«Домашние истории» |
вс., 21.10.2012 |
Автор:
Рящина Лидия Викторовна,
учитель-логопед
МКДОУ «Детский сад «Белоснежка»
г.Надыма
Методическое пособие «Домашние истории» предназначено для коррекционно – педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста. Данное пособие содержит богатый материал для познавательного и речевого развития детей.
Предназначено для логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, родителей.
печатается в сокращении
Пояснительная записка
«Родное слово является основой
всякого умственного развития
и сокровищницы всех знаний»
К.Д.Ушинский
Увеличение количества детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи - острая и масштабная проблема современного этапа развития образования. Одной из выраженной особенностей речи большинства детей с речевым недоразвитием, является значительное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи, что служит серьёзным препятствием для овладения программы детского сада, а в дальнейшем и программы общеобразовательной школы.
На протяжении ряда лет в дошкольных учреждениях сохраняется высокий процент детей с нарушениями в речевом развитии (по данным психолого-медико-педагогического обследования в МКДОУ «Детский сад «Белоснежка» 82% от общего числа детей 5-6 лет). Данная проблема определила коррекционно-познавательное направление деятельности дошкольного учреждения как одно их наиболее значимых и приоритетных, поскольку современное образование требует от педагогов применения эффективных образовательных технологий, которые помогли бы ребёнку в соответствующий сенситивный период, овладеть необходимыми навыками и знаниями.
Ребёнок – дошкольник любознателен, ему свойственна живая непосредственная реакция на новое. Старший дошкольник с одинаковым рвением пытается освоить и то, что, поддаётся осмыслению на данном возрастном этапе, и то, что он пока не в состоянии глубоко и правильно осознать. В работах Л.А.Венгера, А.В.Запорожца, Н.Н.Поддьякова, А.П.Усовой доказано, что представления ребенка, полученные в процессе обучения и воспитания, лежат в основе познания окружающего мира: они дают ребенку возможность усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительности, становятся источником детского творчества, выступают как важное средство формирования познавательного интереса детей. В свою очередь интерес является побудителем интенсивной работы мысли, волевого усилия, положительного эмоционального настроя в познавательной деятельности ребенка. Выработка познавательного интереса является необходимым условием оптимизации обучения, средством активизации интеллектуальной деятельности, позволяющим сделать процесс обучения привлекательным.
В современных условиях педагоги дошкольных учреждений должны иметь возможность широкого выбора практических методических пособий по работе с детьми. Это позволит более результативно решать воспитательно-образовательные задачи, исходя из потребностей детей конкретной группы с учетом уровня и динамики их развития.
Недостаточная разработанность в методической литературе, разрозненность предлагаемого материала и несомненная значимость проблемы послужили основанием для определения и разработки данного пособия. Пособие систематизирует имеющийся материал, предлагает пользователю авторскую разработку занятий по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с Федеральными государственными стандартами пособие направлено на реализацию задач познавательно-речевого развития детей через интеграцию образовательных областей «Коммуникация» и «Познание».
Целью данного пособия является создание комплекса занятий по развитию всех компонентов устной речи, формированию познавательной целостной картины мира, расширению кругозора детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с обозначенной целью реализуются следующие задачи:
- развивать все компоненты устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм);
- формировать знания о развитии человека в истории и культуре;
- воспитывать интерес к истории русского народа, малых народов Севера, народов мира;
- развивать познавательные процессы, словотворчество дошкольников.
Предложенный в пособии материал сгруппирован по трем тематическим разделам:
- Из истории жилищ;
- · Город, в котором я живу;
- · Мой любимый детский сад.
Проект апробирован в МДОУ «Детский сад «Белоснежка» в течение трёх лет и показал свою эффективность в процессе повышения уровня познавательно - речевого развития старших дошкольников:
- Дети используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- Дети знакомы с образом жизни человека в древности, с условиями изменения быта людей;
- Сформированы представления о родном крае, достопримечательностях города, профессиях людей;
- Сформированы представления об обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему;
- Сформированы умения и навыки, необходимые для различных видов деятельности.
В результате проведённого в 2011-12 уч. г. мониторинга уровень сформированности грамматического строя речи на конец учебного года увеличился на 6% и составляет 71%. Пополнение словарного запаса выросло на 8%. Развитие связной речи улучшилось на 12%.
По итогам диагностики освоения материала по разделам:
- На высоком уровне сформированы представления о жилище (эволюции, разнообразии видов зданий) у 85% детей;
- Высокий уровень знаний об истории родного края, достопримечательностях города показали 86% детей;
- По разделу «Мой любимый детский сад» - 98% детей показали высокий уровень.
Результатом работы по данному проекту стало методическое пособие по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей «Коммуникация» и «Познание». В данное пособие входят перспективно-тематические планы по разделам с указанием цели, задач, конспектов занятий. Каждый раздел пособия содержит игры – занятия, беседы с детьми, работу с познавательной литературой, составление альбомов, тематические экскурсии, изготовление макетов, составление рассказов, сочинений. Материал, содержащийся в пособии, является практическим обеспечением речевого материала в соответствие с лексическими темами «Детский сад», «Наш город. Моя улица. Дом», «Орудия труда», «Профессии».
Новизна данной работы заключается в систематизации и обобщении имеющегося материала, авторской модификации игр, упражнений, пособий в соответствии с современными требованиями к организации образовательной деятельности в ДОУ. Автором разработан диагностический материал по тематическим разделам.
Пособие адресовано учителям-логопедам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Эффективно использование материала при планировании и организации учебного процесса по развитию речи.
Критерии определения уровня освоения тематического материала по разделам
К разделу «Из истории жилищ»
Вопросы:
- Как называется первое жилище человека?
- Какие жилища людей ты знаешь?
- Какие виды зданий ты знаешь?
- Назови жилище коренных жителей Севера.
- Какие строительные материалы используются для строительства зданий?
- Какие строительные профессии ты знаешь?
Уровни усвоения материала
Высокий — 3 балла
Имеет высокий уровень знаний об эволюции жилищ; хорошо знаком с разнообразием жилищ; знает и называет различные виды зданий, какие строительные материалы используются для строительства зданий. Называет строительные профессии.
Средний — 2 балла
Имеет средний уровень знаний об эволюции жилищ; с помощью наводящих вопросов педагога рассказывает о видах жилищ; называет различные виды зданий. Называет строительные профессии и материал, который используют для строительства зданий.
Низкий — 1 балл
Имеет низкий уровень знаний: имеет отрывочные знания о эволюции жилищ, называет некоторые виды зданий. Затрудняется с называнием строительных профессий и материалов, которые используются для строительства зданий.
К разделу «Город, в котором я живу»:
Вопросы :
- Как называется город, в котором мы живем?
- Назови достопримечательности нашего города.
- Какие памятные места находятся в районе, где ты живешь?
- Чем отличается город от деревни?
- На какой улице живешь ты? Какие улицы нашего города ты знаешь?
- В каком доме живешь ты – индивидуальном или многоквартирном?
Уровни усвоения материала
Высокий — 3 балла
Имеет высокий уровень знаний: самостоятельно называет улицы, достопримечательности, социальные объекты родного города; умеет рассказать о них, об их назначении; проявляет активный познавательный интерес к истории, событиям, происходящим в городе.
Средний — 2 балла
Имеет средний уровень знаний: с помощью наводящих вопросов педагога дает развернутые ответы об улицах, достопримечательностях, социальных объектах города; имеет представление об их назначении.
Низкий — 1 балл
Имеет низкий уровень знаний: имеет отрывочные знания об улицах, достопримечательностях города; слабо ориентируется в социальных объектах города и их назначении; слабо выражен интерес к событиям, происходящим в городе.
К разделу «Мой любимый детский сад»
Вопросы:
- Как называется наш детский сад?
- Как называется улица, на которой находится детский сад?
- Назови имена отчества воспитателей, помощника воспитателя, заведующей.
- Какие здания расположены рядом с детским садом?
- Люди, каких профессий работают в детском саду?
Уровни усвоения материала
Высокий — 3 балла
Имеет высокий уровень знаний: самостоятельно называет улицу, на которой расположен детский сад, его название. Называет здания расположенные рядом с детским садом. Хорошо ориентируется в помещениях детского сада, знает их названия. Знает имена отчества сотрудников детского сада. Называет профессии людей, работающих в детском саду.
Средний — 2 балла
Имеет средний уровень знаний: с помощью наводящих вопросов педагога дает развернутые ответы на вопросы: называет улицу, на которой расположен детский сад, здания расположенные рядом с ним, помещения детского сада, называет имена отчества воспитателей, профессии людей, работающих в детском саду.
Низкий — 1 балл
Имеет низкий уровень знаний: имеет отрывочные знания о детском саде.
I раздел «Из истории жилищ»
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с образом жизни человека в древности;
- Познакомить детей с условиями изменения быта людей;
- Обогащать знания детей о строительных профессиях и строительном материале;
- Дать представление о многообразии жилищ.
Компетентность ребёнка:
- Имеют представления о строительных профессиях;
- Умеют рассказывать о профессии человека, стремятся включиться в трудовой процесс (посредством игры);
- Имеют элементарные представления об эволюции и многообразии жилищ.
Перспективно – тематическое планирование по разделу «Из истории жилищ»
№ |
Образовательная область
|
Месяц |
Мероприятия |
Примечания |
I. |
Познавательное развитие
|
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
в течение года |
ü Игра-занятие «Из истории жилища» ü Игра-занятие «Ознакомление с традициями и бытом русского народа» ü Игра-занятие «Жители тундры» ü Беседа «Как появились первые дома?» ü Знакомство с многообразием жилищ разных народов
|
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5 |
II |
Коммуникация |
февраль
март
апрель |
ü Игра - занятие «Как жили люди на Руси» ü Игра-занятие «Быт и основные занятия людей» ü Беседа» «Путешествие в прошлое»
|
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8 |
III |
Социализация |
Октябрь-май |
ü Дидактические игры «Разрезные картинки», ü «Найди отличия», ü «Домино», ü «Пазлы»
|
Приложение 9 |
IV |
Предметно-развивающая среда |
Октябрь-май |
ü Познавательная литература об эволюции жилищ, ü Иллюстрации жилищ разных времен, ü Подборка рассказов об истории возникновения г. Надыма, ü Дидактические игры ü Ширма «Эволюция жилищ» ü Буклет «От пещеры до высотки» ü Макеты жилищ «шалаш», «чум», «изба», «многоэтажный дом».
|
Приложение 10 |
V |
Работа с родителями |
Октябрь-май |
ü Изготовление макетов жилищ ü Беседы с детьми об эволюции жилищ ü Чтение познавательной литературы
|
|
II раздел «Город, в котором я живу»
Цель: продолжать формировать интерес детей к «малой Родине»
Задачи:
- Дать детям общие сведения о градообразующих предприятиях, достопримечательностях нашего города;
- Расширять знания о географическом положении места, где живёт ребёнок (город – он состоит из посёлков и улиц).
Компетентность ребёнка:
- Знает название малой Родины – родного города, название центральных улиц;
- Знает название градообразующих предприятий города, его достопримечательностей;
- Умеет рассказать о сходствах и различиях между городом и селом;
- Проявляет интерес к событиям, происходящим в городе.
Перспективно – тематическое планирование по разделу «Город, в котором я живу»
№ |
Образовательная область |
Месяц |
Мероприятия |
Примечания |
I. |
Познавательное развитие
|
сентябрь
октябрь-май |
ü Беседа «Знакомство с достопримечательностями города» ü Рассматривание альбомов, фотографий с изображением достопримечательностей города, улиц. ü Экскурсии к Вечному огню, в библиотеку. ü Беседы с детьми «Где я живу», «Улицы нашего города». ü Викторина «Знаете ли вы свой город?»
|
Приложение 11
Приложение 12
|
II |
Коммуникация
|
Сентябрь-май
апрель
май |
ü Рассматривание фотографий и чтение художественной литературы о нашем городе, заучивание стихотворений. ü Игра-занятие «Составление рассказа из личного опыта «Дом, в котором я живу». ü Беседа о строительных профессиях. ü Чтение стихотворений о строительных профессиях. |
Приложение 13
Приложение 14
|
III |
Социализация |
в течение года |
Дидактические игры: ü «Разные дома», ü «Узнай, где я нахожусь», ü «Расскажи про свой город», ü «Путешествие по городу» Лексико-грамматические игры и упражнения: ü «Назови по образцу», ü «Назови ласково», ü «Скажи со словом городской», ü «В нашем городе», ü «Что у вас, а что у нас?» Сюжетно-ролевые игры: ü «Строительство», ü «Путешествие по родному городу» |
Приложение 15
Приложение 16 |
IV |
Предметно-развивающая среда |
в течение года |
ü Карта города с указанием улиц, ü Герб города Надыма, ü Рассказы, стихотворения о Надыме, ü Книги надымских писателей, ü Иллюстрации, фотографии ü Макеты зданий, памятников города, Серии альбомов: ü «Улицы города» - иллюстрации, фотографии. ü «Путешествие по городу: парк, музей, кинотеатры» - иллюстрации, фотографии, ü «Надым промышленный» - иллюстрации, фотографии спортивных предприятий города; различных профессий: газовик, строитель, нефтяник и др. ü «Надым спортивный» - иллюстрации, фотографии спортивных сооружений города, ü Атрибуты к сюжетно-ролевым играм по профессиям, ü Дидактические игры
|
|
V |
Работа с родителями |
в течение года |
ü Продолжать сбор материала для альбома «Наш город», ü Привлекать родителей к изготовлению макетов зданий, атрибутов к сюжетно-ролевым играм, ü Организовать выставку рисунков «Двор моей мечты». |
|
III раздел «Мой любимый детский сад»
Цель: расширять представления о семье, о детском саде.
Задачи:
- Углублять представления о семье, её составе, близких родственниках, способах поддержания родственных связей;
- Воспитывать в поступках и действиях доброе отношение к членам семьи и родному дому, формировать привычку выполнять свои домашние обязанности;
- Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях и на территории детского сада;
- Формировать уважительное отношение к работникам детского сада.
Компетентность ребёнка:
- Знает и называет членов своей семьи по именам;
- Имеет представление о родственных связях (сын, дочь, внук, внучка);
- Свободно ориентируется в помещении и на участке детского сада, на территории ближайшего микрорайона (может самостоятельно дойти до магазина, аптеки и т.д.);
- Знает имя и отчество сотрудников детского сада;
- Знает место работы своих родителей, содержание их труда.
Перспективно – тематическое планирование по разделу «Мой любимый детский сад»
№ |
Образовательная область |
Месяц |
Мероприятия |
Примечания |
I. |
Познавательное развитие
|
сентябрь |
Беседы: ü «Моя семья», ü «Выходной день в семье», ü «Как росли мои родители, бабушка и дедушка», ü «Традиции моей семьи», Беседы о пользе домашнего труда: ü«Если мама устала», ü «Мои домашние обязанности». ü Целевые прогулки по участку детского сада, к соседнему детскому саду. ü Рассматривание и обсуждение семейных фотографий и фотографий из жизни детского сада. |
|
II |
Коммуникация
|
|
ü Рассматривание фотографий детского сада и чтение художественной литературы о детском саде, заучивание стихотворений. ü Игра-занятие «Детский сад. Профессии» ü Составление рассказа по серии сюжетных картинок «День в детском саду», ü Составление рассказа о профессии по сюжетным картинкам.
|
Приложение 19
Приложение 20
Приложение 21
|
III |
Социализация |
|
Лексико-грамматические игры и упражнения: ü «Что делают дети?», ü «Какой? Какая?», ü «Нужные предметы», ü «В нашей группе», ü «Один-много», ü «Семейка слов» Сюжетно-ролевые игры: ü «Строительство», ü «Детский сад», ü «Новоселье» Конструктивные игры : ü «Нарисуй и построй», ü «Детский сад моей мечты»
|
Приложение 22 |
IV |
Предметно-развивающая среда |
|
ü Художественная литература о детском саде, о семье, ü Иллюстрации, фотографии детского сада, ü Альбом «Мой любимый детский сад», ü Макет детского сада, ü Карта города с указанием улицы Набережной им. Оруджева, детского сада, ü Атрибуты к сюжетно-ролевым играм, ü Дидактические игры
|
|
V |
Работа с родителями |
|
ü Оформление альбома «Наш детский сад», «Моя группа», ü Привлекать родителей к изготовлению макетов детского сада, атрибутов к сюжетно-ролевым играм, ü Организовать выставку рисунков «Детский сад моей мечты».
|
|
Библиография
- Выготский Л.С. Основы дефектологии. С.Пб. 2003 г.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
- Смирнова Л.Н. Развитие речи у детей 5-6 лет. М. «Мозаика-Синтез», 2007 г.
- Фалькович Т.А. Развитие речи М. «ВАКО», 2005 г.
- Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. М. «Сфера», 2005 г.
- Нищева Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР . С.П. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007 г.
- Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М. «Аркти», 2005 г.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М. «Сфера», 2002 г.
- Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. М. «Сфера», 2009 г.
Открыть методическое пособие «Домашние истории» методическое пособие Домашние истории.doc (3.81 МБ)
Внимание! Настоящее пособие является объектом права собственности и защищена Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Учебное пособие может быть использовано для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства!
Способы и методы защиты прав:
Если произведение было использовано без согласия правообладателя (за исключением специально предусмотренных ГК РФ специальных исключений,
то правообладатель может использовать для защиты своих исключительных прав все способы и методы, предоставленные гражданским, административным и уголовным законодательством).
«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000754 дата отправки 20.10.2012 № квитанции 62502652822660
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf