Автор:
Загулова Екатерина Юрьевна,
учитель-логопед первой категории.
МАДОУ ЦРР-детский сад «Сибирячок»
Сургутский район, город Лянтор
Аннотация: Логопед на своих занятиях всегда стремится преподнести стандартный словесный материал нетрадиционным и интересным для ребенка способом. Картинка была, есть и будет главным инструментом в работе по автоматизации поставленного звука. Наглядно-дидактическое пособие «В саду» - мой нестандартный взгляд на простую картинку.
Наглядно-дидактическое игровое пособие «В саду» предназначено детям 5-7 лет, имеющим проблемы в речевом развитии. Весь процесс игры направлен на формирование речемыслительных операций дошкольников. В процессе игры с пособием существенно улучшается процесс продуцирования связного речевого высказывания ребенка. Пособие объединяет в единый сюжет ряд коррекционных заданий и упражнений. Способствует решению поставленных коррекционно-образовательных задач на наглядной основе, в интересной и привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет эффективность запоминания содержания речевого материала, но и делает его осмысленным, долговременным и качественным.
Играть можно как на индивидуальных и подгрупповых занятиях, в период работы над лексической темой «Сад», «Фрукты». Предназначено учителям - логопедам, учителям - дефектологам, воспитателям, работающим в ДОО.
Задачи:
- Актуализировать словарь детей по темам «Сад», «Фрукты».
- Развивать навыки взаимодействия со словами, упражнять в согласовании числительных с существительными мужского, женского рода.
- Формировать навык связного речевого высказывания с использованием опорных картинок.
- Автоматизировать звук [Р] на речевом материале различной сложности.
- Совершенствовать навык ориентировки на плоскости.
Оборудование:
Плоскостные изображения: «зеленая равнина», дом с крыльцом и красной крышей, забор, ворон, фруктовые деревья, садовник, фрукты - груши, абрикосы, персики, гранаты.
Составление сюжетной картины разными способами:
-по заданию логопеда: Посередине стоит дом с красивой крышей и крыльцом. Справа от дома стоит забор. От крыльца идет тропинка. Она ведет в сад…
- по желанию ребенка: Расставь все предметы как тебе нравится, чтобы получилась красивая картинка.
Описание игры:
На стол выкладывается большая плоскостная картина с изображением «зеленой равнины» (фон) и предметные картинки по лексической теме «Сад.Фрукты.» Ребенку предлагается поэтапно выкладывать картинки (дом с крыльцом и красной крышей, забор, ворон, деревья, садовод, груши, персики, гранаты) по заданному алгоритму, проговаривая текст, с четким произношением звука Р:
- Представь себе, что это большая «зеленая равнина».
- Посередине стоит дом с красной крышей и крыльцом.
- Справа от дома забор.
- На заборе сидит сорока.
- Около забора выросла густая зеленая трава.
- От крыльца идет тропинка в сад.Ребенок рисует маркерами тропинку в сад, одновременно двумя руками.(Прием «Зеркального рисования»).
- В саду растут фруктовые деревья.
- На деревьях выросли груши, гранаты, персики, абрикосы.
- Давай развесим фрукты, на деревья и посчитаем их.«Раз, два, три, четыре, пять, будем фрукты мы считать». Счет от 1 до 10. Согласование существительных с числительными.
- За фруктовыми деревьями ухаживает садовод.
- Садовод поливает деревья, обрезает сухие листья, белит стволы, собирает урожай.
- Цветовод ухаживает за цветами.
- Какое название можно дать нашей картине? - «В саду».
При повторном использовании игры ребенок самостоятельно восстанавливает картинный план с четким произношением звука [Р].
Варианты игры с усложнением
Цель: Формирование лексико-грамматической стороны речи.
1.Упражнение «Повторялки». Повторять слова со звуком [Р] за взрослым.
2. Упражнение «Будь внимателен». Повторять словосочетания со звуком [Р] за взрослым: зеленая равнина, красная крыша, дом с крыльцом, тропинка в сад, ворон на заборе, фруктовые деревья, гранатовое дерево, грушевое дерево,персиковое дерево.
3. Дидактическая игра «Чего не стало?». Назвать недостающий предмет на картине.
4.Упражнение «Один-много». Образование множественного числа существительных: груша-груши, дерево-деревья, персик-персики.
5. Дидактическая игра «Живое - неживое». Назвать предметы, отвечающие на вопросы Что это? Кто это?
6. Упражнение «Найди место звука в слове». Определять место звука [Р] в словах (в начале, в середине, в конце слова).
7. Дидактическое упражнение «Куда пойдем, что найдем?». Назвать, где находится предмет, используя предлоги (сорока на заборе, около забора трава, груша под деревом, гранат на дереве, садовод в саду).
Уважаемые педагоги и родители — участники выставки!
2 июня 2015 г. в информационно-выставочном комплексе Тюменской областной Думы состоялась торжественная церемония награждения победителей региональной методической выставки «Современная образовательная среда детского сада и семьи».
Подробно >>>
С 8 по 10 июня 2015 г. педагоги из Тюмени получили сертификаты участников выставки и мультимедийные альбомы с полной версией выставки в Центре развития творчества детей и юношества "Грант" по адресу: ул.Профсоюзная, 52. тел. для справок: 685-321,
ГРАНТ на карте.jpg
9 июня 2015г. отправлены дипломы, сертификаты и подарки победителям и участникам Выставки юга Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры заказной бандеролью на адрес ДОУ.
Подробно >>>