Авторское дидактическое пособие «Забавные дорожки»

  чт., 26.03.2015

Автор:

Кульбаёва Анна Юрьевна,

музыкальный руководитель

высшей категории

МАДОУ д/с № 25 к.2 г. Тюмени

Пособие «Забавные дорожки» представляет собой большую книгу (30 х 40), каждая из 7-ми страниц которой изготовлена из поролона и обтянута яркой тканью (цвета подобраны по цветам радуги). Пособие легко в изготовлении, но выглядит оригинально, красочно и привлекает внимание детей. На каждой странице пришиты вязаные крючком ленты («дорожки») в форме различных знаков – круг, квадрат, «змейка», полукруг, «волна» и т.д. Каждая фигура является для детей своего рода опорной схемой для различных заданий.


    Опорные схемы – это актуальный на современном этапе метод работы с детьми, так как по программе ФГОC  ребёнок должен научиться создавать и преобразовывать модели и схемы, понимать информацию, представленную разными способами: не только словесно, но и в виде схемы. От традиционной наглядности опорные схемы отличаются тем, что являются опорами мысли, опорами действия.

Пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста, его можно применять как в работе с подгруппами, так и со всей группой любого количества детей, что тоже актуально, если в группе большое количество детей.
    Цель пособия: развитие координации детей в пространстве, умения преобразовывать зрительные знаки в пространственные, двигательные, формирование коммуникативных качеств, творческих способностей.
    Описание-представление практики работы с пособием.
Детям предлагается рассмотреть страницы волшебной книги под названием «Волшебные дорожки» и предположить, что могут обозначать знаки, изображённые в ней.
    Например, остановимся на страничке, где изображён круг. Дети отвечают, что это круг, хоровод, кольцо, вязаная ажурная салфетка и т.д. Затем ребятам предлагается повторить этот знак в пространстве всем вместе. Перед детьми ставится проблема, которую можно решить по-разному. Наконец, они берутся за руки, или кладут руки на плечи друг другу или на пояс и образуют длинную цепочку, замыкая ее в итоге в круг. В процессе игры дети учатся договариваться, слушать предложения друг друга, уступать.


    На другой страничке дети видят квадрат (ковёр, платок и т.п.) и также пытаются  изобразить его своими силами. Они могут посчитать, сколько детей должно быть с каждой стороны, поменяться между собой, перейти  на сторону, где не хватает детей и т.д.
    На второй странице    изображён «полукруг». Дети стараются встать ровным полукругом.

    Увидев на одной из цветных страничек «змейку», ребята выбирают ведущего, который уверенно поведёт их по новой дорожке, изображающей эту фигуру.

    Каждое задание нужно выбирать в соответствии с особенностями конкретной группы – начинать с простого, более понятного, затем усложнять.
    На последней страничке есть карман, в которой находятся «дорожки». 
    Желающему ребёнку предлагается выложить любой знак на чистой странице книги (или добавить к уже имеющимся дополнительные знаки, фигуры), чтобы дети попробовали изобразить заданную фигуру-загадку в пространстве зала.


Можно поиграть в эту игру наоборот – повести их по загаданному маршруту или предложить сделать это желающему ребенку, а затем выложить этот маршрут ленточкой на чистой странице книги, тем самым увеличивая количество вариантов «забавных дорожек».

Многофункциональность применения пособия «Забавные дорожки».


    В процессе работы с пособием у детей развивается чувство формы, творческие способности, умение находить несколько ответов на каждый вопрос.
    Такую игру можно проводить во время совместной деятельности по музыке, физкультуре, во время прогулки и других режимных моментах детского сада.
А также пособие «Забавные дорожки»  даёт большие возможности для развития различных способностей детей:
Упражнения для глаз.

Рассмотрев одну из страниц пособия, детям предлагается проследить глазами по контуру «дорожки».
Математические представления.

Закрепляются понятия геометрических фигур, счёт.
Восприятие музыки.

В процессе слушания разнохарактерных музыкальных фрагментов дети подбирают фигуры по своему восприятию: волнообразное движение мелодии (фигура «волна»), плавное движение по кругу (хоровод), отрывистое движение мелодии (отдельные короткие «дорожки»), скачкообразное движение мелодии (ломаная линия) и т.п.
Закрепление знания цветовой гаммы, восприятия цвета.

Каждая страничка имеет определённый цвет радуги – красная, оранжевая, жёлтая, зелёная, голубая, синяя и фиолетовая, что можно использовать в процессе изобразительной деятельности. А также дети учится наглядно подбирать цвета друг к другу, прикладывая цветные «дорожки» к каждой страничке книги.
Эстетический эффект.

Пособие оформлена очень красочно, детям хочется прикоснуться к ней руками, так как каждая «дорожка» связана крючком разными узорами нитками разных цветов и гармонично сочетаются с цветовой гаммой страниц. Большой интерес к такому необычному оригинальному пособию повышает мотивацию детей к выполнению заданий любой трудности, что естественно повышает шансы на успех.
Развитие мелкой моторики.

Можно предложить изготовить «забавную дорожку» самим детям, используя цветные нитки для вязания (сплести косичку, простые техники «макраме» и т.п. ) или другие материалы.
Комбинирование нескольких видов деятельности.
Книга может быть использована как сюрпризный момент (волшебный предмет, таинственный маршрут) во время проведения какого-либо праздника (путешествие, поиск клада, освобождение Елены Прекрасной и т.п.). Переворачивая каждую страничку, дети выполняют определённое задание, связанное с изображенной на ней фигурой. Проявив максимум фантазии, музыкальный руководитель, воспитатель могут использовать все выше перечисленные формы  работы с пособием (а также проявить собственную фантазию) в одном мероприятии не только с детьми, но и с родителями.


    Таким образом,  использование данного пособия в различных видах деятельности не только развивает умение понимать схематические изображения и передавать их движениями в пространстве, но и способствует раскрепощению творческих сил ребенка и развивает его способность к самовыражению, самореализации, самовоспитанию. Это также соответствует требованиям ФГОС.
    В качестве путеводителя по книге «Забавные дорожки» можно использовать эти стихотворные инструкции:



Вот книга волшебная
Появилась вдруг.
Забавные дорожки
Зовут, друзья, нас в путь!

Мы любим приключения,
Не будем долго ждать.
Хотим мы свои знания
В деле доказать!

Пройдя по всем дорожкам
И не ленясь ничуть,
Найдём мы клад волшебный,
Узнаем его суть.

Вот первая страничка,
Что видим мы на ней?
Кто – круг, а кто - тарелку,
Луну или монетку –
У всех полно идей!

Фигура всем знакома –
Изобразим её,
И если будем вместе,
Нам справиться легко.

Возьмёмся крепко за руки,
Подумав хорошо,
И каждый по дорожке
Цепочкою пошёл.

Но вот устали ноги,
Нам надо отдохнуть,
Продолжим мы глазами
Сказочный наш путь!

А вот страничка новая.
Дорожка в ней – «волна».
И зазвучала музыка –
Мягкости  полна…

Сравним мелодию с волной,
Спокойной, безмятежной,
Движеньями изобразим
Неторопливо, нежно.

Загадочный квадрат пред нами,
Из нас его построить надо.
Мы справимся, конечно, сами –
И вот – квадрат в пространстве зала!

И в каждой стороне его
Количество детей равно.
Мы дружим с математикой,
И это нам легко!

А как же эти «змейки»
Здесь появились вдруг?
Может, это творчество
Тёплых, добрых рук?

Рассмотрим повнимательней
Узор дорожки каждой.
Научимся вязать и мы
Так здорово однажды!

Вот последняя страница    -
Что за чудеса?!
Дорожки все поссорились
И спутались слегка!

Мы с ними быстро справимся –
По-своему проложим.
Пройти по ним, конечно,
Мы с друзьями сможем.

Приобрели мы знания,
Уменье и старание –
Чем же не волшебный клад?
Такому кладу каждый рад!      

 Стихи автора


Уважаемые педагоги и родители — участники выставки!
2 июня 2015 г. в информационно-выставочном комплексе Тюменской областной Думы состоялась торжественная церемония награждения победителей региональной методической выставки «Современная образовательная среда детского сада и семьи». Подробно >>>
С 8 по 10 июня 2015 г. педагоги из Тюмени получили сертификаты участников выставки и мультимедийные альбомы с полной версией выставки в Центре развития творчества детей и юношества "Грант" по адресу: ул.Профсоюзная, 52. тел. для справок: 685-321, ГРАНТ на карте.jpg
9 июня 2015г. отправлены дипломы, сертификаты и подарки победителям и участникам Выставки юга Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры заказной бандеролью на адрес ДОУ. Подробно >>>
Поделиться
Комментарии 1
Алена 26.03.2015 20:51 #
Креативный, талантливый педагог! Интересное, фуцкциональное пособие! Сколько новизны, творчества! Дальнейших успехов, Анна Юрьевна, на профессиональном поприще!
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 3198
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.