Музыкальные инструменты помощники: «Вертушки-болтушки», «Веселые барабанчики», «Погремун».

  вс., 22.03.2015

Автор:

Фенёк Дарья Владимировна,

музыкальный руководитель

МАДОУ детский сад «Теремок» с. Абатское

Мир, который нас окружает, насыщен всевозможными звуками. От шорохов и скрипа, шума дождя, до раскатов грома. Природа всегда была для человека великим учителем. Познавая, слушая природу, люди учились использовать эти звуки. Так возникли музыкальные инструменты.

С самых древних времен на Руси ни один праздник, ни одно гуляние или деревенские посиделки не обходились без задорной музыки, задушевных песен и веселой пляски. Неотъемлемой частью веселья была игра на музыкальных инструментах.

Русские народные инструменты создавались из того, что было под рукой.

Музыкальное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент эстетического творческого развития. В современных условиях, музыкальное образование имеет особе значение. Основную педагогическую идею своего опыта вижу в необходимости формирования элементарного музыцирования  у детей младшего дошкольного возраста, посредством использования интегрированных пособий.

Новизна опыта заключается в интеграции известных методик К. Орфа, М. Монтессори, которые предусматривают использование мобильных пособий.

Музыкально-шумовой инструмент

Шумовые музыкальные инструменты – это самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке, они являются первыми помощниками, очень просты и наиболее доступны детям дошкольного возраста. Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки.

Лёгкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними. В своей работе на музыкальных занятиях я использую игру на  музыкальных, шумовых инструментах, на которых с удовольствием играют дети.

Цель таких музыкальных инструментов: развитие у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей, метроритмического чувства, мелкой моторики рук, формирование элементарных навыков подигрывания на ударно - шумовых музыкальных инструментах.

В процессе игры на детских шумовых инструментах решаются следующие задачи:

знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них;

формирование представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности, освоение нотной грамоты;

пробуждение интереса к творческому музицированию и инструментальной деятельности;

развитие музыкальных способностей учащихся (чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, полифонического, тембрового, динамического слуха), творческого потенциала, коллективных навыков игры;

формирование художественного вкуса.

 При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:

1. Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам

2. Импровизация звуковых картин на заданную тему

3. Звуковая иллюстрация стихов

4. Сказки-шумелки

5. Творческие задания 

Так что же такое шум?

Шум — беспорядочные непериодические колебания звучащего тела.

В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты.

К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые оркестровые инструменты - это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит.

Как Вы думаете, какие инструменты можно отнести к шумовым оркестровым?

К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука: барабаны, гонг, тамтам, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и т. д.

Играя на шумовых инструментах дети:

· во-первых, совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой),

· во-вторых, чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко,

· в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.

Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей.

Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать. Вот то, что всегда может оказаться под рукой: пластиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, детские погремушки. Связки ключей. Мешочек с орехами - чудесный шорох. Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.) Деревянные кубики, брусочки. Катушки от ниток. Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них и многое другое.

Вот некоторые музыкальные инструменты, которые можно сделать своими руками.

«Вертушки-болтушки»

Описание

Один из самых простых  шумовых инструментов - это баночки  из под какао-напитка «Neskvik», прикреплены к крышке веревкой, на которую нанизаны на одинаковом расстоянии яйца от киндера.  При поворачивании яйца ударяют по банке, издавая  ритм. Яйца наполнены горохом, для яркости звучания. Крышку заклеить и украсить баночку. Сделать внизу отверстие, вставить ручку.

«Веселые барабанчики»

Описание

 Шумовой инструмент - это различны баночки наполненные пуговицами, крупой или бусинами.  В данном случае было использовано, цилиндры от использованного скотча, заполненные разновидными крупами, или крышками от бутылок.  Что бы проанализировать звучание, нужно встряхнуть его.  Поверхность из плотного полиэтилена. Так же этот инструмент может использоваться как барабан.

«Погремун»

 

Описание:

Футляр яйцо от "Киндер-сюрприза" с мелкими сыпучими предметами.

Пластиковые баночки от киндеров,  надеты одна на другой сделаны продольные надрезы полосками по длине, шириной 0,5см, взята часть с горлышком.

Цель: Развитие метроритмического чувства, мелкой моторики рук. Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на ударно-шумовых музыкальных инструментах.

Для чего используется: Воспроизведение метрической пульсации и ритмического рисунка. Совершенствовать умение различать звучание детских музыкальных инструментов.

Маракасы своими руками сделать совершенно просто – любая баночка, бутылочка, яйцо от киндер-сюрприза сгодится для этой цели. Наполнить маракас можно крупой или бусинами. Только имейте в виду – мелкие детали не должны высыпаться, надежно скрепите имеющиеся швы и закройте отверстия! Дети могут проглотить или засунуть в нос и уши любую мелкую деталь. Сверху игрушку можно обклеить яркой бумагой или раскрасить – ребенок с радостью вам поможет.

 Давайте немного поиграем.

 

 Игра с раздаточным материалом "Определи по ритму".

Каждый загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолёт, машина, поезд и т.д. и передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Взрослые отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чья загадка будет разгаданы.

 

Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать родители или взрослые без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.

Игра "Расскажем сказку «Колобок»".

 

Рекомендация: Но все-таки, выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.

Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.

 

Уважаемые педагоги и родители — участники выставки!
2 июня 2015 г. в информационно-выставочном комплексе Тюменской областной Думы состоялась торжественная церемония награждения победителей региональной методической выставки «Современная образовательная среда детского сада и семьи». Подробно >>>
С 8 по 10 июня 2015 г. педагоги из Тюмени получили сертификаты участников выставки и мультимедийные альбомы с полной версией выставки в Центре развития творчества детей и юношества "Грант" по адресу: ул.Профсоюзная, 52. тел. для справок: 685-321, ГРАНТ на карте.jpg
9 июня 2015г. отправлены дипломы, сертификаты и подарки победителям и участникам Выставки юга Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры заказной бандеролью на адрес ДОУ. Подробно >>>
Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 11852
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.