющими различные нарушения зрения. Оно состоит из отдельных страниц с разнообразными красочными заданиями на развитие мелкой моторики рук и осязания, тактильной чувствительности, цветовосприятия, и соединенных между собой тесьмой. Развязав страницы книги, их можно использовать одновременно с несколькими детьми. На каждую цифру предусмотрено соответствующее количество аналогичных заданий. Все карточки с цифрами на страницах съемные, выполнены из бархатной бумаги на кожаном фоне. Их можно открепить и наощупь изучать или угадывать, перемешать и найти потом место в соответствии с количеством деталей на страницах. Рядом с карточками написаны цифры шрифтом Брайля.
Одна застежка-молния (разъемная).
Цель: учиться застегивать - расстегивать молнию.
Два детских кистевых эспандера (прикреплены на застежках-липучках и привязаны атласными ленточками).
Цель: тренировка мышечного тонуса кисти рук эспандерами, учиться завязывать-развязывать бантики, пользоваться застежками-липучками.
Сжать кольцо поможет нам сила с волей пополам,
Станут пальчики сильнее, а головушка умнее.
Три шнуровки (дом, кораблик, яблоко).
Цель: учиться шнуровать, завязывать шнурки бантиком, наощупь определять фигуру по контуру, считать до 3.
Четыре цветка. Цветы и листья сделаны из разного по фактуре материала (атлас, капрон, вельвет, флис, плюш).
Цель: учиться различать свойства материала наощупь, завязывать-развязывать бантики, считать до 4.
Пять тактильных мешочков (съемных), наполненных горохом, фасолью среднего размера, гречкой, морским песком, бисером.
Цель: учиться определять наощупь и различать содержимое мешочков, пользоваться застежками-липучками, считать до 5, развивать тактильную чувствительность
Шесть геометрических фигур (съемных). Фигуры имеют твердую основу и обтянуты разными по фактуре тканями: джинс, парча, замша, бархат, атлас, фетр.
Цель: развитие тактильной чувствительности, умения определять форму геометрической фигуры и свойства поверхности с помощью осязания, учиться считать до 6.
Семь цветных ребристых карандашей (2М) – 7 цветов радуги. Карандаши вставляются в симметричные отделения (как в школьных пеналах).
Цель: развитие цветовосприятия, координации движений и мелкой моторики, умения пользоваться карандашами (правильный захват, умеренный нажим), учиться выполнять самомассаж пальцев и кистей рук с помощью ребристых предметов (палочек, карандашей), считать до 7.
Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу,
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
Восемь лучиков у солнца (сделано из фольги и флиса, прикреплено к странице за середину).
Цель: учиться пользоваться бельевыми прищепками, развивать тактильную чувствительность, различая свойства поверхности с помощью осязания, учиться считать до 8.
Девять дождинок (прикреплены за кольца на плательные крючки). Тучки и дождинки выполнены из двух разных материалов: флис, атлас, и имеют разную длину.
Цель: учиться пользоваться крючками, различать и определять свойства поверхности с помощью осязания, различать детали по длине, учиться считать до 9.
Десять пуговиц (елочных игрушек).
Цель: учиться застегивать и расстегивать пуговицы, считать до 10, развитие цветовосприятия.
«Сосчитай от 0 до 9». Цифры пластмассовые и из мягкого полимерного материала.
- Найти цифры от 0 до 9.
- Найти цифры от 9 до 0.
- Угадать цифру наощупь.
- Изучить цифру осязательно.
Книга застегивается на пластмассовые карабины.
В пособии максимально использованы виды застежек, с которыми встречаются дети в повседневной жизни: молния, пуговицы, шнурки, липучки, карабины.
К пособию прилагается аннотация и сборник стихов про цифры по Брайлю (для слепых и слабовидящих, умеющих читать).
При выполнении заданий на страницах можно использовать стихи С.Я. Маршака «Веселый счет»:
1,2,3,4,5….
Ручки учатся считать. Нам придётся постараться, |
Вот один иль единица, Похожа единица на крючок, |
А вот это цифра два Полюбуйся, какова! Выгибает двойка шею, Волочится хвост за нею. |
А вот это, посмотри, Выступает цифра три. Тройка – третий из значков – Состоит из двух крючков |
За тремя идут четыре, Острый локоть оттопыря. Ставим стульчик вверх ногами, |
А потом пошла плясать по бумаге цифра пять. Руку вправо потянула, ножку круто изогнула. |
Цифра 6 - дверной замочек: Сверху крюк, внизу кружочек. Эта цифра - акробатка: То шестёрка, то девятка. |
Похожа цифра семь на клюшку, У хоккеиста или старушки.
|
У восьмёрки два кольца Без начала и конца. Мы два бублика сложили, |
Девятка - убедитесь сами- Похожа на 6 вверх ногами, Цифра шесть перевернулась |
Ноль катился по странице И не значил ничего. Рядом встала единица. Сделав 10 из него.
|
Десять. Это же число! |
И вот все цифры нам знакомы Теперь ты знаешь? Молодец! Сочти все пальцы по порядку – И счёту нашему конец. |
|
Ps: Педагог приняла участие в VIII Всероссийском конкурсе в номинации по изготовлению тактильных ручных изданий для слепых и слабовидящих детей. Ее книга отмечена Почетной грамотой Министерства культуры РФ – РГБС, 2013г.
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002442
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf
Наталья | 15.01.2015 00:03 | # | ||
Замечательное пособие. Трудоемкая работа,но результат очевидный - Оооочень познавательное и обучающее пособие !!! |
Ольга | 02.04.2015 23:52 | # | ||
Замечательная идея! Наверное в создание книжки вложено большое количество любви, заботы о слабовидящих детках, и конечно же прфессионализма. Браво! |