Комплекс тематических упражнений и заданий для речевого развития детей дошкольного возраста. |
ср., 10.10.2018 |
Автор-составитель:
Гуськова Татьяна Александровна,
учитель- логопед
МАДОУ детский сад № 186 города Тюмени
Методическое пособие "Комплекс тематических упражнений и заданий для речевого развития детей дошкольного возраста"
Коррекционно- образовательные цели
Уточнение, расширение и активизация словарного запаса Совершенствование навыков слухового внимания, грамматического строя речи, связной речи.
Коррекционно –развивающие цели
Развитие зрительного и слухового внимания, мышления, артикуляционной , тонкой и общей моторики, координации речи с движением, используя физ.минутку, формирование речевого дыхания , голосовых регистров . Формирование умение выделять нужную информацию из ряда данной информации, прививать умение планировать действия по выполнению инструкции и действовать по плану, умение выполнять словесную инструкцию.
Коррекционно – воспитательные цели
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Развивать умение работать в группе , воспитывать интерес к занятиям по развитию речи.
Оборудование
Тематические картинки ( при необходимости ), магнитофон, USB накопитель с инструментальной музыкой ( музыка подбирается на выбор педагога).
Тема: «Осень, золотые краски осени »
Инструкция педагога |
Выполняемые действия |
Общее расслабление |
|
Утром мы во двор идём, Листья сыплются дождём, И летят, летят, летят… Все уж спать они хотят. |
Шаги на месте Взмахи руками перед собой Взмахи Имитация сна |
Развитие общей моторики |
|
Дует, дует ветер, дует завывает Жёлтые листочки с дерева срывает Падают листочки прямо нам под ножки |
Энергичные взмахи руками Имитация срывания листьев Пальцами имитируем падение листочков и наклоняемся вперёд, дотрагиваясь до ног |
Развитие мелкой моторики |
|
Ветер по лесу летал, ветер листики считал: Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с берёзки золотой, Вот последний лист с осинки ветер бросил на тропинки |
Плавные волнообразные движения ладонями Загибают по одному пальчику на обеих руках
Спокойно укладывают ладони на стол |
Развитие артикуляционной моторики |
|
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц. Шли-шли, к мишиной берлоге подошли. Ему осенью хочется спать. Брусничка. Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их
Упражнения для губ и щек. Нам радостно и весело в осеннем лесу, улыбнемся друг другу и лесным обитателям. Хомячок-толстячок. Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Хомячок высыпал зерно в норке. Белочка грызет орешки.
|
Широко открыть рот, показать, как зевает Медведь. 5-раз
Имитирование жевательные движения приговаривать: ХММА-ХННА,ХММО-ХННО,ХММУ-ХННУ.-5 раз
Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты)-5 раз
Надуть обе щеки одновременно.
Втянуть щеки. Улыбнуться и постучать зубами. |
Упражнения для языка. 1. Язычок в чащобе. Показать, как язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). 2.Пролезаем через бурелом.
3.Мелькает беличий хвостик.
4. Очень вкусная брусника. Еще раз полакомимся брусникой.
|
1.Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности. 2.Губы в улыбке. Широкий язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. 3.Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и зубы при этом неподвижны 4. Рот открыт, губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна.
|
Тема: «Я вырасту здоровым »
Инструкция педагога |
Выполняемые действия |
Развитие общей моторики |
|
Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать И на место тихо встать. |
Возможно музыкальное сопровождение |
Развитие мелкой моторики |
|
Чтоб болезней не бояться, Надо спортом заниматься. Играет в теннис — теннисист, Он спортсмен, а не артист. В футбол играет — футболист, В хоккей играет — хоккеист, В волейбол — волейболист, В баскетбол — баскетболист. |
Поднимают руки к плечам, вверх, к плечам, в стороны.
Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.
|
Формирование речевого дыхания |
|
Мы спортсмены не простые , мы спортсмены удалые , мы пыхтим, пыхтим, пыхтим . Всех мы сразу победим БББ-ДДД-ГГГ…. БДГ-БДГ-БДГ….. |
На одном выдохе произносить как модно больше данных сочетаний |
Развитие артикуляционной моторики |
|
Рот приоткрою я немножко,
Рот откройте, улыбнитесь,
Язык – как кисточка моя, |
широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно"
улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы
Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), двигаясь то зубов до горлышка. |
Развитие фонетико-фонематического восприятия |
|
Хорошо здоровым быть! Спортом разным заниматься!
|
Детям даётся инструкция : хлопни в ладоши когда услышишь звук О ( стихотворение читать с ударением , выражением и небольшими паузами ) |
Тема: «Овощи и фрукты. Труд взрослых на полях и огородах»
Инструкция воспитателя |
Выполняемые действия |
|
Общее расслабление |
||
Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. Приседание с хлопками : Вверх- хлопок и вниз хлопок. Ноги, руки разминаем, Точно знаем- будет прок. Крутим- вертим головой, Разминаем шею. Стой! |
Одна прямая рука вверх, другая вниз , рывком менять руки.
Приседания, хлопки в ладоши над головой.
Вращение головой вправо и влево. |
|
Развитие общей моторики |
||
Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать И на место тихо встать. |
Возможно музыкальное сопровождение |
|
Развитие мелкой моторики |
||
Мы капусту рубим , рубим Мы морковку трём , трём Мы капусту солим ,солим Мы капусту жмём, жмём |
Постукивать ребром ладони по столу Поочерёдно ладонью и кулаком «трём» по столу Движения имитирующие подсаливанию С силой сжимаем, а потом разжимаем кулаки |
|
Развитие речевого дыхания |
||
«Ох! Ох! Ох!»- ворчит горох. Помидоры: «Ах! Ах! Висим на кустах». Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!» Огорченные овощи. Морковь: «Ой! Ой! Ой! Меня никто не выдергивает!» Картофель: «Ой! Ой! Ой! Меня никто не копает!» |
Ох, ах, ой произносятся на выдохе |
|
Развитие фонетико-фонематического восприятия |
||
Наш любимый огород Разрыхлить, перекопать, Подкормить и удобрять – Осень – время урожая, |
Детям даётся инструкция : хлопни в ладоши когда услышишь ударный звук ( стихотворение читать с ударением , выражением и небольшими паузами ). |
|
Развиваем грамматическую основу речи, пополняем словарный запас |
||
Варенье (желе, пюре….) из сливы- сливовое, из яблок – яблочное, из груш- грушевое…. Компот (пирог, сок, салат…) из вишни – вишнёвый, из малины – малиновый, из яблок- яблочный…. |
Тематические картинки
|
|
Игра «Подбери признак» ( игра с мячом): огурец (какой?)- зелёный, хрустящий, длинный и т.д. …… Игра «Один- много»: огурец- огурцы, помидор- помидоры, лимон- лимоны, яблоко- яблоки, груша- груши ….. (Подбираются тематические картинки. ) |
||
|
||
Тема: «Наш родной город .» (Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте. Трудовые действия. )
Инструкция педагога |
Выполняемые действия |
||||
|
|||||
Поезд по рельсам быстро мчит,
«Ту-ту-ту», – кричит. Самолёт в облаках летит, «У- у - у - у», – гудит. Все едут, плывут и летят,
Ребят до места доставить хотят. |
топают ногами, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулаки разгибают руки вперёд, выполняя попеременно движения руки в стороны, наклоны туловища вправо-влево. топают ногами, разводят руки в стороны ( плывут ), машут руками вверх – вниз садятся на места
|
||||
|
|||||
|
Сжимают и разжимают пальчики. Поочерёдно разжимают пальчики, начиная с мизинца. На каждое слово сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого. |
||||
|
|||||
Ветер по лесу летал, ветер листики считал: Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с берёзки золотой, Вот последний лист с осинки ветер бросил на тропинки |
Плавные волнообразные движения ладонями Загибают по одному пальчику на обеих руках
Спокойно укладывают ладони на стол |
||||
|
|||||
1. Какой бывает транспорт? |
|||||
Тема: «Домашние и дикие животные их детёныши»
Инструкция педагога |
Выполняемые действия |
||
Развитие общей моторики |
|||
Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать И на место тихо встать. |
Возможно музыкальное сопровождение |
||
Развитие мелкой моторики |
|||
Раз , два , три, четыре , пять . Домашних животных начнём называть : Лошадь, кошка и осёл, поросёнок и козёл. Раз , два , три, четыре , пять . Диких животных нам надо назвать: Волк , лисица, лось, барсук, полосатый бурундук. |
Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.
|
||
Формирование речевого дыхания |
|||
Корова: «Му-у-у-у-у, молока кому?» (Громко, низким голосом.) Телёнок: «Му-у-у-у-у». (Тихо, высоким голосом.) Кошка: «Мяу-мяу-мяу». (Громко, низким голосом.) Котенок: «Мяу-мяу-мяу». (Тихо, высоким голосом.) Разговор Теленка и Котенка. «Мле-мли-мля», «Мяу-мяу-мяу» «Пли-пля-пле».
|
Изменять голос по силе и высоте. |
||
Развитие артикуляционной моторики |
|||
Раз- открыли мы окошко. Два –лакает сливки кошка. Три - кот спинку выгибает
На четыре – отдыхает |
Открывать и закрывать рот ( 5 раз.) Высунуть широкий язык, имитировать ласкательные движения (10 раз.) Рот открыть. Спрятать кончик языка за нижние передние зубы. Выгнуть спинку языка. (6 раз.) Рот открыть. Положить расслабленный язык на нижнюю губу (5 сек. ) |
||
Пополнение словарного запаса |
|||
Воспитатель читает стихотворение Жил в лесу волчонок серый, Был волчонок очень …………… Никого он не боялся И за слабых заступался. А зайчонок был ………….., Очень робкий, боязливый. Под кустами , на опушке, Он дрожал, прижавши ушки.
Игра « Противоположности». Педагог называет и показывает животных, а дети называют какие они. Например: слон- мышь (большой- маленький), ёж- жираф ( колючий- гладкий), волк- пес (злой- добрый) лань- черепаха ( быстрая- медленная) и т.д. |
|||
Тема: « Наша армия»
Тема: « Международный женский день», «ВЕСНА»
Инструкция педагога |
Выполняемые действия |
|
Развитие общей моторики |
||
Маму я свою люблю, я всегда ей помогу: Я стираю, полощу, воду с ручек отряхну, Пол я чисто подмету и дрова ей наколю. Маме надо отдыхать, маме хочется поспать. Я на цыпочках хожу, и ни разу, И ни разу ни словечка не скажу . |
Ребенок выполняет соответствующие движения |
|
Развитие мелкой моторики |
||
Раз, два, три, четыре, Мы посуду маме мыли: Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварёшку. Мы посуду маме мыли, Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Носик чайника отбился, Ложку мы чуть-чуть сломали. Вот как маме помогали! |
сжимаем и разжимаем кулачки трём ладошку о ладошку на перечислении загибаем пальчики начиная с большого трём ладошку о ладошку загибаем пальчики начиная с мизинца
сжимаем и разжимаем кулачки
|
|
Упражнения для развития подвижности губ |
||
|
||
Пополнение словарного запаса ( чистоговорки) |
||
АМА-АМА-АМА- моя нарядная мама АМЫ-АМЫ-АМЫ- праздник у мамы АРКИ-АРКИ-АРКИ- мамины подарки ТЫ-ТЫ-ТЫ- дарят женщинам цветы ОК-ОК-ОК- для мамочки цветок УЛЯ-УЛЯ-УЛЯ- любимая бабуля РЮ-РЮ-РЮ- цветок бабуле подарю АТЬ-АТЬ-АТЬ- женщин надо защищать УЛИ-УЛИ-УЛИ- праздник у бабули РУ-РУ-РУ- я порадую сестру АРКИ-АРКИ-АРКИ- для девочек подарки
|
||
Упражнение на дыхание. |
||
Вышли на полянку, Угадай картинку, |
Ребята, возьмите цветочек, поднесите его к губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы слетела пыльца. Щеки не надуваем, под пыльцой спрятана картинка. Назовите ее. |
|
Тема: «Животные и птицы весной»
Инструкция педагога |
Выполняемые действия |
|||
Развитие общей моторики |
||||
Раз и два - (Делают два хлопка.) Расцвёл подснежник. (Дважды ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой.) Три-четыре - (Делают два хлопка.) Мы запели. (2 раза прижимают ладони к груди.) Пять и шесть - (Делают два хлопка.) Летят скворцы, (Взмахивают кистями рук.) К нам летят гонцы весны. Семь и восемь - (Делают два хлопка.) Песни льются. (Вытягивают руки вперед.) Девять-десять - (Делают два хлопка.) Все смеются. (Поднимают руки вверх, топают ногой) |
||||
Развитие мелкой моторики |
||||
Эта птичка – соловей, Эта птичка – воробей, Эта птичка совушка, сонная головушка Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – злой орлан. Птички, птички, по домам! |
Дети загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название птицы.
Машут сложенными накрест ладонями. Машут руками как крыльями. |
|||
Развитие артикуляционной моторики |
||||
Рот приоткрою я немножко, Рот откройте, улыбнитесь, Язык – как кисточка моя, |
широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно"
улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), двигаясь то зубов до горлышка. |
|||
Упражнение на развитие силы и модуляции голоса |
||||
Тает снег, сугробы оседают (а-а-ах); Звонко капают капели (кап-кап-кап); Бежит звонкий, чистый ручеек (бл-бл-бл); Птицы весело запели (чик-чирик); Встретят солнце птичьи трели (тр-р-р-р); Птицы к нам тепло зовут: Дятел – д-д-д-д-д; Синица – тинь-тинь-тинь; Ворона – кар-кар-кар; Кукушка – ку-ку-ку; Воробей – чик-чирик; Сорока – ч-ч-ч-ч; Филин – у-у-ух |
|
|||
Развитие грамматического строя речи |
||||
1. Игра «Угадайка» (необходим наглядный материал) Чьи рога? – лосиные Чья голова? – медвежья Чей хвост – бобриный Чей хвост – бобриный Чья голова? – оленья Чья голова? - лисья Чьи уши? – заячьи Чей хвост? – волчи и т. д.
|
||||
Тема: «Космос»
Инструкция педагога |
Выполняемые действия |
||
Развитие общей моторики |
|||
На луне жил звездочёт – Он планетам вёл учёт: Меркурий – раз, Венера-два-с, Три – земля, четыре – Марс, Пять – Юпитер, шесть – Сатурн, Семь – Уран, восемь – Нептун, Девять – дальше всех – Плутон, Кто не видит – выйди вон!
|
«Смотрят» в телескоп Показывать в небо рукой Описать круг руками Хлопок Присесть Наклон вправо-влево Наклон вперёд, прогнуться назад Прыжок Развести руки в стороны
|
||
Самомассаж лица: |
|||
Мы ладошки растираем И лицо обогреваем. Подбородок разотрем, Дружно губки пожуем. Там живет наш язычок, Пусть погреется дружок!
|
дети выполняют движения в соответствии с текстом
|
||
Развитие артикуляционной моторики |
|||
Кончик языка сейчас поработает у нас Приготовились к полету, к запуску моторов Глубоко воздух вдыхаем, С силой ветер выдыхаем… Кончик языка тотчас завибрировал у нас р-р-р.
|
Дети встают прямо Сгибают руки у груди Делают глубокий вдох через нос Выдох через рот Произносят на выдохе звук (р)
|
||
Чистоговорки |
|||
та-та-та – не страшна нам высота ете-ете-ете – мы летим на ракете ты-ты-ты – все видно с высоты ать-ать-ать – полетим опять
|
поднять руки вверх, сжимать и разжимать пальцы соединить руки над головами в замок и качать вперед-назад приставить ладони к глазам хлопают в ладоши
|
||
Развитие фонематического восприятия |
|||
Игра «Какое слово отличается от других?» Необходимо поднять сигнальный флажок, когда услышите лишнее слово. 1) Астроном, астроном, астроном, гастроном, астроном. Какое слово лишнее? Кто такой астроном? Что такое гастроном? 2) Спутник, спутник, путник, спутник, спутник. Какое слово лишнее? Кто такой путник? Что такое спутник? Что общего у этих слов?
|
|||
Тема: «Весна в природе». «Одежда, обувь, головные уборы»
Инструкция педагога |
Выполняемые действия |
||
Развитие общей моторики |
|||
Жили-были в домике маленькие гномики: Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. Раз, два, три, четыре, пять – Стали гномики стирать. Токи – рубашки, Пики – платочки, Лики – штанишки, Чики – носочки, Мики умница был, Всем водичку носил.
|
Сжимаем и разжимаем кулачки. Загибаем пальчики, начиная с больших пальцев Разгибаем пальчики, начиная с мизинцев. Трём кулачки друг о друга. Загибаем пальчики, начиная с больших пальцев.
|
||
Пальчиковая гимнастика |
|||
Новые кроссовки, как у нашей Соньки На лапах сапожки, как у нашей кошки Как у нашей свинки на копытцах ботинки. А у пса на лапках голубые тапки. А козлёнок маленький обувает валенки Вот так, вот так, пошагаем, погуляем. |
Загибают на обеих руках по одному пальцу, начиная с больших
Шагают по столу указательными и средними пальцами |
||
Развитие артикуляционной моторики |
|||
Беззвучная артикуляция гласных звуков: а-у-о-и; о-ы; ы-у. (Повторить каждый ряд 5—10 раза.) |
|||
Развитие грамматической и связной речи |
|||
Педагог предлагает детям продумать ситуации и предложить свои варианты ответов, используя следующий образец: «Если летом носить меховую шапку, то...». Поощряется оригинальность ответов. • Что будет, если летом носить меховую шапку? То в ней будет жарко и голова вспотеет. • Что будет, если зимой ходить в трусах и майке? То зимой можно замерзнуть и заболеть. • Что будет, если в дождь обуться в тапочки? То в них промокнут и замерзнут ноги. • Что будет, если в жару не надеть панамы? То можно получить солнечный удар. • Что будет, если в ветреную погоду гулять без шапки? То можно голову продуть и заболеть. • Что будет, если в мороз гулять без варежек? То руки можно отморозить. В осенних ботинках? От можно ноги отморозить. В кепке? Игра «Выбери одежду по сезону» На столе картинки с предметами одежды, обуви, головные уборы. Детям нужно «разложить» одежду в шкаф, головные уборы «повесить» на крючок, а обувь «поставить» на полочку. Игра «Назови ласково». - Молодцы. А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Назови ласково», мы с вами будем называть ласково одежду и головные уборы. Пальто – пальтишко Свитер – свитерок Плащ – плащик Брюки – брючки Рубашка – рубашечка Платье – платьице Штаны – штанишки Шапка – шапочка Панама – панамочка Кепка – кепочка Игра «Скажи наоборот». - Следующая игра «Скажи наоборот». Я говорю слово, а вы наоборот. Надевать – снимать Одевать - раздевать Продавать – покупать Завязать - развязать. Застёгивать – расстёгивать . Гладить – мять. Пришивать – отрезать .Яркий – бледный. Снимать – надеват.Толстый – тонкий. Вешать – снимат. Сухой – сырой .Расстёгивать – застёгивать. Лёгкий – тяжёлый .Завязывать – развязывать. Дорогой – дешёвый. Чистить – пачкать. Длинный – короткий Шнуровать – развязывать
|
|||
Литература:
1. «Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой» Е.Н. Рыжанкова Издание «Москва» 2010г.
2 «Игры и упражнения для развития речи на 1 этапе коррекционного обучения детей с ОНР » Л.Г. Кобзарева, Резунова М.П. . Воронеж 2012г.
3. «Игры в логопедической работе с детьми» В.И. Селиверстов . Москва «Просвещение » 1987г.
4. «Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи» Т.А. Куликовская АСТ Астрель, Москва ВКТ 2010г.
5. «Логопедическая работа в специальном детском саду » Т.Б. Филичева , Н.А. Чевелина Москва «Просвещение »1987г.
6. Весёлая пальчиковая гимнастика . Упражнение для развитие мелкой моторики и куоординациии речи с движением . ФГОС.
"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0005331
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf