Дидактическое пособие - лэпбук «Муркина школа финансов»

  ср., 21.04.2021

Автор:

Зотина Нина Александровна,

воспитатель

МАДОУ детский сад № 146 города Тюмени

Для знакомства детей с миром экономики мной был создан лэпбук

«Муркина школа финансов» для детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет). Это очень интересное, многофункциональное пособие.

Цель: помочь детям пяти – семи лет войти в социально – экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Задачи:

Образовательные: формировать представление об истории появления денег; познакомить с понятием обмена «бартер»; совершенствовать умение считать монеты и отличить монеты и банкноты по номиналу, делать размен; закреплять представления детей о внешнем виде и названии наиболее распространенных купюр (банкнот) разных стран, познакомить с понятием «валюта»; закрепить знания детей о разных профессиях и как при помощи своего труда можно заработать деньги, познакомить с понятием – предприниматель; формировать умение детей распределять расходы по доходам семейного бюджета; совершенствовать умение детей отличать профессии людей, оказывающих услугу от профессии производящих товар; формировать способность детей рекламировать товар и знать о её назначении;

Развивающие: развивать умение рассуждать и делать выводы;развивать сообразительность, мышление, речь;развивать умение детей использовать игры лэпбука в разных видах деятельности;

Воспитательные: воспитывать желание детей повышать финансовую грамотность и использовать знания в жизни; воспитывать бережное отношение к деньгам и дружеские взаимоотношения в детском коллективе;

Составляющие лэпбука:

Дидактическое пособие лэкбук «Муркина школа финансов» представляет собой папку – раскладушку из шести листов формата А4. На страницах папки имеются клапаны с зажимами для игр, вращающиеся диски, распашные модули с секретом (цветы), книжки - блокноты загадок и истории, за ламинированные карточки – картинки, конверты, в которых собрана вся информация по теме. Лэпбук может быть использован, как самостоятельное пособие, либо как вспомогательный познавательно – игровой материал в разных видах детской деятельности. Дети совместно с Муркой познают мир игр по финансовой грамотности, приобретая знания.


Описание дидактического материала:

1.«Как появились деньги»

Цель: познакомить детей с историей возникновения денег и о их значении в жизни человека.

Материал: картинка с этапным появлением денег.

Дошкольникам будет интересно узнать, что когда -  то давно люди обходились без денег. Но со временем возникло разделение труда: одни занимались только разведением скота, другие выращивали зерно и у каждого народа были свои предметы обмена. Возникла проблема бартера, поэтому было трудно решать, сколько же мешков зерна нужно выручить за лошадь. Так и придумали деньги. В творческой деятельности для игры дети могут создать чеканки.


2. Игра «Обмен товаром».

Цель: формировать умение практически осуществлять «процесс обмена», познакомить с понятием «бартер».

Материал: вращающиеся диски с секторами; карточки картинки с товаром на зажиме.

Игроки вращают диск с секторами по очереди и рассказывают об обмене товаром одного на другой. В социально – коммуникативной деятельности дети могут устроить сюжетно – ролевую игру «Ярмарка», на которой они будут совершать обмен товаром при помощи картинок карточек с разной продукцией (например -  хлеб, мясо, жемчуг и т.д.)

3. Игра «Посчитай деньги» расположена на клапане папки.

Цель: познакомить детей с номиналом денег и научить считать их.

Материал: карточки – примеры из монет; монеты.

Игроки берут карточки – примеры, решают их и в пустую клеточку вставляют ответ, подбирая монеты из существующего номинала. Тем самым дети знакомятся с понятием «сдача», «размен». Используя монеты из этой игры, игроки могут организовать сюжетно – ролевую игру «Поможем Мурке купить продукты на ужин». В этой игре закрепляются математические понятия - состав числа.

4. Игра «Где хранят деньги?»

Цель: закрепить знания детей о том, где можно хранить деньги.

Материал: распашной модуль с секретом (цветок).

Игроки поочерёдно открывают лепестки цветка и узнают, где можно хранить деньги. Дети рассказывают, а где же они хранят деньги – используя речевую деятельность, выясняют, где безопаснее хранить деньги. Прочесть сказку К. Чуковского «Муха Цокотуха», провести беседу, правильно ли муха распорядилась найденной денежкой?

5. Игра «Деньги мира»

Цель: познакомить детей с внешним видом и названием купюр разных стран, выявить сходства и различия; познакомить с понятием «валюта».

Материал: кошелёк с раскладывающейся лентой купюр.

Игроки рассматривают внешний вид купюр, совместно с воспитателем знакомятся с названием купюры, ищут сходства и различия. В художественно – творческой деятельности дети могут придумать и нарисовать свою купюру, в дальнейшем используя в сюжетно – ролевой игре «Путешествие за границу».

6. Игра «Бюджет семьи»

Цель: формировать представление детей о семейном бюджете; знакомить с понятием «доходы», «расходы» и учить их классифицировать.

Материал: картинка «Семейный бюджет»; два распашных модуля (цветка) – семейные доходы, семейные расходы; карточки – картинки на зажимах (телевизор, яйца, овощи, обувь, автомобиль и т.д.) и сигнальные карточки - жёлтый, красный.

В данной игре игроки могут узнать, как формируется семейный бюджет, какие существуют статьи дохода из раскладного модуля, а также куда тратятся деньги, т.е. статьи расхода (познавательно - исследовательская деятельность). Дети узнают, как можно распределить семейный бюджет и на чем можно сэкономить. Дети, используя речевую деятельность и художественно – творческую деятельность, рассказывают о бюджете своей семьи и рисуют необходимые расходы их семьи. При помощи картинок – карточек можно закрепить знания в подвижной игре. На два стола ставятся сигнальные карточки – жёлтая, красная, а в противоположной стороне по середине между командами стол с разложенными карточками – картинками. Дети переносят к жёлтому сигналу – необходимые расходы, а к красному – лишние расходы.

7. Игра «Профессии»

Цель: формировать умения детей делить профессии людей на оказывающих услуги и производящих товар.

Материал: сюжетные карточки – картинки с профессиями людей; логотипы и зажимы.

Игроки прикрепляют на зажимы к логотипу сюжетные карточки – картинки, подбирая профессии людей, оказывающих услуги и производящих товар. Эти же сюжетные картинки профессий можно использовать для речевой деятельности, расскажи «Какая тебе профессия нравиться и почему». Используя художественно – творческую деятельность, можно изготовить оборудование для той или иной профессии.

8. Игра «Услуги и товары сказочных героев»

Цель: закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение и любовь к любой работе.

Материал: предметные и сюжетные картинки с изображением труда – изготовление товаров или предоставление услуг в сказках: Тюбик рисует, Машенька варит варенье, Красная Шапочка несёт корзину с пирожками и т.д.

Игроки по порядку выкладывают в определённом алгоритме карточки – картинки: 1- сказочный герой, 2- оборудование или материал необходимый для труда, 3- товар или услуга, которая получилась. Затем дети составляют рассказ и делают вывод, кто из сказочных героев производит товар, а кто оказывает услугу. При помощи этих картинок можно разыграть театрализованный сюжет «Каждый труд необходим».

9. Игра «Как заработать деньги»

Цель: закрепить знания детей о профессиях, их характерных атрибутах и как при помощи своего труда можно заработать; познакомить с понятием «предприниматель».

Материал: предметные картинки; сюжетные карточки - картинки.

 

Игроки делятся на подгруппы или индивидуально обдумывают и выкладывают картинки в определённом алгоритме: 1. Выбирают профессию, 2. Подбирают помещение в котором будут продавать свой труд, 3. Подбирают оборудование, материалы или продукты для своего труда, 4. Конечный результат – продукт, который он изготовил и может его продать, тем самым зарабатывая деньги. Используя эти же картинки и алгоритм, дети могут построить помещение и нарисовать конечный результат, который они будут продавать.

10. Игра «Придумай рекламу»

Цель: формировать умение у детей придумывать рекламу.

Материал: предметные и сюжетные карточки – картинки; зажимы.

Игрок выбирает карточку – картинку, прикрепляет её на резинку клапана папки и рекламирует свой товар, так чтобы другому захотелось купить. В конце определяются победители, у кого больше купили товара. Используя эти же карточки – картинки, можно дорисовать рекламу сделав баннер или листовки. Организовать театрализованную игру «Реклама на телевидении».

11. Игра «Собери купюру»

Цель: закреплять умение складывать из частей купюры России.

Материал: разрезные купюры России разного номинала.

Игроки собирают купюры из частей, рассказывают, чем они отличаются друг от друга (номиналом и достопримечательностями).

12. Загадки и истории денег

Цель: знакомство с загадками и историей денег на финансовую тематику.

Материал: два блокнота.

В конце на клапане папки раскладушки находятся два блокнота: загадки и истории денег, в познавательной деятельности, дети при помощи взрослого могут познакомиться с историей денег и отгадывать загадки на финансовую тематику.

Результативность использования лэпбука

Дети смогут:

v Различать деньги по номиналу, считать их и делать размен;

v Совместно с семьёй планировать семейный бюджет (расходы, доходы), научаться экономить и приумножать;

v Реально оценивать рекламу в жизни;

v Осознавать взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги»;

v Могут отличить профессии людей, оказывающих услугу от производящих товар;

v Уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

v Ценить полученные знания по финансовой грамотности и применять их в жизни;

Список литературы:

  1. Интернет ресурсы. Сборник дидактических игр по финансовой грамотности дошкольников. https://infourok.ru/sbornik-didakticheskih-igr-po-finansovoy-gramotnosti-doshkolnikov
  2. Финансовая грамотность/ методическое пособие АЛМА. – Санкт – Петербург/ www.myalma.ru

 

  «Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008226

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Комментарии 1
Динара 08.01.2022 19:49 #
Здравствуйте, можно у вас преобрести? Сколько будет стоить?
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 5935
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.