Картотека дидактических игр для младшей группы |
вт., 27.02.2018 |
Автор:
Плоских Елена Владимировна – воспитатель.
Соавторы:
Иванова Лариса Валентиновна - воспитатель;
Кусукпаева Копей Кабиденовна - воспитатель.
МАДОУ детский сад №90 города Тюмени.
Пояснительная записка
Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества
Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования.
Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирование социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО): ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
В дидактической игре ребёнка привлекает не обучающая задача, цель которой мы преследуем, а возможность проявить свою инициативу, выполнить игровое действие, добиться результата, наконец победить, и выиграть. Возможность обучать дошкольников посредством активной интересной для них деятельности – главная и отличительная особенность дидактических игр. А потому в нашей публикации мы хотим предложить картотеку дидактических игр, способствующих развитию всех сторон дошкольника, как личности.
Каждый раз, когда мы начинаем с ребятами играть в словесную или настольно-печатную игру, мы стараемся не только научить детей рассказыванию, описанию объектов, выделению свойств качеств (форма, цвет, величина и пр.), но и думаем о том, чтобы дети узнали что-то новое и интересное. А ребятишки, как будто только этого и ждут, чтобы самим увидеть, рассказать, попробовать сделать всё самим. А если это удаётся, то они себя чувствуют умными и успешными, гениями.
Хочется сказать слова благодарности родителям, которые поддерживают у своих деток огонёк интереса и любознательности, подбадривают и подсказывают им на каждом шагу.
Картотека дидактических игр
«Кто живёт на лугу»
Цель: создание условия для составления рассказов об окружающих природных объектах.
Дидактический материал: макет картонный с изображением луга, картинки насекомых.
Ход игры:
Предложить детям заселить зелёный луг насекомыми. Правом заселения насекомых пользуется тот, кто отгадает загадку о насекомом и расскажет о нём. Выигрывает тот, кто назовёт больше насекомых
«Назови время года»
Цель и задачи:
Учить замечать изменения в природе. Знакомить с характерными особенностями, следующими друг за другом времён года. Проявлять бережное отношение к окружающему нас миру, природным явлениям.
Дидактический материал:
Иллюстрации с временами года (зима, весна, лето, осень).Листочки деревьев разного цвета(красного, оранжевого, зелёного), белые снежинки.
Ход игры: 1.вариант игры
Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением времён года( Осень, зима, весна, лето ) и загадывает загадку. После отгадывания загадки, например, об осени ребята поднимают атрибут игры (листочек- оранжевого или красного цвета). Если прозвучала загадка о зиме ребята поднимают вверх снежинку.
При отгадывании загадки о весне веточку с набухающими почками.
А после отгадывания загадки о лете можно использовать атрибут игры -листочек зелёного цвета.
2. Вариант игры
Воспитатель называет природное явление, а ребёнок - время года. Листочки желтеют и опадают ...(осенью). Ребёнок использует атрибут игры-жёлтыйлисточек. Снег идёт ...(зимой ) и ребёнок использует атрибут игры-снежинку. На деревьях набухают почки и появляются листочки...(Весной). Использование атрибута .Зелёная травка, яркое солнце...(летом) использование атрибута. В подтверждении ответа воспитатель показывает иллюстрацию с изображением данного времени года
«Отгадай загадки с грядки»
Цель.
Учить называть и отличать по внешнему виду овощи (морковь, капуста, помидор, репа, огурец, свекла, лук ).Познакомить детей с овощами, выращенными в естественных условиях. Расширять знания детей о пользе овощей. Внести в активный словарь детей понятие «овощи». Развивать речь и мышление детей.
Дидактический материал: корзина, овощи.
Ход игры.
На столе в вазе лежат овощи. Воспитатель загадывает детям загадки и просит их показать на предмет, который она загадала, назвать его.
«Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая».(Морковь)
«Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а ...(Лук).
Стоит Матрёшка на одной ножке, закутана, закутана.(Капуста)
«Хотя я сахарной зовусь, но от дождя я не размокла, крупна, сладка на вкус, узнали вы? Я...(Свекла) и т. д.
После этого воспитатель просит детей назвать все предметы одним словом «Овощи».
«Сложи радугу из полосок»
Цель: способствовать закреплению знаний о системе цветов.
Материал: полоски бумаги разных цветов. (как вариант можно использовать палочки Кюизенера
Ход игры: Одну половинку радуги собирает воспитатель, а другую собирает ребенок. Воспитатель предлагает назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
«Помоги собрать крышки»
Цель: закреплять формы предмета, стимулировать зрительные ощущения, развивать тактильные анализаторы. Закреплять понятие цвета: красный, синий, желтый, зеленый.
Материал: корзинки с разделителями по цветным секторам, разноцветные крышки.
Ход игры: перед ребенком стоит корзинка, разделенная на четыре ячейки красного, синего, зеленого и желтого цветов. Воспитатель достает из мешочка крышку и спрашивает: «Какого цвета крышка? Где домик такого же цвета? Положи туда крышку».
«Найди листик для бабочки»
Цель: различать цвета и понимать названия цвета, учить подбирать предметы одинакового цвета.
Материал: картон, пластиковые листики, бабочки.
Ход игры: дети разбирают листочки и в порядке очередности расселяют бабочек по листочкам, в соответствии с цветовой гаммой. Предлагает детям помочь найти каждой бабочке свой листик для отдыха (с проговариванием названия цвета — для младшего возраста). Игру со временем можно усложнить, предложить, например, для красной бабочки найти зеленый листок и так далее.
Дидактическая игра «Цветная дорожка»
Цель: развивать образное мышление, художественный вкус, умение правильно называть цвета, умение ориентироваться на плоскости игрового поля.
Материал: крышки разных цветов, картонные ячейки.
Ход игры: Воспитатель показывает детям «волшебные» дорожки разных цветов. Дети могут выкладывать на цветных дорожках крышки соответствующего цвета. Могут строить башни, цветы, геометрические фигуры, соединяя их друг с другом.
«Собери бусы на нитку»
Цель: Закрепить представления детей: цвет, форма, величина. Закреплять приемы обследования и накладывания.
• Материал: геометрические фигуры разного цвета и формы, тонкие шнуры или толстые нитки.
• Ход игры: пришедшая в гости белочка приносит в корзиночке дидактический материал. После традиционного стука в дверь, знакомства с гостем, воспитатель обращает внимание детей на то, что лежит в корзиночке. Там разные по форме геометрические фигуры. Педагог определяет порядок нанизывания фигур: вначале круглую, затем квадратную. Далее воспитатель предлагает выбрать из коробочки три разных по форме фигуры и нанизывать их, со словесным сопровождением.
«Найди птичке домик»
Цель: формировать представления об основных цветах и о геометрических фигурах, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, ориентировку на плоскости, умение сравнивать свою геометрическую фигуру с другими, большего размера.
Материал: домики из потолочной плитки, обклеенные самоклеющейся пленкой и геометрические фигуры разного цвета.
Ход игры: Воспитатель раскладывает перед ребенком домики и набор геометрических фигур. Затем предлагает: «Рассмотри домики и фигуры с изображением птиц. Фигуры – это жильцы, которые должны поселиться в домиках. Размести «жильцов» в домики». Воспитатель предлагает ребенку разложить фигуры по форме, назвать их цвет. Все фигуры перемешены, и ребенок отбирает фигуры только нужного цвета и находит домик для птички.
«Сказочные деревья»
Цель: формирование представлений о цвете, о форме, о величине, развитие мелкой моторики рук.
Материал: деревья красного, желтого, зеленого цвета (плоскостное изображение на бумаге). На каждом дереве листочек такого же цвета.
Ход игры: воспитатель предлагает детям определить, какие деревья они видят, какого они цвета и какие листочки должны на них расти. Подобрать листочки такого же цвета как дерево.
«Волшебные прищепки»
Цель: учить детей подбирать прищепки нужного цвета, тактильные ощущения, чередовать прищепки двух цветов, развивать творческие способности.
Материал: обыкновенные прищепки, распечатанные картинки.
Ход игры: Дети учатся прикреплять дереву веточки, солнышку – лучики, свекле ботву и так далее.
«Мы в гостях у Маши и Саши»
Цель: учить детей подбирать каждой кукле, соответственно её размеру - чайный набор.
Материал: две куклы, тарелки, чашки, ложки разного размера.
Ход игры: детям предлагается накрыть стол для кукол разной величины. Используя словесную инструкцию нужно было подобрать каждой кукле, соответственно её размеру, чайный набор.
«Волшебный мешочек»
Цель: определять на ощупь и называть знакомые предметы по форме.
Материал: красиво оформленный мешочек, мелкие предметы, знакомые детям (шарик, кубик, карандаш, резинка, игрушки животных и птиц из киндер-сюрпризов).
Ход игры: воспитатель держит мешочек с предметами и предлагает детям по одному подойти и определить предмет на ощупь, не вытаскивая его и назвать его характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока они не видят. После этого ребёнок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем детям.
«Разноцветные полоски - дорожки»
Цель: учить детей сравнивать предметы по одному и нескольким признакам одновременно.
Материал: Цветные полоски из бумаги (красные, синие, зеленые, желтые)
Ход игры: Разложить разноцветные полоски разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать полоски по длине: какая самая длинная (красная), какая самая короткая (синяя), длиннее, короче, ориентируясь на цвет. Можно сравнить ленты по ширине (самая широкая – зеленая, узкая – желтая). Выбрать вместе с детьми полоску самая длинную и узкую, короткую и широкую».
«Волшебные шарики»
Цель: развитие тактильного восприятия, развитие мелкой моторики.
Материал: шарики и крупы — рис, гречка, фасоль, горох.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку шарик, содержащий внутри различные крупы: рис, гречку, фасоль, горох.
Шарики с каждым наполнителем парные. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.
Источники:
Разгонова Е.В. "ФГОС ДО об игровой деятельности"
Фотографии из архива педагогов
«Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004919 - 21
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf