Авторские пособия по развитию сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста по методике М.Монтессори

  ср., 20.11.2019

Автор:

Кутайгулова Рина Марсельевна

воспитатель МАДОУ «Детский сад № 40 -

Центр развития ребенка» г.Тобольска

Авторские пособия по развитию сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста  по методике М.Монтессори

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.

В рамках нашей темы по самообразованию «Развитие сенсорных способностей детей  младшего дошкольного возраста» мною были разработаны дидактические пособия. Данные пособия выполнены из подручного материала, они безопасны, экологичны и уникальны,  предназначены для детей младшего дошкольного возраста и могут использоваться как на групповых, так и на индивидуальных занятиях.

Дети с удовольствием играют с данными пособиями. Играя с такими пособиями, они запоминают цвета и соотносят цвет, начинают различать величину, форму, количество предметов (один-много), а также у них развивается речь, творческие способности, любознательность, наблюдательность, пополняется словарный запас.

«Развивающая пирамидка»

Цель: развитие сенсорных способностей детей.

Задачи:

- развивать мелкую моторику рук;

- расширять представление детей о цвете, форме и величине предмета;

- развивать память, внимание, мышление;

- формировать способность сравнивать две группы предметов способом наложения и приложения, обозначать результат сравнения словами «поровну», «столько-сколько».

  

Из чего сделано:

1) взяли белую картонную коробку;

2) обклеили коробку разными по величине и разноцветными (синяя, зеленая, желтая, красная) полосками из самоклеющейся бумаги;

3) сделали разные по диаметру  отверстия на каждой полоске (3 маленьких отверстия на синей полоске, 4 маленьких - на зеленой полоске, 4 средних - на желтой полоске, 5 больших - на красной полоске);

4) в отверстия вставлены и закреплены соответствующие по диаметру бочонки с белыми крышками из под гуаши (крышки обклеили разноцветной (по цвету полоски) самоклеющейся бумагой);

5) положили в бочонки деревянные пуговки из 4 цветов (синие, зеленые, желтые, красные).

 К данному пособию дополнительно прилагаем следующее пособие:

1) взяли белую картонную бумагу;

2) прилепили на бумагу липучки по 4 ряда;

3) вырезали разные по диаметру кружочки из цветной бумаги (синий, зеленый, желтый, красный);

4) приклеили к кружочкам липучки.

 

Непосредственно с пособием можно играть так:

1. На развитие мелкой моторики рук «Кто быстрее» (дети должны открутить и закрутить крышки от бочонков).

2. На формирование элементарных математических знаний («Посчитай», «Посчитай по порядку» «Посчитай – не ошибись!»

3. На закрепление цвета и формы («Найди красное, синее и т. д.,» «Разложи  пуговки по цветам  и диаметру»).

4. На формирование внимания и способности сравнивать две группы предметов «Разложи по образцу» (работа с основным и дополнительным пособиями одновременно).

 «Что за эта фигура?»

 Цель: развитие сенсорных способностей детей.

Задачи:

- формировать представления о свойстве предметов: цвете, форме (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник), величине (большой, меньше, самый маленький, длинный - короткий, широкий - узкий, высокий - низкий;

- развивать мелкую моторику рук и тактильной чувствительности (твердый, мягкий, гладкий, шершавый);

- развивать память, внимание, мышление.

Из чего сделано:

1)       взяли белую картонную бумагу;

2)       разложили на бумагу геометрические фигуры из разных предметов разной формы, цвета и свойств:

треугольник, квадрат, прямоугольник вырезали из губки для мытья посуды (желтый, синий, зеленый цвета, гладкий - шершавый);

за круг взяли тоже круглую губку красного цвета для мытья посуды;

формы ладошек вырезали из бытововой тряпки (большая, средняя, маленькая, мягкая);

отрезки-дорожки сделали из куска ткани и палочки для мороженого (длинный - короткий, мягкий - твердый);

дорожки синего цвета сделаны из резиновых ковриков (широкая - узкая, гладкая);

для обозначения высоты взяли резиновые детали игрушечного молотка (высокий - низкий). 

С пособием можно играть в следующие игры:

1. На развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук «Прошагай» пальчиками правой, а затем левой руки по узкой и широкой дорожкам» «Пальчики шагают по длинной и короткой дорожкам».

2. На формирование тактильных ощущений («Угадай на ощупь» (твердый, мягкий, гладкий, шершавый).

3. На закрепление цвета и формы («Найди красное, синее, зеленое, желтое» «Найди и покажи геометрические фигуры»).

4.На формирование внимания, мышления «Подбери соответствующую ладошку», «Высоко - низко».

 «Осеннее дерево»

 Цель: развитие детей цветовосприятия.

Задачи:

- формировать представления о цвете (зеленый, желтый, красный, коричневый) и величине (широкий - узкий);

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать память, внимание, мышление.

Из чего сделано:

макет дерева из картона, обклееная разными по размеру полосками (широкая и узкая) из фетра разного цвета (жёлтый, красный, зелёный, коричневый);разного цвета листочки из фетра на липучках.

С пособием можно играть в следующие игры:

  1. На развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук «Прикрепи листочки на дерево» (на узкую полоску или на широкую полоску).
  2. На закрепление цветовосприятия («Подбери соответствующие листочки к полоскам по цвету».

Работая над развитием сенсорных способностей детей, можно добиться определённых результатов. По моим наблюдениям у детей улучшается подвижность артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений, которые оказывают благоприятное влияние на развитие речи.

Список литературы:

  1. Дмитриева В.Г. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет. - М.: Эксмо, 2019. - 224 с. 
  2. Методические рекомендации к примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Мозаика» /авт.-сост. В.Ю. Белькович, Н.В. Гребенкина, И.А. Килдышева. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 96 с.

3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» / авт.-сост. В.Ю. Белькович, Н.В. Гребенкина, И.А. Килдышева. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 464 с.

Электронные ресурсы:

http://nsportal.ru

http://dohcolonoc.ru

http://maam.ru

 

Фотографии воспитателя Кутайгуловой Р.М.

Свидетельство публикации в СМИ» Серия А № 0006075

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 94
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Настоящий информационной ресурс tmndetsady.ru (Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выдано Роскомнадзором) является объектом права собственности и защищен Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.
  • Мы принимаем Яндекс.Деньги