Предметно-пространственная развивающая среда группы для детей младшего дошкольного возраста

  вс., 29.03.2015

Участник выставки:

Фоминых Ольга Викторовна,

воспитатель, Iкатегория

МБДОУ детский сад «Сказка

Фоминых Ольге Викторовне

Кондинский р-н

пгт. Междуреченский

Пояснительная записка

С целью создания предметно - пространственной развивающей среды в группе, отвечающей требованиям ФГОС дошкольного образования нами было переоборудовано пространство группы, обеспечивающее эффективную реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В результате создания предметно - пространственной развивающей среды в группе младшего дошкольного возраста нами был собран материал по данному вопросу, представленный в данных методических рекомендациях.

У ребенка младшего дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в общении, в движении, в познании.

  Насыщенность среды должна:

  1. Соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию примерной общеобразовательной программы дошкольного образования, реализуемой ДОУ.

            Образовательное пространство оснащается:

1) Средствами обучения. С целью создания эмоционального фона,  изменения звуковой среды, обогащения познавательного мира ребенка в процессе игровой совместной и самостоятельной деятельности в группе должны быть магнитофон, телевизор, DVD-проигрыватель, интерактивная доска.

2)  Игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём.

3)  Разнообразным материалом, оборудованием и инвентарем обеспечивающим:

● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность   воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами.

● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях.

● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.

● возможность самовыражения детей: имеется необходимые атрибуты для театрализованной игры, драматизации, ролевых игр (маски, различные виды театров, одежда для ряженья детей,  костюмы разных профессий и т.п.)

С целью полифункциональности пространство группы должно быть разделено  (условно)  на три части:

1  «Спокойная» - для спокойной деятельности: настольных игр, рассматривания книг, картинок, творческой деятельности, уединения.  

2) «Активная», связанная с активным движением, возведением крупных игровых построек, сюжетно-ролевых, подвижных и других групповых игр.

3) «Рабочая»  - для организации  партнерских форм занятий детей.

Разделение группового пространства зависит от  образовательной ситуации,  вида детской деятельности, используемых материалов. Материалы могут использоваться как для игровой, так и для продуктивной и исследовательской деятельности.

Все части пространства должны обладать возможностью изменяться, иметь подвижные, трансформируемые границы. Пространство группы должно быть «живым» и «пульсирующим», изменяется  в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей малышей. Для этого используются мягкие модули, маркеры игрового пространства, столы - трансформеры,  различные ширмы, раздвижные столы.

Составляющие предметной среды не обладающие жёстко закреплённым способом употребления и могут быть использованы  в разных видах деятельности детей: природные материалы, пригодных для использования в разных видах детской активности; предметы-заместители, детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы.

Все элементы предметно - пространственной среды группы должны соответствовать  требованиям по обеспечению комфортности, надёжности, безопасности  их использования.  Для того чтобы малыши чувствовали себя как дома интерьер группы должен иметь сходство с домашней обстановкой.   Для этого используются ковровые покрытия, мягкая мебель, текстиль. Оборудование должно быть эстетически привлекательным и развивающим. Предпочтительнее наличие   игрушек из натуральных и экологически чистых материалов.  

          В группе детей младшего дошкольного возраста должно быть разнообразие материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающее свободный выбор детей. Маленький ребенок постоянно изменяется, развивается. И вместе с ним должно изменяться пространство группы, т.е. быть вариативным. Игровой, дидактический, наглядный материал периодически изменяться (в зависимости от темы недели, времени года, интересов детей в данный период, реализации проекта, в соответствии со вкусами и настроением детей) с целью стимулирования игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности детей.

  Доступ детей младшего дошкольного возраста к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности должен быть свободным, функциональным, а не витринным, находится на уровне роста детей: надо, чтобы ребенку было удобно их взять, перенести с места на место. Материалы для детских игр следует хранить в удобных и практичных емкостях (пластиковых, картонных, деревянных коробках и т.п.) с яркими метками-значками, облегчающими выбор.

Предметно-развивающая среда должна способствовать раскрытию   индивидуальных возможностей малыша, которые даны ему природой. Предметно-развивающая среда группы оснащается как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков (полоролевое воспитание): куклы, машины, одежда для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры, книги, материал для творчества и т.п.  Центры, созданные для мальчиков способствуют воспитанию мужских начал: выносливости, силы, воли, уважения к противоположному полу, сверстникам; развитию самостоятельности, справедливости, взаимопомощи. Для девочек формированию женских начал: аккуратности, бережливости, этики общения, эстетических качеств, нравственности, любви к ближнему, женственности, умению выглядеть красиво и опрятно.

P.S. Центр для мальчиков (социально – коммуникативное  развитие) расположен в групповой комнате, а центр для девочек в спальной комнате.

В группе младшего дошкольного возраста должен быть создан  центр для детей, где они получат первые представления о родном поселке, районе, крае. Познакомятся с природой родного края, русским бытом, костюмом, игрушкой, предметами обихода, народами, проживающими на территории района (национально-культурные условия).

Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как и от воспитывающих его взрослых. Интересы, предпочтения и привычки ребенка, поступающего в детский сад, знают только его родители. И они должны стать не только помощниками воспитателей, но и активными участниками в оформлении предметно-развивающей среды, конструкторами и дизайнерами группы.   

 Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развития ребенка.

Создавая предметно-развивающую среду группы мы учитывали все  требования  ФГОС ДО, отображая их во всех центрах ( см. Приложение). Старались сделать ее разнообразной, яркой, комфортной, информативно богатой, чтобы создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить гармоничное развитие каждого ребенка.

 

Приложение

 

Перечень оборудования, пособия, игр для развивающих центров

в группе детского сада с учетом требований ФГОС ДО

Физическое развитие

Двигательный центр «Юные спортсмены»

  • Балансир  в виде доски на полукруглом основании для балансировки
  • Мешочки для метания
  • Комплект элементов полосы препятствий
  • Кольцеброс
  • Комплект разноцветных кеглей
  • Скакалка детская
  • Мячи резиновые (комплект)
  • Обруч пластмассовый малый
  • Палка гимнастическая

Центр здоровья

  • Ширма «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья»
  • Схема: «Как правильно чистить зубы»
  • Альбом «Помоги себе сам» (об элементарной помощи при царапинах, ушибах и т. д.)
  • Дидактические игры:«Составь портрет», «Какую пользу приносят?», «Угадай настроение», «Собери фигуру человека»,«Что полезнее?»
  • Навесное пособие  для   развития   дыхания, султакчики .

Познавательное развитие

Центр математики «Я учусь считать»

  • Раздаточный материал по ФЭМП на каждого ребёнка (Набор карточек с изображением количества (от1 до5) и цифр и т.д.)
  • Мозаика разных форм и цвета (мелкая), доски-вкладыши, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения. Лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.
  • Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на «липучках», набор разноцветных палочек с оттенками (по 5-7 палочек каждого цвета), наборы для сериации по величине (6-8 элементов).
  • Блоки Дьенеша.
  • Игрушки-головоломки (из 4-5 элементов)
  • Часы с круглым циферблатом и стрелками.

Центр конструктивной деятельности«Маленькие строители»

  • Крупный строительный конструктор.
  • Средний строительный конструктор
  • Конструкторы «Лего»
  • Игровые наборы (транспорт и  строительные машины; фигурки   животных, людей.
  • Мозаика с картинками - образцами    
  • Рисунки и простые схемы, алгоритмы выполнения построек.
  • «Автосалон»: игрушечный транспорт средний и крупный.
  • Машины грузовые и легковые, пожарная машина, машина «скорой помощи», подъемный кран, железная дорога, кораблики, лодки, самолеты, ракета-робот (трансформер).

Центр науки и экспериментирования «Начинающий исследователь»

  • Набор пластмассовый для экспериментирования (Приборы: микроскоп, лупа, песочные весы, компас, разные термометры; Зеркальце для игр с солнечным зайчиком, ёмкости разной вместимости и т.д.)

Центр экологии и труда «Экология и природа».

  • Наборы  для  улицы:  ведерко,  формочки,  совочек, лопатка, грабельки.
  • Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартуки.
  • Картина сезона, модели года и суток.
  • Календарь природы с моделями значками (ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т.п.) и указывающей на  них передвигающейся стрелкой.
  • Дидактические игры: «Кто что ест?», «Чей    малыш?»"Парные картинки",  "Животные" и т.д.
  • Наборы    объемных     и  плоских   игрушек   "Ферма", «Зоопарк», «Домашние   животные», «Овощи», «Фрукты»
  • Природный и бросовый материал: желуди, шишки; камешки, пробки и т.д.

Речевое развитие

Речевой центр «Говори красиво»

  • Дидактический материал на уточнение качеств предметов и явлений (Человек – бежит, мчится, несется; на антонимы – большой-маленький (парные картинки), на формирование обобщающих понятий.
  • Дидактическое лото «Что для чего»; на сравнение (Куклы – подружки); картинки, изображающие эмоции (Катя грустная, веселая, печальная и прю).
  • Наборы парных картинок из 6-8 частей
  • Карточки на произнесение согласных звуков
  • Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).
  • Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата и т.д.

Центр книги «Библиотека юного читателя»

•          Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Семья» и др.

•          Детские книги по программе, любимые книжки детей.

•          Портреты детских писателей

Художественно – эстетическое развитие

Центр изобразительной  деятельности «Талантливые пальчики»

•          Стенд для демонстрации детских рисунков и поделок

•          Раздаточный материал для художественного творчества (Карандаши, краски, кисти, альбомы и т.д.)

Центр музыки «Веселые нотки».

•          Игрушечные  музыкальные инструменты: бубны, барабаны, трещотки, треугольники, маракасы, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны, пианино и т.д.

•          Альбомы  с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов.

•          Аудиосредства  (проигрыватель с набором пластинок, магнитофон, музыкальный центр; наборы дискет с записями музыкальных произведений).

Центр театра «В гостях у Сказки»

•          Различные  виды театров (би-ба-бо, настольный плоскостной, магнитный, теневой)

•          Аудио - и видеосредства для демонстрации детских спектаклей, мультфильмов

•          Оснащение  для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, игрушек-персонажей сказок, ширмы для кукольного спектакля, костюмы, маски, театральные атрибуты и пр.)

Социально – коммуникативное  развитие

 Центр игры: «Мы играем»

•          Игрушки и наборы для сюжетно – ролевых игр.

•          Игровой модуль «Кухня» (соразмерная ребенку) с плитой, посудой и аксессуарами.

•          Комплект (модуль-основа, соразмерная росту ребенка, и аксессуары) для ролевой игры «Парикмахерская»

•          Комплект (модуль-основа, соразмерная росту ребенка, и аксессуары) для ролевой игры «Магазин».

•          Штурвал для ролевой игры "Моряки".

Центр безопасности

•          Уголок безопасности с дидактическими играми по данной тематике.

•          Коврик со схематичным изображением населенного пункта, включая улицы с дорожными знаками и разметкой, строения, ландшафт.

•          Игрушки с изображением (сюжетно-ролевые игры), «Страна Безопасности», уголок уединения «Волшебный балдахин», «Мы дежурим».

Уважаемые педагоги и родители — участники выставки!
2 июня 2015 г. в информационно-выставочном комплексе Тюменской областной Думы состоялась торжественная церемония награждения победителей региональной методической выставки «Современная образовательная среда детского сада и семьи». Подробно >>>
С 8 по 10 июня 2015 г. педагоги из Тюмени получили сертификаты участников выставки и мультимедийные альбомы с полной версией выставки в Центре развития творчества детей и юношества "Грант" по адресу: ул.Профсоюзная, 52. тел. для справок: 685-321, ГРАНТ на карте.jpg
9 июня 2015г. отправлены дипломы, сертификаты и подарки победителям и участникам Выставки юга Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры заказной бандеролью на адрес ДОУ. Подробно >>>
Поделиться
Комментарии 12
Венгерских Ирина 29.03.2015 13:31 #
Предметно-развивающая среда является одним из самых важных компонентов образовательного процесса в ДОУ. По моему мнению, Ольга Викторовна, содержательно и подробно раскрыла эту тему и применила в своей группе. Все образовательные области насыщенны пособиями, играми, оборудованием. Особенно понравилось то, что большая часть изготовлена своими руками. Затронуто и гендерное воспитание. Т.е. группа насыщена специфичным материалом как для девочек, так и для мальчиков. Детям очень интересно, они могут выбрать игры по своему вкусу. А это очень важно. Ольга Викторовна, молодец! Желаю вам победы в конкурсе!
Прилепская Галина Германовна 29.03.2015 23:31 #
Одно из главных направлений современного образования - обеспечение высокого уровня психического развития, познавательной, творческой и социальной активности ребенка. И создавая предметно-пространственные зоны в группе для детей младшего дошкольного возраста, Ольга Викторовна, осуществляет эффективную среду, где ребёнок через игру, совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Огромное Вам спасибо за профессионализм! Жалаю Вам успеха и достойной победы на конкурсе!
Погодина Аниса Рафгатовна 30.03.2015 20:54 #
Опираясь на данную работу, наметила направления своей работы. Данная тема очень актуальна в связи с внедрением ФГОС. Спасибо Вам за сожержательный материал, чувствуется рука профессионала! Творческих успехов!
Васильева Ольга 31.03.2015 22:35 #
Предметно-пространственная развивающая среда в группе оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по сущности и художественному решению, отвечают интересам и потребностям детей в их возрасте, обеспечивает их психическое и эмоциональное благополучие. Пространство группы и детской площадки сформированы по зонам, оснащенных развивающим материалом для игры, отдыха и проведение занятий по всестороннему развитию детей. Ольге Викторовне желаю творческих успехов и профессионального роста!
Слобода Светлана Викторовна 01.04.2015 19:15 #
Очень порадовало, насколько грамотно и профессионально организовано пространство, а так же, оснащенность всех зон необходимым, доступным, легким в использовании и удобным оборудованием. Каждая зона полностью решает возложенные на нее задачи. Отдельно хочется подчеркнуть, на мой взгляд, правильность решения выделения отдельных игровых центров для мальчиков и для девочек, где игровое пространство не просто разделено условно, а находится в разных комнатах, что, безусловно, способствует гендерному развитию. Приятно, что с детьми работают профессионалы. Ольге Викторовне - огромное спасибо за представленную работу, желаю Вам дальнейшего профессионального роста, творческих успехов и побед!
Кижаева Анжелика Николаевна 01.04.2015 23:48 #
Очень ценный материал взяли для своей работы в своём дошкольном учреждении. Так как одним из условий развития и воспитания детей является организация предметно-развиающей среды, соответствующей ФГОС. Спасибо большое педагогу за представленный материал! Творческих успехов, новых замыслов и успешной реализации!
Ковкова Галина Викторовна 03.04.2015 15:05 #
В связи с внедрением ФГОС предметно-пространственная развивающая среда в группе с учетом возрастных особенностей детей очень актуальна. В данном материале много ценного. Ольга Викторовна - большое Вам спасибо и победы в конкурсе!
Рубкалева Анна Владимировна 05.04.2015 22:27 #
Предметно-пространственная развивающая среда в группе оборудована с учетом возрастных особенностей детей. В данной группе очень грамотно, доступно расположены предметные игры. Дети умеют пользоваться, играть и развиваться. Что очень радует.
Комарова Елена Васильевна 07.04.2015 22:58 #
Есть такое выражение ,,все лучшее- детям! Тоже самое можно сказать об этой работе! Все разработано и организованно для гармоничного развития ребенка! Педагогу хочется пожелать победы в конкурсе и творческих успехов в нелегком труде! Молодец!
Надежда Ивановна 21.04.2015 12:31 #
Грамотный педагог, хорошо знает ФГОС (по тексту!), а вот содержания предметной среды для детей МЛАДШЕЙ! группы явно завышено: микроскопы-пробирки, всюду тексты и пр. Нет трансформируемого оборудования (из ширм), уголка ряжания, но зато есть Парикмахерская , в которой ребёнок феном бреется или лечит зубы. Магазин и др. Для каждого возраста дошкольника есть свой объём программного материала. Удачи в работе!
Ольга Викторовна 29.05.2015 08:43 #
Согласна с вами в чём-то, Надежда Ивановна! Уточняю, что данная группа является средней. Программма ДО, последнее время, меняются так, что не успеваем к ней привыкнуть. Это во-первых. Во-вторых, моим ребятам очень нравятся опыты, эксперименты... Микроскопы и пробирки вызывают интерес у детей. А если им это интересно, то я считаю, пусть они их "крутят" исследуют... В третьих, не ошибается тот, кто ничего не делает! И ВАМ, Надежда Ивановна, всего только ХОРОШЕГО!
Дроздова Надежда Евгеньевна 03.04.2016 12:30 #
Увидела новое, чего нет в нашей группе. А если учесть, что группы наполняют детьми разного возраста ( как в нашем детском саду) , то пригодится все.Большое спасибо! Мне очень помогли.
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 33085
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.