«Домашние истории»

  вс., 21.10.2012

Автор:

Рящина Лидия Викторовна,

учитель-логопед

МКДОУ «Детский сад «Белоснежка»

г.Надыма

         Методическое пособие «Домашние истории» предназначено для коррекционно – педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста. Данное пособие содержит богатый материал для познавательного и речевого развития детей.

       Предназначено для логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, родителей.

печатается в сокращении

Пояснительная записка

 

 

             «Родное слово является основой

всякого умственного развития

и сокровищницы всех знаний»

К.Д.Ушинский

 

 

      Увеличение количества детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  -  острая и масштабная   проблема   современного этапа развития образования. Одной из выраженной особенностей речи большинства детей с речевым недоразвитием, является значительное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи, что служит серьёзным препятствием для овладения программы детского сада, а в дальнейшем и программы общеобразовательной школы.

         На протяжении ряда лет в дошкольных учреждениях сохраняется высокий процент детей с нарушениями в речевом развитии (по данным психолого-медико-педагогического обследования в МКДОУ «Детский сад «Белоснежка»   82%  от общего числа детей 5-6 лет). Данная проблема определила коррекционно-познавательное направление деятельности дошкольного учреждения как одно их наиболее значимых и приоритетных, поскольку современное образование требует от педагогов применения эффективных образовательных технологий, которые помогли бы ребёнку в соответствующий сенситивный  период,  овладеть необходимыми навыками и знаниями.

         Ребёнок – дошкольник любознателен, ему свойственна живая непосредственная реакция на новое. Старший дошкольник с одинаковым рвением пытается освоить и то, что, поддаётся осмыслению на данном возрастном этапе, и то, что он пока не в состоянии глубоко и правильно осознать. В работах  Л.А.Венгера, А.В.Запорожца,  Н.Н.Поддьякова, А.П.Усовой доказано, что представления ребенка, полученные в процессе обучения и воспитания, лежат в основе познания окружающего мира: они дают ребенку возможность усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительности, становятся источником детского творчества, выступают как важное средство формирования познавательного интереса детей. В свою очередь интерес является побудителем интенсивной работы мысли, волевого усилия, положительного эмоционального настроя в познавательной деятельности ребенка. Выработка познавательного интереса является необходимым условием оптимизации обучения, средством активизации интеллектуальной деятельности, позволяющим сделать процесс обучения привлекательным.

     В современных условиях педагоги дошкольных учреждений должны иметь возможность широкого выбора практических методических пособий по работе с детьми. Это позволит более результативно решать воспитательно-образовательные задачи, исходя из потребностей детей конкретной группы с учетом уровня и динамики их развития.

  Недостаточная разработанность в методической литературе, разрозненность предлагаемого материала и несомненная значимость проблемы послужили основанием для определения и разработки данного пособия. Пособие систематизирует имеющийся материал, предлагает пользователю авторскую разработку занятий по  познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с Федеральными государственными стандартами пособие направлено на реализацию задач познавательно-речевого развития детей через интеграцию образовательных областей «Коммуникация»  и «Познание».

Целью данного пособия является создание комплекса занятий по развитию  всех  компонентов устной речи,  формированию познавательной целостной картины мира, расширению кругозора детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с обозначенной целью реализуются следующие задачи:

- развивать все компоненты устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи  -  диалогической и монологической форм);

- формировать знания о развитии человека в истории и культуре;

- воспитывать интерес к истории русского народа,  малых народов Севера, народов мира;

- развивать познавательные процессы, словотворчество  дошкольников.

Предложенный в пособии материал сгруппирован по трем тематическим разделам:

  • Из истории жилищ;
  • · Город, в котором я живу;
  • · Мой любимый детский сад.

Проект апробирован в МДОУ «Детский сад «Белоснежка» в течение трёх лет и показал свою эффективность в процессе повышения уровня познавательно - речевого развития старших дошкольников:

  • Дети используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • Дети знакомы с образом жизни человека в древности, с условиями изменения быта людей;
  • Сформированы представления о родном крае, достопримечательностях города, профессиях людей;
  • Сформированы представления об обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему;
  • Сформированы умения и навыки, необходимые для различных видов деятельности.

В результате проведённого в 2011-12 уч. г. мониторинга уровень сформированности грамматического строя речи на конец учебного года увеличился на 6% и составляет 71%. Пополнение словарного запаса выросло на 8%. Развитие связной речи улучшилось на 12%.

По итогам диагностики освоения материала по разделам:

  • На высоком уровне сформированы представления о жилище (эволюции, разнообразии видов зданий) у 85% детей;
  • Высокий уровень знаний об истории родного края, достопримечательностях города показали 86% детей;
  • По разделу «Мой любимый детский сад» - 98% детей показали высокий уровень.

Результатом работы по данному проекту стало методическое пособие по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей «Коммуникация» и «Познание». В данное пособие входят перспективно-тематические планы по разделам  с указанием цели, задач, конспектов занятий.  Каждый раздел пособия  содержит  игры – занятия, беседы с детьми, работу с познавательной литературой, составление альбомов, тематические экскурсии, изготовление макетов, составление рассказов, сочинений. Материал, содержащийся в пособии, является практическим обеспечением речевого материала в соответствие с лексическими темами «Детский сад»,  «Наш город. Моя улица. Дом»,  «Орудия труда», «Профессии». 

Новизна данной работы заключается в систематизации и обобщении имеющегося материала, авторской модификации игр, упражнений, пособий в соответствии с современными требованиями к организации образовательной деятельности в ДОУ.  Автором разработан диагностический материал по тематическим разделам.

 Пособие адресовано учителям-логопедам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Эффективно использование материала при планировании и организации учебного процесса по развитию речи.

Критерии определения уровня освоения тематического материала по разделам

К разделу «Из истории жилищ»

Вопросы:

  • Как называется первое жилище человека?
  • Какие жилища людей ты знаешь?
  • Какие виды зданий ты знаешь?
  • Назови жилище коренных жителей Севера.
  • Какие строительные материалы используются для строительства зданий?
  • Какие строительные профессии ты знаешь?

Уровни усвоения материала

Высокий — 3 балла

Имеет высокий уровень знаний  об эволюции жилищ; хорошо знаком с разнообразием жилищ; знает и называет различные виды зданий, какие строительные материалы используются для строительства зданий. Называет строительные профессии.

Средний — 2 балла

Имеет средний уровень знаний об эволюции жилищ; с помощью наводящих вопросов педагога рассказывает о  видах  жилищ; называет различные виды зданий. Называет строительные профессии и материал, который используют для строительства зданий.

Низкий — 1 балл

Имеет низкий уровень знаний: имеет отрывочные знания о эволюции жилищ, называет некоторые виды зданий. Затрудняется с называнием строительных профессий и материалов, которые используются для строительства зданий. 
 

К разделу «Город, в котором я живу»:

Вопросы :    

  • Как называется город, в котором мы живем?
  • Назови достопримечательности нашего города.
  • Какие памятные места находятся в районе, где ты живешь?
  • Чем отличается город от деревни?
  • На какой улице живешь ты? Какие улицы нашего города ты знаешь?
  • В каком доме живешь ты – индивидуальном или многоквартирном?

Уровни усвоения материала

Высокий — 3 балла

Имеет высокий уровень знаний: самостоятельно называет  улицы, достопримечательности, социальные объекты родного города; умеет рассказать о них, об их назначении;  проявляет активный познавательный интерес к  истории, событиям, происходящим в  городе.

Средний — 2 балла

Имеет средний уровень знаний: с помощью наводящих вопросов педагога дает развернутые ответы об улицах, достопримечательностях, социальных объектах города; имеет представление об их назначении.

Низкий — 1 балл

Имеет низкий уровень знаний: имеет отрывочные знания об улицах, достопримечательностях города; слабо ориентируется в социальных объектах города и их назначении; слабо выражен интерес к событиям, происходящим в городе.     

К разделу «Мой любимый детский сад»

Вопросы:  

  • Как называется наш детский сад?
  • Как называется улица, на которой находится детский сад?
  • Назови имена отчества воспитателей, помощника воспитателя,  заведующей.
    • Какие здания расположены рядом с детским садом?
  • Люди, каких профессий работают в детском саду?

Уровни усвоения материала

Высокий — 3 балла

Имеет высокий уровень знаний: самостоятельно называет улицу, на которой  расположен детский сад, его название. Называет здания расположенные рядом с детским садом. Хорошо ориентируется в помещениях детского сада, знает их названия. Знает имена отчества сотрудников детского сада. Называет профессии людей, работающих в детском саду.

Средний — 2 балла

Имеет средний уровень знаний: с помощью наводящих вопросов педагога дает развернутые ответы на вопросы: называет  улицу, на которой расположен детский сад,  здания расположенные рядом с ним, помещения детского сада, называет имена отчества воспитателей, профессии людей, работающих в детском саду.

Низкий — 1 балл

Имеет низкий уровень знаний: имеет отрывочные знания о детском саде.

I раздел   «Из истории жилищ»

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с образом жизни человека в древности;
  2. Познакомить детей с условиями изменения быта людей;
    1. Обогащать знания детей о строительных профессиях и строительном материале;
    2. Дать представление о многообразии жилищ.

Компетентность ребёнка:

  • Имеют представления о строительных профессиях;
    • Умеют рассказывать о профессии человека, стремятся включиться в трудовой процесс (посредством игры);
    • Имеют элементарные представления об эволюции и многообразии жилищ.

Перспективно – тематическое планирование по разделу «Из истории жилищ»

 

Образовательная область

 

Месяц

Мероприятия

Примечания

I.

Познавательное развитие

 

октябрь

 

ноябрь

 

 

 

декабрь

 

январь

 

в течение года

ü  Игра-занятие «Из истории жилища»

ü  Игра-занятие «Ознакомление с традициями и бытом русского народа»

ü  Игра-занятие «Жители тундры»

ü  Беседа «Как появились первые дома?»

ü  Знакомство с многообразием жилищ разных народов

 

Приложение 1

 

Приложение 2

 

 

 

Приложение 3

 

Приложение 4

 

Приложение 5

II

Коммуникация

февраль

 

март

 

апрель

ü    Игра - занятие «Как жили люди на Руси»

ü    Игра-занятие «Быт и основные занятия людей»

ü    Беседа» «Путешествие в прошлое»

 

Приложение 6

 

Приложение 7

 

Приложение 8

III

Социализация

Октябрь-май

ü  Дидактические игры   «Разрезные картинки»,

ü  «Найди отличия»,

ü  «Домино»,

ü  «Пазлы»

 

Приложение 9

IV

Предметно-развивающая среда

Октябрь-май

ü  Познавательная литература  об эволюции жилищ,

ü  Иллюстрации жилищ разных времен,

ü  Подборка рассказов об истории возникновения г. Надыма,

ü  Дидактические игры

ü  Ширма «Эволюция жилищ»

ü  Буклет «От пещеры до высотки»

ü  Макеты жилищ «шалаш», «чум», «изба», «многоэтажный дом».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 10

V

Работа с родителями

 Октябрь-май

ü  Изготовление макетов жилищ

ü    Беседы с детьми об эволюции   жилищ

ü    Чтение познавательной 

литературы

 

 

II раздел  «Город, в котором я живу»

 

Цель: продолжать формировать интерес детей к «малой Родине»

Задачи:

  1. Дать детям общие сведения о градообразующих предприятиях, достопримечательностях нашего города;
  2. Расширять знания о географическом положении места, где живёт ребёнок (город – он состоит из посёлков и улиц).

Компетентность ребёнка:

  • Знает название малой Родины – родного города, название центральных улиц;
    • Знает название градообразующих предприятий города, его достопримечательностей;
    • Умеет рассказать о сходствах и различиях между городом и селом;
    • Проявляет интерес к событиям, происходящим в городе.

Перспективно – тематическое планирование по разделу  «Город, в котором я живу»

Образовательная область

Месяц

Мероприятия

Примечания

I.

Познавательное развитие

 

сентябрь

 

 

октябрь-май

ü     Беседа «Знакомство с достопримечательностями города»

ü     Рассматривание альбомов, фотографий с изображением достопримечательностей города, улиц.

ü     Экскурсии к Вечному огню, в библиотеку.

ü     Беседы с детьми «Где я живу», «Улицы нашего города».

ü     Викторина «Знаете ли вы свой город?»

 

Приложение 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  12

 

II

Коммуникация

 

Сентябрь-май

 

 

 

 

апрель

 

 

 

май

ü     Рассматривание фотографий и чтение художественной литературы о нашем городе, заучивание стихотворений.

ü     Игра-занятие «Составление рассказа из личного опыта «Дом, в котором я живу».

ü     Беседа о строительных профессиях.

ü     Чтение стихотворений о строительных профессиях.

 

 

 

 

 

 

Приложение 13

 

 

 

 

Приложение 14

 

 

 

 

 

III

Социализация

в течение года

      Дидактические игры:

ü     «Разные дома»,

ü     «Узнай, где я нахожусь»,

ü     «Расскажи про свой город»,

ü     «Путешествие по городу»

Лексико-грамматические игры и упражнения:

ü   «Назови по образцу»,

ü   «Назови ласково»,

ü   «Скажи со словом городской»,

ü   «В нашем городе»,

ü   «Что у вас, а что у нас?»

     Сюжетно-ролевые игры:

ü   «Строительство»,

ü   «Путешествие по родному городу»

 

Приложение 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 16

IV

Предметно-развивающая среда

в течение года

ü   Карта города с указанием  улиц,

ü   Герб города Надыма,

ü   Рассказы, стихотворения о Надыме,

ü   Книги надымских писателей,

ü   Иллюстрации, фотографии

ü   Макеты зданий, памятников города,

       Серии альбомов:

ü   «Улицы города» - иллюстрации, фотографии.

ü   «Путешествие по городу: парк, музей, кинотеатры» - иллюстрации, фотографии,

ü   «Надым промышленный» - иллюстрации, фотографии спортивных предприятий города; различных профессий: газовик, строитель, нефтяник и др.

ü   «Надым спортивный» - иллюстрации, фотографии спортивных сооружений города,

ü   Атрибуты к сюжетно-ролевым играм по профессиям,

ü     Дидактические игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V

Работа с родителями

в течение года

ü   Продолжать сбор материала для альбома «Наш город»,

ü   Привлекать родителей к изготовлению макетов зданий, атрибутов к сюжетно-ролевым играм,

ü   Организовать выставку рисунков «Двор моей мечты».

 

III раздел  «Мой любимый детский сад»

Цель: расширять представления о семье, о детском саде.

Задачи:

  1. Углублять представления о семье, её составе, близких родственниках, способах поддержания родственных связей;
  2. Воспитывать в поступках и действиях доброе отношение к членам семьи и родному дому, формировать привычку выполнять свои домашние обязанности;
  3. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях и на территории детского сада;
  4. Формировать уважительное отношение к работникам детского сада.

Компетентность ребёнка:

  • Знает и называет членов своей семьи по именам;
  • Имеет представление о родственных связях (сын, дочь, внук, внучка);
    • Свободно ориентируется в помещении и на участке детского сада, на территории ближайшего микрорайона (может самостоятельно дойти до магазина, аптеки и т.д.);
    • Знает имя и отчество сотрудников детского сада;
    • Знает место работы своих родителей, содержание их труда.

Перспективно – тематическое планирование по разделу «Мой любимый детский сад»

Образовательная область

Месяц

Мероприятия

Примечания

I.

Познавательное развитие

 

сентябрь

         Беседы:

ü   «Моя семья»,

ü   «Выходной день в семье»,

ü   «Как росли мои родители, бабушка и дедушка»,

ü   «Традиции моей семьи»,

Беседы о пользе домашнего труда:

ü«Если мама устала»,

ü   «Мои домашние обязанности».

ü   Целевые прогулки по участку детского сада, к соседнему детскому саду.

ü   Рассматривание и обсуждение семейных фотографий и фотографий из жизни детского сада.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II

Коммуникация

 

 

ü   Рассматривание фотографий детского сада и чтение художественной литературы о детском саде, заучивание стихотворений.

ü   Игра-занятие «Детский сад. Профессии»

ü   Составление рассказа по серии сюжетных картинок «День в детском саду»,

ü   Составление рассказа о профессии по сюжетным картинкам.

 

 

 

 

 

 

Приложение 19

 

Приложение 20

 

 

Приложение 21

 

 

III

Социализация

 

     Лексико-грамматические игры и упражнения:

ü   «Что делают дети?»,

ü   «Какой? Какая?»,

ü   «Нужные предметы»,

ü   «В нашей группе»,

ü   «Один-много»,

ü   «Семейка слов»

      Сюжетно-ролевые игры:

ü   «Строительство»,

ü   «Детский сад»,

ü   «Новоселье»

      Конструктивные игры :

ü   «Нарисуй и построй»,

ü   «Детский сад моей мечты»

 

 

 

Приложение 22

IV

Предметно-развивающая среда

 

ü   Художественная литература о детском саде, о семье,

ü   Иллюстрации, фотографии детского сада,

ü   Альбом «Мой любимый детский сад»,

ü   Макет детского сада,

ü   Карта города с указанием улицы Набережной им. Оруджева, детского сада,

ü   Атрибуты к сюжетно-ролевым играм,

ü   Дидактические игры

 

 

V

Работа с родителями

 

ü   Оформление  альбома «Наш детский сад», «Моя группа»,

ü   Привлекать родителей к изготовлению макетов детского сада, атрибутов к сюжетно-ролевым играм,

ü   Организовать выставку рисунков «Детский сад моей мечты».

 

 

 Библиография

 

  1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. С.Пб. 2003 г.
  2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
  3. Смирнова Л.Н. Развитие речи у детей 5-6 лет. М. «Мозаика-Синтез», 2007 г.
  4. Фалькович Т.А. Развитие речи М. «ВАКО», 2005 г.
  5. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. М. «Сфера», 2005 г.
  6. Нищева Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР . С.П. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007 г.
  7. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М. «Аркти», 2005 г.
  8. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М. «Сфера», 2002 г.
  9. Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. М. «Сфера», 2009 г. 

Открыть  методическое пособие  «Домашние  истории»  методическое пособие Домашние истории.doc (3.81 МБ)

Внимание! Настоящее пособие является объектом права собственности и защищена Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.

Учебное пособие может быть использовано для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства!

Способы и методы защиты прав:
Если произведение было использовано без согласия правообладателя (за исключением специально предусмотренных ГК РФ специальных исключений,
то правообладатель может использовать для защиты своих исключительных прав все способы и методы, предоставленные гражданским, административным  и уголовным законодательством).


«Свидетельство о публикации»  Серия А № 0000754    дата отправки 20.10.2012    № квитанции  62502652822660

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 5730
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.