«Волшебный куб» Дидактическое пособие для детей с общим недоразвитием речи

  пт., 24.03.2017

Авторы:

Цирятьева Вера Михайловна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

Марару Татьяна Васильевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ ЦРР - д/с № 176 г. Тюмень

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ  РЕЧИ

«ВОЛШЕБНЫЙ КУБ»

 

         Куб можно использовать  для занятий как с одним или двумя детьми,  так  и  с группой детей.


         Задача данного пособия сделать общение взрослых и детей приятным и полезным. С его помощью развивается лексико – грамматический строй речи детей: происходит расширение словарного запаса, воспитание навыков словообразования. Уточнение и расширение словаря идёт  за счёт  подбора слов – предметов, действий, признаков, антонимов, сложных слов, родственных слов. Куб даёт возможность эффективно развивать связную речь, память, внимание и мышление детей.

Первый вариант. Взрослый показывает одну сторону куба и сообщает, какие слова нужно образовать.

Второй вариант. После знакомства с обозначениями на кубе, взрослый показывает одну сторону куба и спрашивает детей, какие слова нужно подбирать.

Третий вариант.Взрослый или ребёнок крутит куб и по сигналу «стоп» останавливается, какое обозначение выпало, такие слова и нужно называть.

         Слова – «наоборот» (антонимы)   

Цель: подбирать слова, имеющие противоположное значение.

Игра поможет малышам познакомиться со свойствами предметов, научиться различать одинаковые предметы с разными признаками, развить зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление и связную речь, расширить словарный запас.

Игра с мячом.Взрослый называет слово, а ребёнок - слово с противоположным значением.

День - …, утро - …, рано - …, близко -…, нашёл - …, уронил - …, высокий - …, чистый - … .

Можно называть любые слова, можно по определённой лексической теме.

         Игры с карточками.

1. Предложить ребёнку сначала подобрать одинаковые предметы парами, а затем рассказать чем они отличаются(«этот дом высокий, а этот низкий»). Если играет несколько детей, половина карточек раздаётся детям поровну. Остальные карточки ведущий показывает поочерёдно. Выигрывает тот, кто первым правильно подберёт карточки и объяснит свой выбор.

2. Предложить ребёнку запомнить несколько карточек, разложенных перед ним и попросить его отвернуться. Поменять карточки местами, убрать 1 – 2, добавить новые. Пусть ребёнок скажет, что изменилось.

         Найти в тексте слова, имеющие противоположное значение.

Странный в сентябре лес – в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка… Тёплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песня птиц и тишина. Грустно и радостно!

(По Н. Садкову)


Слова – «родственники»

Цель: образование новых слов с помощью приставок, суффиксов.

 1. Образовать новые слова со значением очень маленький и очень большой ( по теме  «Части тела человека» человек-человечек-человечище, нос-носик-носище, нога-ножка-ножище, глаз-…, рука-…)

2.Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: стул-стульчик, шкаф-шкафчик, стол-столик; чашка-чашечка, стакан-стаканчик, ложка-ложечка

3.  Образование глаголов с помощью приставок: машина выезжает - подъезжает-въезжает, самолёт улетает, прилетает

4. Назвать новые слова к заданному слову: корм-кормит-кормушка, белка-бельчонок-белочка-беличий


Сложные слова.

Как из двух слов сделать одно? Соедини ладошки.

Подберёзовик, подосиновик, мухомор; голубоглазая, кареглазая, темноволосая, светловолосая

Снег падает – снегопад

Листья падают - листопад

Лёд ходит – ледоход


Слова – признаки предметов (отвечают на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?)

Называть слова - признаки при изучении лексических тем.

Ребёнок передаёт мяч  и называет слово-признак к слову  туча – ( большая, серая, синяя, тёмная, лохматая, страшная); дождь  - (сильный, холодный, мелкий, крупный, грибной, моросящий).

Ребёнок называет признаки по предметным картинкам.

Игра «Назови, не повтори» Ведущий показывает предмет, дети подбирают признаки.

Игра «Опиши предмет» Огурец – зелёный, овальный, продолговатый, пупырчатый, вкусный.

Игра «Угадай по описанию»

Это овощ. Он круглый, красный, мягкий, гладкий, кисло – сладкий.


 Слова – «действия предмета» (отвечают на вопросы: что делает?,

что делал?, что будет делать?)

Проводятся упражнения по подбору слов при изучении лексических тем: дождь что делает? - идёт, льёт, моросит, барабанит, стучит.

Игра «Кто (что) делает?»

Ведущий показывает карточку и называет предмет, ребёнок называет действие, выполняемое данным предметом, и оставляет карточку себе. Выигрывает тот, у кого больше карточек.

Игра «Подбирай, называй, запоминай»

Ведущий показывает предметную картинку, а дети называют как можно больше слов, обозначающих действие данного предмета, например, снег зимой (что делает?) идёт, лежит, падает, кружится. Выигрывает тот, кто назвал больше слов – действий.

 

Слова - предметы (отвечают на вопрос кто, что?)


Игра «Живое-неживое»

1.Ведущий вперемешку раскладывает предметные картинки по принципу «живой – неживой», дети должны разложить картинки на две группы. Выигрывает тот, кто быстро и правильно выполнит задание.

2. Ведущий показывает картинки, дети отвечают «живой». А неживой молчат. Выигрывает тот, кто меньше всех ошибся.

3. Подобрать предмет к действию (например, летит кто или что? самолёт, птица, лист, шар воздушный)

Рассмотрим на примере темы «Осень» как  можно «поиграть» со словом дождь.

Дождь какой?  Дети называют признаки.  Дождь что делает? Дети называют глаголы.

Как сказать про дождь, если он небольшой? – Дождик, дождинки. Это слова – предметы.

Подобрать слова – родственники: дождик, дождинка, дождевой. Летом дождь, а зимой – снег. Это антонимы.

Какое слово получилось от слова дождь в стихотворении.

Дождик, дождик,

Не дожди!

Дождик, дождик,

Подожди!

Дай дойти  до дому

Дедушке седому! 

Е. Благинина

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Галина Ванюхина «Речецветик» занимательное пособие по развитию речи и мышления.Смоленск: « Русич» 1996

Использованы фотографии из интернет-ресурсов:

https://lori.ru/792522

https://fs00.infourok.ru/images/doc/157/180764/hello_html_m576e9061.jpg

http://el-ab.ru/foto11.png?i=10756&k=ruki-foto-kartinki

http://www.printburo.ru/ramki-dlya-informatsii/zashelkivayushiesya-ramki/

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 3508
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.