Дидактическая игра «Пангея». |
чт., 26.03.2015 |
Автор:
Ефремова Валентина Михайловна,
воспитатель группы №12 - высшая категория
МАДОУ ЦРР Д/ с №146 города Тюмени
Дидактическая игра «Пангея»
(для детей старшего дошкольного возраста)
На создание этой игры меня подвигли дети моей группы, которые задают множество вопросов о Галактиках, планетах Солнечной системы, о планете Земля, о различных явлениях на нашей планете. Отвечая на вопросы детей, я использовала различные энциклопедии, в которых мы вместе с детьми находили ответы на эти вопросы.
Детям очень интересна история происхождения Земли, всегда ли она была такой. Поэтому была разработана эта игра.
Играя в эту игру, детям можно дать понятие о том, что когда – то Земля была единым материком, был и один океан. Детям же, которые живо интересуются всем, что происходило и происходит на планете, можно рассказать всю историю происхождения Земли.
Эта игра формирует целостную картину мира, расширяет кругозор детей, развивает познавательно – исследовательскую деятельность, умственные операции. Учит детей пользоваться картой и глобусом. В игре расширяются знания детей по географии. Игра учит детей находить источники, из которых можно почерпнуть знания. В данном случае карты и глобус. Эта игра знакомит детей с материками, океанами, морями, реками, озерами, городами. Играя в эту игру, дети знакомятся с животным и растительным миром материков. Эту игру можно использовать в различных видах деятельности: окружающий мир, математика, лепка, аппликация, физическая культура, развитие речи. Занятия по программе идут последовательно одно за другим и то, что ребенок узнал на предыдущих занятиях, зачастую забывается. Эта же игра, не дает детям забыть то, о чем они узнали ранее, а наоборот способствует закреплению материала и дает новые знания. Это как раз решение одной из проблем.
Дидактическая игра «Пангея» предназначена для детей старшего дошкольного возраста, можно ее использовать для детей младшего школьного возраста.
Цель: дать детям представление о глобусе, карте
мира, о формировании и строении планеты
Земля, об обитателях Земли.
Задачи:
1.Формировать целостную картину мира,
расширять кругозор детей через различные виды
деятельности.
2.Развивать познавательно-исследовательскую
и продуктивную деятельность.
3.Учить составлять карту мира из материков.
4.Закреплять умение правильно называть
материки, океаны, моря, реки, озера, города.
5.Развивать умственную операцию сравнение:
находить материки, океаны, моря, реки, озера,
города и соотносить их с картой и глобусом.
6.Дать понятие о Земле, как живом организме,
который находится в движении.
История происхождения планеты Земля
К концу палеозойской эры существовал только один материк Пангея и один океан Панталасса.
Потом Пангея разделился на два материка. На севере образовалась Лавразия, а на юге - Гондвана. Между нами раскинулся океан Тетис. Через огромную трещину, отделившую Пиренейский полуостров от севера Африки, хлынули соленые воды Панталассы.
За этим последовало постепенное расхождение Африки и Южной Америки, повлекшее за собой возникновение южной
части Атлантического океана.
В процессе расхождения Северной и Южной Америки образовался Мексиканский залив.
После этого Гондвана распалась на Африку, Южную Америку, Индию, Австралию и Антарктиду, и все эти континенты начали свой путь по земному шару.
Далее произошло соединение Евразии и Северной Америки. За счет появления новых океанов сократился размер Панталассы, который стал называться Тихим океаном.
В настоящее время у нас на Планете пять океанов и шесть материков.
Для того чтобы дети хорошо запомнили названия материков, океанов, морей, рек, столиц, городов и.т.д. можно начать играть в простые игры:
«Я знаю 6 материков»
Называют их и показывают на карте или глобусе.
«Я знаю 5 океанов» Называют и показывают.
Тихий океан, (САМЫЙ БОЛЬШОЙ)
Атлантический,
Индийский,
Северный Ледовитый, (САМЫЙ МАЛЕНЬКИЙ)
Южный
«Я знаю 5 морей»
Называют и показывают их.
Черное и Каспийское моря - это внутренние или закрытые моря. Они полностью окружены сушей. Остальные моря Планеты впадают в океаны. Можно называть более известные и крупные моря, постепенно знакомясь с малоизвестными. Можно начать знакомить с морями, омывающими нашу страну.
Беренгово море, Японское море, Средиземное море, Балтийское море, Северное море, Аравийское море, Баренцево море, Черное море, Каспийское море и т.д.
«Я знаю 5 рек»
Желательно начать с рек, которые находятся в той местности, где живут дети. Мы живем в городе Тюмени, Тюменской области. Соответственно знакомим детей с реками нашей области:
Тура, Обь, Иртыш, Вагай, Тобол, Ишим и т.д.
Далее можно познакомить детей с крупными реками Планеты.
Все это показывается на глобусе и карте.
Подобные игры можно проводить и с городами Планеты:
«Я знаю 5 столиц», «Я знаю 5 городов Тюменской области»,
« Я знаю 5 городов России», «Я знаю 5 городов Мира» и т.д.
Если дети сомневаются в своих знаниях или что-то забыли, я всегда на доске размещаю карту мира, к которой дети постоянно обращаются. Уже в подготовительной группе дети должны самостоятельно находить источники, из которых они могут почерпнуть знания.
Наш Детский сад работает по программе «Детский сад 2100». В подготовительной группе по программе «Здравствуй мир» мы путешествуем по материкам, и эта игра помогает нам.
Чтобы дети хорошо усвоили животный и растительный мир материков, на занятиях по окружающему миру используются: карты животного мира материков, пазлы, трафареты материков. Путешествуем по карте мира и глобусу.
На занятиях математики можем посчитать количество государств на любом из материков, с помощью линейки или других приспособлений, для измерения ищем самое большое государство и самое маленькое.
Путешествуя по Европе, мы особое внимание уделяем области, в которой мы живем. Даются задания:
- Сколько государств и какие можно разместить на территории Тюменской области;
- Найди и измерь самую длинную реку Тюменской области;
- Измерь самую короткую реку.
На занятиях физической культуры используются канаты для создания границ материков, шапочки животных, картотека игр.
Дети очень любят игру «Дети превращаются…»
В зависимости от того, по какому материку мы путешествуем на занятиях, в игре дети превращаются в растения и животных , живущих на этом материке.
Кроме этого мы играем в народные игры Южной Америки, Северной Америки, Австралии, Азии, Европы.
На лепке из пластилина и глины лепим животных, рыб живущих на материках.
На аппликации изготавливаем коллажи материков,
на которых размещаем животных, рыб и растения, нарисованных детьми.
Все эти игры и занятия учат детей ориентироваться на карте и глобусе, развивают память, внимание, усидчивость. Способствуют развитию кругозора, интеллекта детей.
Семья Пенкиных | 27.05.2015 21:53 | # | ||
Дружно все голосуем!!! Это не спам!!! |