"Инновационные технологии в формировании фонематического слуха" |
вт., 27.02.2018 |
Коллектив авторов дошкольных образовательных организаций г.Ноябрьска:
Александрова Ирина Викторовна, учитель-логопед, МАДОУ «Лукоморье»
Елманова Ирина Юрьевна, учитель-дефектолог, МАДОУ «Лукоморье»
Белова Ольга Викторовна, учитель-логопед, МАДОУ «Надежда»
Гончарова Анна Юрьевна, учитель-логопед, МБДОУ «Сказка»
Кубарькова Надежда Николаевна, учитель-логопед, МБДОУ «Белоснежка»
Болковенко Ольга Антоновна, учитель-логопед, МАДОУ «Синеглазка»
Курова Елена Сергеевна, учитель-дефектолог, МАДОУ «Синеглазка»
Сайкова Елена Вячеславовна, учитель-логопед, МАДОУ «Синеглазка»
Методическое пособие окажет практическую помощь учителям-логопедам, воспитателям и родителям в работе над формированием фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
«Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста путем использования бланковых методик»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
У детей с речевыми патологиями, на первый план выступает несформированность звуковой ее стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия.
Что в будущем может помешать овладению процессами чтения и письма. Дети с неразвитым фонематическим слухом при чтении и письме будут допускать следующие ошибки:
1.Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «домик»);
2.Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день»);
3.Замены свистящих звуков (С,З, Ц шипящими Ш,Ж,Щ,Ч) («сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля» и т.д.);
4.Разнообразные буквенные замены в группе сонорных гласных ( Р, РЬ, Л,ЛЬ, и Й) («глачи» вместо «грачи», «гойка»вместо «горка» и т.д.).
В сборнике «Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста путем использования бланковых методик» содержит 136 бланков для диагностических и коррекционных целей. Бланки для обследования фонематического слуха составлены на основе методики Е.А.Стребелевой «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного развития» (Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2009г.).
Бланки для коррекционной работы по формированию фонематического слуха содержат задания на дифференциацию звуков по твердости и мягкости, глухости и звонкости.
Бланки в сборнике представлены в цветном и черно-белом цвете.Цветные бланки могут служить, как многоразовое пособие. Черно-белые используются как индивидуальные.
Применение бланков, существенно экономит время образовательного процесса и позволяет разнообразить ее,а так же эффективно проводить диагностическую и коррекционную работу, с сохранением результатов обследования.
Внедрение бланковых методик в коррекционно-образовательный процесс развивает внимание и мышление дошкольника, а так же в рамках преемственности с начальным общим образованием, ребенок умеющий работать с бланками, будет лучше ориентироваться в тестовых заданиях, мониторингах, олимпиадах, и конкурсах.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. |
Пояснительная записка |
4 |
2. |
Использование бланковых методик в диагностических целях: |
5 |
2.1 |
Бланковые методики для обследования фонематического слуха |
5 |
3. |
Применение бланковых методик в коррекционной работе: |
15 |
3.1 |
Бланковые методики по дифференциации звуков по твердости и мягкости |
15 |
3.2. |
Бланковые методики по дифференциации звуков по глухости и звонкости |
45 |
3.3. |
Формирование слоговой структуры слова на этапе автоматизации звуков |
68 |
Список литературы
1.Бланковые методики для обследования фонематического слуха – Яндекс-картинки;
2.Бланковые методики по дифференциации звуков по твердости и мягкости – О.В.Закревская "Развивайся малыш!"
3.Предметные картинки по развитию речи,Яндекс-картинки;
3.Бланковые методики по дифференциации звуков по глухости и звонкости -Яндекс-картинки;
4.Формирование слоговой структуры слова на этапе автоматизации звуков - Яндекс-картинки;
Тетрадь с заданиями для развития детей. Делим слова на слоги. ОАО «Дом печати - Вятка»;
Логопедическая тетрадь на звуки [Ш], [Ж]. ОАО «Дом печати - Вятка»;
Логопедическая тетрадь на звуки [С], [С']. ОАО «Дом печати - Вятка»;
Логопедическая тетрадь на звуки [З], [З'], [Ц]. ОАО «Дом печати - Вятка»;
Логопедическая тетрадь на звуки [Л], [Л']. ОАО «Дом печати - Вятка»;
Логопедическая тетрадь на звуки [Р], [Р']. ОАО «Дом печати - Вятка»; К
оноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков. Вып. 1-5. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 1998.;
Гальская Н. В. Тетрадь для закрепления произношения звуков. Вып. 1-8. Пособие для детей с нарушениями речи / Н. В. Гальская; Худож. Л. Г. Орлова.— Мн.: «Аверсэв», 2003.— 16 с. — (Говорящий карандашик).;
Е.А. Азова, О.О. Чернова Домашняя тетрадь. Учим звуки. Вып. 1-8. Издательство «ТЦ СФЕРА».
Внимание! Настоящее методическое пособие является объектом права собственности и защищено Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
пособие может быть использовано для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства!
Способы и методы защиты прав:
Если произведение было использовано без согласия правообладателя (за исключением специально предусмотренных ГК РФ специальных исключений), то правообладатель может использовать для защиты своих исключительных прав все способы и методы, предоставленные гражданским, административным и уголовным законодательством.
«Свидетельства о публикации в СМИ" Серия А № 0004922 -29
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf