Предметно-пространственная развивающая среда группы для детей младшего дошкольного возраста
вс., 29.03.2015
Участник выставки:
Фоминых Ольга Викторовна,
воспитатель, Iкатегория
МБДОУ детский сад «Сказка
Фоминых Ольге Викторовне
Кондинский р-н
пгт. Междуреченский
Пояснительная записка
С целью создания предметно - пространственной развивающей среды в группе, отвечающей требованиям ФГОС дошкольного образования нами было переоборудовано пространство группы, обеспечивающее эффективную реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В результате создания предметно - пространственной развивающей среды в группе младшего дошкольного возраста нами был собран материал по данному вопросу, представленный в данных методических рекомендациях.
У ребенка младшего дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в общении, в движении, в познании.
Насыщенность среды должна:
1. Соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию примерной общеобразовательной программы дошкольного образования, реализуемой ДОУ.
Образовательное пространство оснащается:
1) Средствами обучения. С целью создания эмоционального фона, изменения звуковой среды, обогащения познавательного мира ребенка в процессе игровой совместной и самостоятельной деятельности в группе должны быть магнитофон, телевизор, DVD-проигрыватель, интерактивная доска.
3) Разнообразным материалом, оборудованием и инвентарем обеспечивающим:
● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами.
● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях.
● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.
● возможность самовыражения детей: имеется необходимые атрибуты для театрализованной игры, драматизации, ролевых игр (маски, различные виды театров, одежда для ряженья детей, костюмы разных профессий и т.п.)
С целью полифункциональности пространство группы должно быть разделено (условно) на три части:
1 «Спокойная» - для спокойной деятельности: настольных игр, рассматривания книг, картинок, творческой деятельности, уединения.
2) «Активная», связанная с активным движением, возведением крупных игровых построек, сюжетно-ролевых, подвижных и других групповых игр.
3) «Рабочая» - для организации партнерских форм занятий детей.
Разделение группового пространства зависит от образовательной ситуации, вида детской деятельности, используемых материалов. Материалы могут использоваться как для игровой, так и для продуктивной и исследовательской деятельности.
Все части пространства должны обладать возможностью изменяться, иметь подвижные, трансформируемые границы. Пространство группы должно быть «живым» и «пульсирующим», изменяется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей малышей. Для этого используются мягкие модули, маркеры игрового пространства, столы - трансформеры, различные ширмы, раздвижные столы.
Составляющие предметной среды не обладающие жёстко закреплённым способом употребления и могут быть использованы в разных видах деятельности детей: природные материалы, пригодных для использования в разных видах детской активности; предметы-заместители, детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы.
Все элементы предметно - пространственной среды группы должны соответствовать требованиям по обеспечению комфортности, надёжности, безопасности их использования. Для того чтобы малыши чувствовали себя как дома интерьер группы должен иметь сходство с домашней обстановкой. Для этого используются ковровые покрытия, мягкая мебель, текстиль. Оборудование должно быть эстетически привлекательным и развивающим. Предпочтительнее наличие игрушек из натуральных и экологически чистых материалов.
В группе детей младшего дошкольного возраста должно быть разнообразие материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающее свободный выбор детей. Маленький ребенок постоянно изменяется, развивается. И вместе с ним должно изменяться пространство группы, т.е. быть вариативным. Игровой, дидактический, наглядный материал периодически изменяться (в зависимости от темы недели, времени года, интересов детей в данный период, реализации проекта, в соответствии со вкусами и настроением детей) с целью стимулирования игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности детей.
Доступ детей младшего дошкольного возраста к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности должен быть свободным, функциональным, а не витринным, находится на уровне роста детей: надо, чтобы ребенку было удобно их взять, перенести с места на место. Материалы для детских игр следует хранить в удобных и практичных емкостях (пластиковых, картонных, деревянных коробках и т.п.) с яркими метками-значками, облегчающими выбор.
Предметно-развивающая среда должна способствовать раскрытию индивидуальных возможностей малыша, которые даны ему природой. Предметно-развивающая среда группы оснащается как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков (полоролевое воспитание): куклы, машины, одежда для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры, книги, материал для творчества и т.п. Центры, созданные для мальчиков способствуют воспитанию мужских начал: выносливости, силы, воли, уважения к противоположному полу, сверстникам; развитию самостоятельности, справедливости, взаимопомощи. Для девочек формированию женских начал: аккуратности, бережливости, этики общения, эстетических качеств, нравственности, любви к ближнему, женственности, умению выглядеть красиво и опрятно.
P.S. Центр для мальчиков (социально – коммуникативное развитие) расположен в групповой комнате, а центр для девочек в спальной комнате.
В группе младшего дошкольного возраста должен быть создан центр для детей, где они получат первые представления о родном поселке, районе, крае. Познакомятся с природой родного края, русским бытом, костюмом, игрушкой, предметами обихода, народами, проживающими на территории района (национально-культурные условия).
Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как и от воспитывающих его взрослых. Интересы, предпочтения и привычки ребенка, поступающего в детский сад, знают только его родители. И они должны стать не только помощниками воспитателей, но и активными участниками в оформлении предметно-развивающей среды, конструкторами и дизайнерами группы.
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развития ребенка.
Создавая предметно-развивающую среду группы мы учитывали все требования ФГОС ДО, отображая их во всех центрах ( см. Приложение). Старались сделать ее разнообразной, яркой, комфортной, информативно богатой, чтобы создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить гармоничное развитие каждого ребенка.
Приложение
Перечень оборудования, пособия, игр для развивающих центров
в группе детского сада с учетом требований ФГОС ДО
Физическое развитие
Двигательный центр «Юные спортсмены»
Балансир в виде доски на полукруглом основании для балансировки
Мешочки для метания
Комплект элементов полосы препятствий
Кольцеброс
Комплект разноцветных кеглей
Скакалка детская
Мячи резиновые (комплект)
Обруч пластмассовый малый
Палка гимнастическая
Центр здоровья
Ширма «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья»
Схема: «Как правильно чистить зубы»
Альбом «Помоги себе сам» (об элементарной помощи при царапинах, ушибах и т. д.)
Навесное пособие для развития дыхания, султакчики .
Познавательное развитие
Центр математики«Я учусь считать»
Раздаточный материал по ФЭМП на каждого ребёнка (Набор карточек с изображением количества (от1 до5) и цифр и т.д.)
Мозаика разных форм и цвета (мелкая), доски-вкладыши, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения. Лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.
Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на «липучках», набор разноцветных палочек с оттенками (по 5-7 палочек каждого цвета), наборы для сериации по величине (6-8 элементов).
Блоки Дьенеша.
Игрушки-головоломки (из 4-5 элементов)
Часы с круглым циферблатом и стрелками.
Центр конструктивной деятельности«Маленькие строители»
Крупный строительный конструктор.
Средний строительный конструктор
Конструкторы «Лего»
Игровые наборы (транспорт и строительные машины; фигурки животных, людей.
Мозаика с картинками - образцами
Рисунки и простые схемы, алгоритмы выполнения построек.
«Автосалон»: игрушечный транспорт средний и крупный.
Машины грузовые и легковые, пожарная машина, машина «скорой помощи», подъемный кран, железная дорога, кораблики, лодки, самолеты, ракета-робот (трансформер).
Центр науки и экспериментирования «Начинающий исследователь»
Набор пластмассовый для экспериментирования (Приборы: микроскоп, лупа, песочные весы, компас, разные термометры; Зеркальце для игр с солнечным зайчиком, ёмкости разной вместимости и т.д.)
Центр экологии и труда «Экология и природа».
Наборы для улицы: ведерко, формочки, совочек, лопатка, грабельки.
Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартуки.
Картина сезона, модели года и суток.
Календарь природы с моделями значками (ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т.п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой.
Дидактические игры: «Кто что ест?», «Чей малыш?»"Парные картинки", "Животные" и т.д.
Природный и бросовый материал: желуди, шишки; камешки, пробки и т.д.
Речевое развитие
Речевой центр «Говори красиво»
Дидактический материал на уточнение качеств предметов и явлений (Человек – бежит, мчится, несется; на антонимы – большой-маленький (парные картинки), на формирование обобщающих понятий.
Дидактическое лото «Что для чего»; на сравнение (Куклы – подружки); картинки, изображающие эмоции (Катя грустная, веселая, печальная и прю).
Наборы парных картинок из 6-8 частей
Карточки на произнесение согласных звуков
Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).
Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата и т.д.
Центр книги «Библиотека юного читателя»
• Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Семья» и др.
• Детские книги по программе, любимые книжки детей.
• Портреты детских писателей
Художественно – эстетическое развитие
Центр изобразительной деятельности «Талантливые пальчики»
• Стенд для демонстрации детских рисунков и поделок
• Раздаточный материал для художественного творчества (Карандаши, краски, кисти, альбомы и т.д.)
Центр музыки «Веселые нотки».
• Игрушечные музыкальные инструменты: бубны, барабаны, трещотки, треугольники, маракасы, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны, пианино и т.д.
• Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов.
• Аудиосредства (проигрыватель с набором пластинок, магнитофон, музыкальный центр; наборы дискет с записями музыкальных произведений).
Центр театра «В гостях у Сказки»
• Различные виды театров (би-ба-бо, настольный плоскостной, магнитный, теневой)
• Аудио - и видеосредства для демонстрации детских спектаклей, мультфильмов
• Оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, игрушек-персонажей сказок, ширмы для кукольного спектакля, костюмы, маски, театральные атрибуты и пр.)
Социально – коммуникативное развитие
Центр игры: «Мы играем»
• Игрушки и наборы для сюжетно – ролевых игр.
• Игровой модуль «Кухня» (соразмерная ребенку) с плитой, посудой и аксессуарами.
• Комплект (модуль-основа, соразмерная росту ребенка, и аксессуары) для ролевой игры «Парикмахерская»
• Комплект (модуль-основа, соразмерная росту ребенка, и аксессуары) для ролевой игры «Магазин».
• Штурвал для ролевой игры "Моряки".
Центр безопасности
• Уголок безопасности с дидактическими играми по данной тематике.
• Коврик со схематичным изображением населенного пункта, включая улицы с дорожными знаками и разметкой, строения, ландшафт.
• Игрушки с изображением (сюжетно-ролевые игры), «Страна Безопасности», уголок уединения «Волшебный балдахин», «Мы дежурим».
Уважаемые педагоги и родители — участники выставки!
2 июня 2015 г. в информационно-выставочном комплексе Тюменской областной Думы состоялась торжественная церемония награждения победителей региональной методической выставки «Современная образовательная среда детского сада и семьи». Подробно >>>
С 8 по 10 июня 2015 г. педагоги из Тюмени получили сертификаты участников выставки и мультимедийные альбомы с полной версией выставки в Центре развития творчества детей и юношества "Грант" по адресу: ул.Профсоюзная, 52. тел. для справок: 685-321, ГРАНТ на карте.jpg
9 июня 2015г. отправлены дипломы, сертификаты и подарки победителям и участникам Выставки юга Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры заказной бандеролью на адрес ДОУ. Подробно >>>
Предметно-развивающая среда является одним из самых важных компонентов образовательного процесса в ДОУ. По моему мнению, Ольга Викторовна, содержательно и подробно раскрыла эту тему и применила в своей группе. Все образовательные области насыщенны пособиями, играми, оборудованием. Особенно понравилось то, что большая часть изготовлена своими руками. Затронуто и гендерное воспитание. Т.е. группа насыщена специфичным материалом как для девочек, так и для мальчиков. Детям очень интересно, они могут выбрать игры по своему вкусу. А это очень важно. Ольга Викторовна, молодец! Желаю вам победы в конкурсе!
Одно из главных направлений современного образования - обеспечение высокого уровня психического развития, познавательной, творческой и социальной активности ребенка. И создавая предметно-пространственные зоны в группе для детей младшего дошкольного возраста, Ольга Викторовна, осуществляет эффективную среду, где ребёнок через игру, совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Огромное Вам спасибо за профессионализм! Жалаю Вам успеха и достойной победы на конкурсе!
Опираясь на данную работу, наметила направления своей работы. Данная тема очень актуальна в связи с внедрением ФГОС. Спасибо Вам за сожержательный материал, чувствуется рука профессионала! Творческих успехов!
Предметно-пространственная развивающая среда в группе оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по сущности и художественному решению, отвечают интересам и потребностям детей в их возрасте, обеспечивает их психическое и эмоциональное благополучие. Пространство группы и детской площадки сформированы по зонам, оснащенных развивающим материалом для игры, отдыха и проведение занятий по всестороннему развитию детей. Ольге Викторовне желаю творческих успехов и профессионального роста!
Очень порадовало, насколько грамотно и профессионально организовано пространство, а так же, оснащенность всех зон необходимым, доступным, легким в использовании и удобным оборудованием. Каждая зона полностью решает возложенные на нее задачи. Отдельно хочется подчеркнуть, на мой взгляд, правильность решения выделения отдельных игровых центров для мальчиков и для девочек, где игровое пространство не просто разделено условно, а находится в разных комнатах, что, безусловно, способствует гендерному развитию. Приятно, что с детьми работают профессионалы. Ольге Викторовне - огромное спасибо за представленную работу, желаю Вам дальнейшего профессионального роста, творческих успехов и побед!
Очень ценный материал взяли для своей работы в своём дошкольном учреждении. Так как одним из условий развития и воспитания детей является организация предметно-развиающей среды, соответствующей ФГОС. Спасибо большое педагогу за представленный материал! Творческих успехов, новых замыслов и успешной реализации!
В связи с внедрением ФГОС предметно-пространственная развивающая среда в группе с учетом возрастных особенностей детей очень актуальна. В данном материале много ценного. Ольга Викторовна - большое Вам спасибо и победы в конкурсе!
Предметно-пространственная развивающая среда в группе оборудована с учетом возрастных особенностей детей. В данной группе очень грамотно, доступно расположены предметные игры. Дети умеют пользоваться, играть и развиваться. Что очень радует.
Есть такое выражение ,,все лучшее- детям! Тоже самое можно сказать об этой работе! Все разработано и организованно для гармоничного развития ребенка! Педагогу хочется пожелать победы в конкурсе и творческих успехов в нелегком труде! Молодец!
Грамотный педагог, хорошо знает ФГОС (по тексту!), а вот содержания предметной среды для детей МЛАДШЕЙ! группы явно завышено: микроскопы-пробирки, всюду тексты и пр. Нет трансформируемого оборудования (из ширм), уголка ряжания, но зато есть Парикмахерская , в которой ребёнок феном бреется или лечит зубы. Магазин и др. Для каждого возраста дошкольника есть свой объём программного материала. Удачи в работе!
Согласна с вами в чём-то, Надежда Ивановна! Уточняю, что данная группа является средней. Программма ДО, последнее время, меняются так, что не успеваем к ней привыкнуть. Это во-первых. Во-вторых, моим ребятам очень нравятся опыты, эксперименты... Микроскопы и пробирки вызывают интерес у детей. А если им это интересно, то я считаю, пусть они их "крутят" исследуют... В третьих, не ошибается тот, кто ничего не делает! И ВАМ, Надежда Ивановна, всего только ХОРОШЕГО!
Увидела новое, чего нет в нашей группе. А если учесть, что группы наполняют детьми разного возраста ( как в нашем детском саду) , то пригодится все.Большое спасибо! Мне очень помогли.
Оставьте свой комментарий
Просмотров: 33085
Уважаемые посетители портала!
Общественный совет при Департаменте образования и науки Тюменской области просит Вас оценить условия пребывания детей в детских садах региона