«Умный дом» по ТРИЗ-технологии

  ср., 05.02.2020

Автор:

Иванова Елена Юрьевна,

 воспитатель

МАДОУ Боровский детский сад «Журавушка»

«Умный дом»

Дословно ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. Это одна из известных и популярных инновационных педагогических технологий.

Целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Задачи – в зависимости от примерного комплексного тематического планирования. 

ТРИЗ для детей – это гимнастика для интеллекта и воображения.

Организация такого наглядного пособия может осуществляться в совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей , при проведении режимных моментов. [1]

Данное методическое пособие предназначено для знакомства детьми с функциями и составными частями каких либо объектов, которые выбираются в зависимости от примерного комплексного тематического планирования. 

Содержание игрового пособия: На этажах «Умного дома» красный цвет означает подсистему объекта (составные части объекта, как получаем рассматриваемый объект), желтый – систему (сам объект), зеленый – надсистему (функция объекта, для чего предназначен объект?). Таким образом рассматривается любой объект.

Методические рекомендации: 

Тема недели «23 февраля»:

Воспитатель показывает картинку с изображением солдата (2 этаж – Желтый).

Воспитатель: Если мы посмотрим на первый красный этаж дома, мы увидим, что нужно для того, чтобы стать солдатом – мальчик (мужчина), форма и оружие для защиты. Если мы посмотрим на третий этаж «Умного дома», мы увидим, для чего нужен солдат.

Дети: Чтобы был Мир, чтобы защищать слабых, женщин и детей.

Тема недели «Осень. Урожайная»


Воспитатель показывает картинку с изображением репчатого лука (2 этаж – Желтый).

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что изображено на втором этаже нашего дома?

Дети: Лук.

Воспитатель: Правильно! Кто мне скажет, как лук выращивают и какие условия для этого нужны? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, рассмотрим лук.

- Скажите, лук какую форму имеет? (Круг, шар, овал)

- Какого цвета? (Коричневая, золотистая, синий, белый)

- Как называется верхняя часть лука? (одежда лука) (Шелуха)

- А кто сможет показать, откуда будут расти корешки?

- А кто сможет показать, откуда будет расти перо лука? (обращать внимание на «Умный дом» 1 этаж)

- Для чего мы сажаем лук? (Ответы детей – чтобы получить зеленый лук - перо) – обращать внимание на «Умный дом» 3 этаж.

- Для чего нам нужен зеленый лук? (Ответы - в зеленом луке много витаминов, они нужны, чтобы не болеть.)

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что нужно сделать для того, чтобы вырастить зелень – перо лука. (Посадить и поливать).

Воспитатель: Конечно, нужно лук посадить и поливать, давайте вспомним, что еще нужно растениям для роста? (надсистема «Умный дом» - 1 этаж)(Ответы-земля, вода, свет, тепло). А у нас вами есть всё в группе, чтобы вырос лук? Луковицу можно посадить в воду и в землю, чтобы выросла зелень.

По надсистеме «Умного дома» (1 этаж) дети ведут дальнейшее наблюдение фаз роста луковицы, сравнивая ее с посаженным луком во время образовательной деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Посадка лука» в средней группе.

Цель: организовать совместную познавательно-исследовательскую деятельность взрослого с детьми.

Задачи:

-Научить детей сажать лук;

-Закрепить знания детей о строении лука;

-Формировать представление детей о пользе лука;

-Углубить знания об условиях для комфортного роста растений;

-Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле, развивать трудовое умение, вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука, желание ухаживать за ним.

Оборудования и материалы: Чиполлино (помощник воспитателя), волшебная корзинка, луковицы на каждого ребенка, ящик для посадки лука с землей, лейка, бутылка с водой, фартуки, раскраски, совок.

Ход занятия. 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости. Кто это?

Дети: Чиполлино!

Чиполлино: Здравствуйте, мои друзья!

Дети: Здравствуй, Чиполлино!

Чиполлино: Ребята, я пришел к вам не просто так, а с большой просьбой. Но прежде чем я вам о ней расскажу, отгадайте загадки:

1. Сидит дед во сто шуб одет;

2. В десять одёжек плотно одет,

    Часто приходит к нам на обед.

    Но лишь за стол ты его позовешь,

    Сам не заметишь, как слезы прольешь. (Дети-лук).

Воспитатель: Конечно - это лук! А это овощ или фрукт? Где он растет? (ответы детей.) 

Чиполлино: Дорогие друзья, мой дедушка попросил посадить лук, а я не умею. Помогите мне пожалуйста. В моей корзине лежат луковицы и все, что нужно для посадки.

Воспитатель: А у нас есть «Умный дом»  который поможет нам узнать, для чего выращивают лук и какие условия для этого нужны.

Воспитатель: Ребята, рассмотрим лук.

- Скажите, лук какую форму имеет? (Круг)

- Какого цвета? (Коричневая, золотистая)

- Какой на ощупь лук? (Трогают- жесткий)

- Как называется верхняя часть лука? (одежда лука) (Шелуха)

- А кто сможет показать, откуда будут расти корешки?

- А откуда будет расти зелень? (обращать внимание на «Умный дом»)

- Для чего мы сажаем лук? (чтобы получить зеленый лук)

- Для чего нам нужен зеленый лук? (Ответы - в зеленом луке много витаминов, они нужны, чтобы не болеть.)

- Правильно, молодцы. Действительно, лук нужно обязательно употреблять в пищу. Он очень полезен. Про него говорят: Лук от семи недуг. Что такое недуг? (Ответы - когда болеют).  В луке содержится очень много витаминов, которые помогают организму противостоять простудным заболеваниям. Лук больше всего полезен в свежем виде, но нужно кушать вареным и жареным.

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что нужно сделать для того, чтобы вырастить зелень. (Посадить и поливать).

Воспитатель: Конечно, нужно лук посадить и поливать, давайте вспомним, что еще нужно растениям для роста? (надсистема «Умный дом» - первый этаж)(Ответы-земля, вода, свет, тепло). А у нас вами есть всё в группе, чтобы вырос лук? Луковицу можно посадить в воду и в землю, чтобы выросла зелень.

Воспитатель: Сегодня я покажу вам, как можно сажать луковицу в землю – у нас есть ящик с землей, лук, лейка и фартуки. (достаю). Но сначала мы немного отдохнем. Встали.

Солнышко, припекай наш лучок согревай -

(дети поднимают руки вверх и качаются)

Лучок вырастет большой, (показывают на лучок, поднимают руки снизу вверх)

Будем кушать мы с тобой (гладят себя по животику)(2раза)

Практическая часть.

Воспитатель: - А сейчас мы приступим с вами к посадке лука, давайте оденем фартуки.

1) Сделать углубление в земле;

2) Взять луковицу и опустить её в ямку носиком вниз.

3) Присыпать землёй, оставляя верхнюю часть луковицы.

4) Полить.

Теперь я предлагаю вам посадить луковицы. ( Под индивидуальным контролем воспитателя и помощника)

Воспитатель: Ребята, мы посадили лук, куда поставим ящик, чтобы было светло и тепло?

Дети: Мы поставим ящик на окошко.

Воспитатель: Верно! А теперь снимем фартуки и помоем руки с мылом.

Итог:

Давайте ещё раз вспомним, что мы знаем о луке. (ответы).

- Почему полезно есть лук? (Ответы детей)

- Какую часть лука употребляют в пищу? (Саму луковицу и зелень)

- Молодцы. Ребята всё запомнили, аккуратно все посадили лук, и мы будем наблюдать, как растет лук, (компьютер –картинка рост лука, а потом будем обязательно кушать лук, чтобы укреплять своё здоровье, потому что лук – это витамины. 

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? (Да). Чиполлино, а тебе?

Чиполлино: Спасибо, ребята, Я все понял. У меня для вас есть подарки. (достает раскраски и раздает детям).

Используемая литература:

  1. Гин С.И.Триз-педагогика для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей. – М.: КТК «Галактика», 2018. – 138.: ил.
  2. https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-metodov-tehnologi-triz-v-dou.html
  3. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 352 с.

  «Свидетельство публикации в СМИ» Серия А №  0007252 


Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 80
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Настоящий информационной ресурс tmndetsady.ru (Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выдано Роскомнадзором) является объектом права собственности и защищен Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.
  • Мы принимаем Яндекс.Деньги