«Арифметическая линейка»

  сб., 12.12.2020

Автор:

Федоткина Галина Павловна

воспитатель высшей кв. категории

МАДОУ "Нижнетавдинский детский сад "Колосок"

 

«Арифметическая линейка»

Дидактическое пособие для   развития математических способностей  детей старшего возраста

Счет и вычисления — основа порядка в голове.

 (И. Песталоцци)

Детский сад выполняет много разнообразных  функций, но одной  функцией особенно заинтересованы родители   - в подготовке будущих первоклассников.  От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Для современного этапа развития школьного математического образования характерен переход от экстенсивного обучения к интенсивному обучению.

Описание работы: хочу представить вашему вниманию  дидактическое пособие по математике  для детей старшего дошкольного возраста  «Арифметическая линейка» (идею линейки  увидела на просторах интернета).

Цель: Формирование  у детей знаний  о составе  чисел  в пределах  десяти.

Актуальность:  Я считаю данное дидактическое пособие актуальным для решения математических задач, так как знание состава  чисел для будущих школьников,   является важным умением  в математике.

   С помощью данного пособия можно  развить у ребенка математические способности, логику, мышление, память,  мелкую моторику.

Используя арифметическую  линейку  в индивидуальной работе с детьми,  можно  решить несколько задач:

- формирование знаний  у детей  о «прямом  и обратном счете»,  

- изучение и закрепление понятия «соседи числа», 

 - знакомство с «составом чисел от 1до 10»,

 - решение арифметических  примеров  на сложение и вычитание  в пределах первого десятка.

Варианты использования арифметической линейки в работе с детьми старшего дошкольного возраста ( 5-7 лет)

1. «Соседи числа»

Передвигаем «окошко» на нужное  (заданное) число и определяем (называем) соседей справа и слева  от «окошка»  с заданным числом.

Например : назови соседей числа 7


2. «Прямой и обратный  счет»

Передвигаем «окошко» вправо называем числа  в нижнем ряду:

 1,2,3,4 и т.д. по порядку , объясняем ребенку -  это прямой счет


Передвигая «окошко»    в верхнем ряду и называя числа:  10,9,8,7 и т. д., объясняем ребенку  - это обратный счет.


 Для изучения и закрепления цифр и чисел проводятся различные игры.

Например:  игра «Найди и покажи цифру». Дети находят определенную цифру и передвигают « окошко» на заданную цифру

3. «Состав числа»

Использую линейку для  изучения образования чисел от1 до 10.

Например: образование числа 7.

Ребенок двигает линейки, так чтобы  и в  верхнем,   и в  нижнем  «окошке» было видно число 7, обращаем внимание ребенка на верхний и нижний ряд чисел  между «окошками»:

6 ,5,4,3,2,1 – верхний

1,2,3,4,5,6 – нижний ряд

Объясняем, что  число «7» состоит из  «6и1»,  «5и2», «4и3» и т.д.

4. Решение примеров на сложение и вычитание

Использую на закрепление выполнения арифметических действий на сложение и вычитание.

Если на сложение (+),  то  обращаем внимание на нижнюю часть линейки (на числа красного цвета), если на вычитание  (-), то на верхнюю часть линейки (числа синего цвета).

Решаем примеры: 5+2=7. Сначала передвигают «окошко»  на цифру 5,  затем «окошко»  двигаем на  2 шага вправо, получается 7 (дети передвигают окошко 2 раза и в нем появляется цифра 7).

Решаем примеры: 5-2=3.  Сначала передвигают « окошко»  на цифру 5,  затем «окошко»  двигаем на  2 шага вправо, получается 3 (дети передвигают окошко 2 раза и в нем появляется цифра 3).

Примеры на вычитание   можно решать и другим способом

Например : 9-1=8


Двигаем  «окошечки» на нужное нам число – 9


и смотрим на  «поле»,


 на «поле» находим число 1 (это число мы отнимаем) , смотрим  на число над ним  - видим число 8 (это и будет ответ заявленного примера)


Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для детей старшего дошкольного возраста  «Арифметической линейки»

 

Изготовить такую линейку самостоятельно  очень просто.

Я  предлагаю  вашему вниманию  мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Арифметическая линейка»

 

Для  работы нам потребуется:

1)  цветной картон для  «окошка»;

2)  2 полоски с числовым рядом  (прямой  - красного цвета и обратный счет синего цвета);

3)  прозрачный  и двухсторонний скотч;

4)  цветные  5)  ножницы;

6) клей;

7) белый картон для укрепление  числовых лент.

Две числовые «линейки» с прямым и обратным счетом  разного  по цвету, нужно наклеить на картон для плотности

Наклеить  прозрачным  скотчем  для прочности.


Вырезаем линейки, оставляя «хвостики» около цифры «1»

Далее приступаем к изготовлению «окошка»

Сворачиваем полоску нужной ширины (ширина  должна соответствовать ширине цифры)  цветного картона пополам. 

На одной стороне  делаем отверстие «окошко»



Далее приклеиваем закрытую часть  на двухсторонний скотч со стороны цифры «1» , там где цифра «10» должно находиться «окошко» - оно должно свободно передвигаться.


Приклеить  «0»  на закрытую часть «окошка».


 Вставить линейки с двух сторон в «окошки»   и тренажер  готов к применению.


Данный тренажер  можно изготовить  по количеству детей  в группе  (для индивидуальной работы) и одну большую (для демонстрации).


Детей данное  пособие  заинтересовало,  надеюсь, заинтересует и Вас!

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0007859

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Комментарии 1
Belezar 05.12.2022 19:49 #
number printables
https://wunderkiddy.com/category/5-6-years
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 98617
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.