Логопедическое пособие «Три в одном» |
чт., 26.03.2015 |
Автор:
Атаманова Маргарита Степановна,
учитель-логопед высшей категории
МБДОУ «Детский сад «Снежинка»
г. Муравленко
Авторское логопедическое пособие «Три в одном» для детей с нарушениями речи
Данное методическое пособие сделано своими руками и апробировано на практике детской деятельности многолетним опытом. Пособие содержит дидактический материал с тактильным ощущением для работы с детьми дошкольного возраста над автоматизацией звуков, развития мелкой моторики и начального анализа и синтеза слогов, слов. Пособие отличается универсальностью и многофункциональностью, имеет коррекционный эффект, стимулирует ребёнка к автоматизации закрепляемого звука.
Практическое пособие, основанное на тактильно вибрационных ощущениях, содержит тренировочный материал по формированию у детей правильного произношения звуков, развитию первоначальных навыков звукослогового анализа и синтеза, и одновременно развитие мелкой моторики с массажем пальцев рук. Это позволяет снять у ребёнка напряжение и значительно повысить его интерес к занятиям с рациональным использованием времени.
Пособие предполагает поочередное прохождение пальцами по лучикам «Звукового солнышка» в гости к гласным звукам, а также одновременно производя «взлёт» пальцами обеих рук, (одновременно в различных пальцевых вариантах: 2-4, 2-3, 2-5, 1-3, 1-4, 3-5 пальцами и т.д.). Зачастую детям не всегда удаётся пройти, не соскользнув с дорожки, особенно безымянным пальцем и мизинцем.
Звуковые дорожки выполнены из бисера, тесьмы, могут быть выполнены из другого вспомогательного материала (на творчество педагога) и дают положительные результаты.
У ребёнка возникают положительные ассоциации с формируемой фонемой, являющиеся неотъемлемой частью обратной связи. Игровые упражнения, закрепляя необходимые навыки и развивая при этом мелкую моторику пальцев рук доставляют ребёнку радость, удовольствие. Звуки легко закрепляются ребёнком в спокойном, естественном состоянии. Ребёнок не устаёт доставлять себе удовольствие, скользя очередным пальчиком по спинке «улитки» или делая виртуозный «взлёт» под облака на самолёте, заглянуть в таинственный мир «Цветика-семицветика», складывая звуки в слоги, где дополнительно идёт закрепление цвета, формы и т.д.
Техника работы с пособием:
Работать с тактильным пособием лучше через файл, предварительно смазав пальцы ребёнка мелом для наилучшего их скольжения по дорожкам.
Варианты игровых упражнений:
- Отгадай, какой звук живёт в «звуковом домике» (предложить загадку на закрепляемый звук).
- Помоги звуку пройти по звуковой дорожке каждым пальчиком (чётко произнося звук, ребёнок «проходит» пальчиками по тактильным дорожкам в прямом и обратном варианте)
- Идя со звуком по дорожке, вспомни какой первый (последний, в середине слова) звук в названии встречающихся на пути картинок, произнеси с ними слог, слово (и т.д. по алгоритму)
- Закрой глаза и чётко произнося звук пройди пальчиком по дорожке на ощупь (в прямом, в обратном варианте).
Различные задания могут варьироваться в сочетании с уже известными игровыми упражнениями в коррекционной педагогике.
Пособие предлагается логопедам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений и родителям для работы с детьми 3-7 лет, нуждающимся в логопедической помощи.
Желаю Вам творческих успехов!