«Использование экологических тактильных тренажеров в развитии межполушарных связей у детей с речевыми нарушениями»

  вс., 30.06.2019

Автор:

Сулейманова Ямилия Адисовна,

учитель-логопед

1 квалификационная категория,

педагогический стаж 10 лет

МАДОУ  «Детский сад №40 – Центр развития ребенка» г. Тобольска

Методическое пособие

«Использование экологических тактильных тренажеров в развитии межполушарных связей у детей с речевыми нарушениями»

Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а сензитивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного мозга еще не окончательно сформирована.

Наш мозг работает таким образом, что левое полушарие отвечает за управление правой половиной тела и ответственно  за абстрактно-логическое  мышление, а правое - управляет левой половиной тела и ответственно за пространственно-образное мышление. Распределение активности между полушариями постоянно чередуется, максимальная же эффективность работы мозга достигается в моменты одновременной активности обоих полушарий.  Именно поэтому игры и упражнения на развитие межполушарного взаимодействия (объединение правого и левого полушария в единую целостно работающую систему) так важны для дошкольников.

Для того чтобы усилить действие кинезиологических упражнений (комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, при котором полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы) с детьми с речевыми нарушениями, в логопедическую работу мною были включены самодельные экологические тактильные тренажеры. Они  повышают работоспособность и интерес ребенка, а также задействуют сенсорные ощущения и повышают тактильную чувствительность за счет структуры, запаха и строения дерева.

Материалы для изготовления тренажера: детские перчатки, мелкие спилы дерева, печати-штампики, фломастеры, клей-пистолет, подставки под крем (из магазина), скорлупа грецких орехов (половинки).

Упражнение 1. «Пианист»

Ставим пальчики обеих рук на спилы с картинками. Затем по команде учителя-логопеда поднимаем и опускаем пальчики на заданный счет. Например: робот  - 2 раза, самолет – 1 раз, ракета – 5 раз и т.д.

Упражнение 2. «Звуковой пианист»

Этот же тренажер можно использовать на автоматизацию звуков. Левая перчатка – на звук [Р] (ракета, робот, шар, вертолет, паровоз), правая перчатка  - на свистящие звуки (сумка, сарафан, самолет, замок, зеркало).  Можно просто проговаривать слова и нажимать пальчиком на спил.

Упражнение 3.  «Посчитай-ка»

Пальчики ребенка стоят на спилах, педагог называет слово (при усложнении руку и название пальца, например, левая-указательный), ребенок находит нужный спил и считает картинку от 1 до 5 (одна ракета, две ракеты,….пять ракет), нажимая при этом пальчиком на картинку.

 Упражнение 4. «Пальчики здороваются»

Перчатки одеваются на ручки таким образом, чтобы спилы находились на подушечках пальцев. Учитель-логопед называет пару картинок (например, вертолет-сарафан), ребенок «здоровается» нужными (в данном случае указательными) пальчиками. Далее можно усложнить это упражнение – здороваться не парными пальчиками, а например, средний – мизинец (ребенок сам выбирает руку и пальчик, то есть он может поздороваться мизинцем правой со средним левой руки и наоборот – мизинцем левой со средним правой).

Упражнение 5. 

Для этого упражнения понадобятся спилы двух разных цветов, мы используем красный и синий, так как в дальнейшем выполняем с ними звуковой анализ слов.

Высыпаем спилы в миску, справа и слева от миски выставляем игрушки-киндеры и даем ребенку инструкцию: «Выложи дорожку из красных спилов для Киндера, а из синих спилов для Смешарика, выкладывать нужно сразу двумя ручками, чтобы дорожки получились одновременно».

 

Упражнение 6. «Пальчики шагают»

Ребенок вставляет спилы или скорлупу грецких орехов в подставочки из-под крема. Ребенок «ходит» по ним указательными и средними пальцами обеих рук, проговаривая при этом слоговые дорожки, слова, чистоговорки (в зависимости от этапа автоматизации).

 Упражнение 7.

Ребенок, повторяя за учителем-логопедом пары слов, должен положить на спилы (скорлупки) необходимый символ твердости-мягкости (у нас мягкие помпоны двух цветов) одновременно двумя руками (например, педагог говорит: «круг-крюк», ребенок должен взять одной рукой синий помпон, а другой зеленый и одновременно положить на спил; «корона-корова» - взять одновременно два синих помпона и т.д.)Это упражнение используется на этапе дифференциации звуков.

 Литература

  1. Крупенчук О.И., Витязева О.В. Движение и речь: Кинезиология в коррекции детской речи. – СПб.: «Литера», 2019.
  2. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика. – Ростов н/Д: Феникс, 2019.

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0005886


Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 1886
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.