Многофункциональное развивающее пособие «Умная доска»

  ср., 11.03.2015

Автор:

Савельева Ольга Анатольевна

учитель-логопед,

МДОУ «Детский сад «Золотой петушок»

п. Пангоды Надымского района»

1 квалификационная категория

 Современные информационные технологии позволяют педагогам, разрабатывающим  дидактический материал оперировать целым  комплексом вербальных и невербальных средств. Эти средства позволяют создавать эстетичные, увлекательные, познавательные, проблемные материалы и тем самым повышают мотивацию и познавательный интерес малышей.

При создании развивающей среды и дидактических материалов представляется особенно важным выделение принципа актуального и ближайшего развития, характеризующего разницу между тем, что ребенок способен сделать самостоятельно, и тем, на что он становится способен с помощью педагога.  Такой подход соответствует теории Л. С. Выготского, который видел движение ребенка от зоны его актуального развития к зоне ближайшего развития как путь от наглядной ситуации к абстрагированной.

Многофункциональное, развивающее пособие «Умная доска» предназначено для обучения детей старшего и подготовительного к школе возраста.

Краткое описание изготовления пособия «Умная доска», комплектация.

  1. Основа пособия – магнитно-маркерная передвижная доска размером 500´1000мм (обычно поставляется в комплекте к стандартной доске).

1-я поверхность (маркерная) преобразована следующим образом: вертикальными и горизонтальными полосами разделена на сектора по типу таблицы, где с левой стороны крепятся картинки с изображением органов артикуляции для работы над звуковым анализом, подготовкой к обучению грамоте. Пустые сектора предназначаются для самостоятельной работы.

2-я поверхность (магнитная) представляет собой поверхность, для эстетичности заклеенную самоклейной плёнкой, с закреплёнными на ней прозрачными кармашками (количество кармашков может варьироваться по желанию и необходимости).

  1. В состав пособия входит набор разнообразных карточек для работы (количество карточек, тематика, способ изготовления, функциональная направленность определяется каждым специалистом индивидуально, в зависимости от поставленных целей работы и реализуемых задач).
  2. Магнитные стрелки разной длины прямой и волнообразной формы.
  3. Маркер.
  4. Магниты красного, синего, зелёного цветов.

Лёгкая и мобильная основа пособия, безопасный способ крепления позволяют быстро перемещать его и закреплять во многих, доступных для ребёнка местах. Многофункциональность пособия позволяет значительно сократить количество карт, таблиц, картинного и раздаточного материала. 

Методические рекомендации по использованию пособия «Умная доска»

В основе магнитной стороны пособия лежит принцип системности восприятия, возможность подкрепления смыслового фонетического восприятия – зрительным, активное формирование логических связей с привлечением синтеза и анализа, предложенный специалистами в области логопедии Воробьевой В.К., Ткаченко Т. А.  

На пособии легко организуются временные и логические последовательности, циклы и другие виды информации.

«Умная доска» служит прекрасным вспомогательным средством при коррекции пробелов в построении лексико-грамматических конструкций речевого высказывания, обогащении словарного запаса, формировании правильного употребления существительных единственного и множественного числа в различных падежных формах, в употреблении как простых,  так и сложных предлогов.

Дети также отгадывают загадки при помощи самостоятельно поставленных вопросов с опорой на схему.

 Для побуждения детей к самостоятельному описанию используются жизненные проблемные ситуации: «Вы были на птичьем рынке и видели там милого котенка. Вам бы очень хотелось купить его. Уговорите маму, расскажите ей, какой он».

Кроме схем для описания одного предмета, коллективно составляются  схемы для последовательного сравнительного описания двух предметов, где дети сначала выделяют отличительные признаки и предлагают, как их обозначить. Таким образом, на этапе коллективного составления схем происходит дальнейшее развитие самостоятельности в составлении описательного рассказа. 

Визуальное деление поля на 2 части позволяет использовать пособие при обучении детей построению связного высказывания в виде последовательного изложения события. В кармашки вставляются символы либо картинки – субъект и объект, стрелки между ними – предикат, выраженный глагольным словом.

Введение в процесс обучения детей с речевыми проблемами новых задач, связанных с усвоением правил смысловой и лексико-синтаксической организации текстовых сообщений, применение системы подготовительных (аналитических) и речевых (учебно-коммуникативных) упражнений, направленных на осознанное усвоение правил, опора на наглядно-графические планы существенно повышают качество их речевой продукции, активизируют речемыслительную деятельность.

Пособие позволяет формировать слово-образ, развивать навык предчтения, обучать чтению.

Пособие может быть использовано для развития и коррекции психофизических функций (операций сравнения, классификации, обобщения).

На маркерной стороне «Умной доски» располагается морфологическая таблица.

Целью этой морфологической таблицы является создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию новых звуков.

 Работу с данной морфологической таблицей можно разделить на несколько этапов:

  • знакомство с речевыми звуками;
  • характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам;
  • сравнение звуков по артикуляторно – акустическим признакам;
  • обозначение звуков цветовыми символами;
  • обозначение звука буквой.       

На первом занятии (обычно это [У]) педагог  договаривается с дошкольниками, какими символами они будут пользоваться на протяжении всего периода работы. На последующих занятиях дети, сначала при помощи педагога, а затем самостоятельно анализируют характерное положение органов артикуляции при произнесении изучаемого звука, опираясь вначале, на зрительные, а во втором периоде обучения, на тактильные и самоощущения.

В пустых клеточках дети самостоятельно отмечают условными  символами положение губ, языка, зубов, состояние воздушной струи. Вводятся понятия  твёрдый и мягкий, «звонкий» и «глухой» согласные звуки.

Н-р.: При произнесении [Ш] губы в широкой трубочке, зубы разомкнуты, кончик языка поднят вверх за верхние зубы, язычок в форме чашечки, воздушная струя сильная, тёплая, горлышко не дрожит. Этот звук согласный, глухой, твёрдый, обозначаем фишкой синего цвета.

Включение пособия «Умная доска» в содержание непосредственно организованной деятельности помогает формировать у дошкольников новые знания и закреплять уже усвоенный материал.

 

 

 Примерные игры и упражнения

Развитие фонематического слуха

«Меткий стрелок»

Цель: выделение заданного звука из состава слова

Содержание.

Педагог помещает с левой стороны поля карточку с изображённым на ней зрительным символом звука, а с правой стороны картинки с изображением различных предметов (можно использовать предметы в рамках одной лексической темы).

Педагог: «Чётко произнеси названия картинок. Соедини магнитной стрелкой зрительный символ с картинкой, в названии которой есть этот звук».

 «Звук играет в прятки»

Цель: определение места звука в слове

Содержание.

Педагог помещает с левой стороны поля карточки с изображёнными на них схемами слов (начало, середина, конец), где на схемах в одной из позиций нанесена либо буква, позицию которой ребёнок должен определить, либо зрительный символ звука, а с правой стороны картинки с изображением различных предметов (можно использовать предметы в рамках одной лексической темы).

Педагог: «Чётко произнеси названия картинок. Соедини с нужным символом магнитной стрелкой каждое изображение».

 Звуковой анализ и синтез

«Первый звук»

Цель: выделение в слове начального согласного звука

Содержание.

Педагог помещает с левой стороны поля зрительные символы звуков, а с правой стороны картинки с изображением различных предметов (можно использовать предметы в рамках одной лексической темы).

Педагог: «Чётко произнеси названия картинок. Соедини с нужным символом магнитной стрелкой каждое изображение».

 

«Прочти»

Цель: анализ и синтез слов и сочетаний, состоящих из двух звуков – гласного и согласного.

Содержание.

Педагог при помощи стрелок соединяет попарно те зрительные символы звуков, которые необходимо прочесть.

Педагог: «Произнеси по схемам слитно, не прерывая голоса, пары звуков (звуки представлены в виде зрительных символов). Назови в сочетаниях по порядку оба звука. Объясни значение получившегося слова (МУ – так мычит корова)».

Слоговая структура

«Найди пару»

Цель: учить находить слова с одинаковым количеством слогов

Содержание.

Педагог располагает с правой и с левой стороны поля картинки с изображением различных предметов таким образом, чтобы по обе стороны оказались пары картинок с одинаковым слоговым составом. Педагог вместе с детьми обязательно проговаривает названия предметов предварительно.

Педагог: «Рассмотрите картинки с левой стороны поля, определите, сколько слогов в каждом слове, найдите каждой картинке пару справой стороны поля с таким же количеством слогов. Соедините эти картинки при помощи стрелочек».

 

 «Угадай слово»

Цель: определение слова с определенным количеством слогов

Содержание.

Педагог располагает с левой стороны поля карточку-схему с графическим изображением слогового состава слова (количество слогов в слове представлено в виде горизонтальных штрихов). С правой стороны поля располагаются картинки с изображением предметов с разным слоговым составом. Педагог вместе с детьми обязательно проговаривает названия предметов предварительно.

Педагог: «Сейчас мы с вами будем угадывать зашифрованные слова. Подумайте и скажите, какое слово зашифровано, при помощи стрелки укажите соответствующую картинку».

  

Лексико-грамматический строй

«Маленькое словечко»

Цель: учить ребёнка выделять в предложении предлоги НА, ПОД

Содержание.

Педагог располагает с левой стороны поля карточки-схемы с графическим изображением предлогов (работа по ознакомлению с графическим изображением предлогов ведётся заранее). С правой стороны поля располагаются простые сюжетные картинки с изображением предметов, находящихся в определённом пространственном взаимодействии друг с другом.

Педагог: «Посмотри внимательно на схемы предлогов и вспомни, какое «маленькое слово» обозначается каждой схемой. Найди справа те картинки, описывая которые мы можем употребить это «маленькое словечко – предлог». Соедини карточку-схему с соответствующей картинкой».

 

«Какой? Какая? Какое?»

Цель: учить ребёнка подбирать к предмету несколько определений

Содержание.

Педагог располагает с левой стороны поля картинку с изображением предмета, к которому необходимо подобрать признаки. Уточняет элементы карточек-схем (цвет, форма, величина, материал) и предлагает описать предмет. Предлагает ребёнку из множества карточек-схем выбрать подходящие.

Педагог: «Рассмотри внимательно картинку, сейчас мы будем учиться рассказывать об этом предмете так, чтобы твой друг сразу нашёл его среди остальных. Выбери нужные схемы, располагай их с правой стороны».

Связная речь

«Юный автор»

Цель: научить детей придумывать связные описательные рассказы

Содержание.

Педагог располагает с левой стороны поля картинку с изображением предмета, живого существа, изображения времени года, природного явления. А справой стороны поля располагаются карточки с нанесёнными на них схематическими изображениями характерных признаков предметов или объектов, либо времен года (схематические изображения предъявляются ребёнку предварительно, на вводном занятии). Карточки располагаются сверху вниз в строгом порядке для описания.

Педагог: «Рассмотри внимательно картинку, при помощи опорных схем составь рассказ по ней».

 «Пересказ»

Цель: закрепляется представление о том, что важной единицей в рассказе является то место, где мысль одного предложения перетекает в мысль другого.

Содержание.

В структуре конкретной предметно-подстановочной таблицы кармашки заполняются либо предметными картинками, либо словами. Стрелками обозначается предикаты, выраженные глагольными словами.

Применение таблицы позволяет реально показать детям принцип одинакового смыслового строения всех предложений рассказа: на первом месте – обозначение предмета, на втором действия, на третьем – снова обозначение, но уже нового предмета сообщения. В следующем предложении на первом месте используется предметное обозначение из предыдущего предложения, что даёт возможность продемонстрировать смысловое соединение предложений.

Проиллюстрируем организацию учебной работы на этапе знакомства детей с правилами смысловой связи предложений в рассказе повествовательного типа.

1.  Детям предлагается прослушать рассказ, н-р. «Кошка Мурка» (методика В. К. Воробъёвой).

Наша кошка Мурка всем на удивление любила мёд.

Запах мёда доносился из малинника.

В малиннике стоял улей.

Улей охраняли пчёлы.

Пчёлы и покусали нашу кошку Мурку.

Теперь Мурка близко не подходит к мёду.

2.  После прочтения рассказа детям предлагается из разнообразия предметных картинок отобрать только те, о которых говорится в рассказе.

3.  Дети должны «записать» рассказ, но только не словами, а картинками. Знакомя детей с графической схемой, необходимо объяснить значение всех её элементов: первый кармашек – это первое слово, далее стрелка – это тоже слово, второй кармашек – это ещё одно слово. Все вместе составляют целое предложение. Педагог читает первое предложение, предлагает найти для него подходящие картинки и правильно заполнить ими первую строчку. После «прочтения» того, что получилось, переходят к следующему предложению.

4.  На этом этапе педагог должен таким образом построить работу, чтобы дети сами нашли правило смысловой связи предложений. Целесообразно закрыть экраном все предложения, кроме первых двух. Так дети смогут увидеть, что в соседних предложениях говорится об одном и том же предмете, и фиксируется это одинаковыми картинками.

5.  Закрепляя найденное правило, предлагается детям соединить длинными стрелками одинаковые картинки двух соседних предложений, устанавливая тем самым определённую цепочку смысловых связей через единство предметных обозначений.

6.  Далее необходимо наглядно показать, как нельзя составлять рассказы. Детей учат обнаруживать три вида смысловых поломок:

- нарушение повторяемости предметных картинок в соседних предложениях;

- изменение порядка предложений в рассказе;

- исчезновение одного предложения.

Наиболее эффектным является исчезновение первого предложения, т. к. оно содержит наименование основного предмета речи.

7.  Далее целесообразно предложить детям новые средства синтаксического сцепления предложений: местоимениями, производными словами, синонимами. Для этого логопед может использовать приём наложения «запретной» карточки на первое слово в каждом предложении, кроме первого. Дошкольники должны определить, чем можно заменить запретное слово.

Речевой материал педагог может подбирать и адаптировать к данной методике самостоятельно.

 

Обучение грамоте

«Учимся читать»

Цель: учить ребёнка сливать буквы в слоги

Содержание.

Педагог располагает с левой стороны поля карточку с одной напечатанной буквой (знакомство с которой является целью занятия). С правой стороны поля карточки с уже изученными буквами. Карточки соединяются между собой разного типа стрелочками (короткими, волнообразными). Тип стрелок выбирается в зависимости от фонетических характеристик первого звука в слоге. В работе можно использовать указку с прикреплённым на острие указки животным (н-р ёжиком).

Педагог: «Попробуй прочесть слоги, соединяя между собой буквы. Во время чтения веди по стрелочке указкой. Если дорожка прямая, читай быстро, словно ракета пролетела. Если дорожка волнообразная тяни первый звук медленно».

 

«Придумай словечко»

Цель: обучение осмысленному чтению двусложных слов

Содержание.

Педагог располагает с левой стороны поля карточки с написанными первыми слогами слов, с правой стороны – карточки со вторыми слогами.

Педагог: «Прочти внимательно слоги с левой и с правой стороны поля, попробуй составить из этих слогов слова, соединяй нужные слоги стрелкой»

 

Уважаемые педагоги и родители — участники выставки!
2 июня 2015 г. в информационно-выставочном комплексе Тюменской областной Думы состоялась торжественная церемония награждения победителей региональной методической выставки «Современная образовательная среда детского сада и семьи». Подробно >>>
С 8 по 10 июня 2015 г. педагоги из Тюмени получили сертификаты участников выставки и мультимедийные альбомы с полной версией выставки в Центре развития творчества детей и юношества "Грант" по адресу: ул.Профсоюзная, 52. тел. для справок: 685-321, ГРАНТ на карте.jpg
9 июня 2015г. отправлены дипломы, сертификаты и подарки победителям и участникам Выставки юга Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры заказной бандеролью на адрес ДОУ. Подробно >>>
Поделиться
Комментарии 10
Светлана 13.03.2015 22:43 #
Очень интересное пособие, многофункциональное. Спасибо.
Наталья 14.03.2015 18:28 #
Классное многофункциональное пособие, которое можно использовать практически на каждом логопедическом занятии. Мне понравилось...
Ольга 16.03.2015 16:54 #
молодцы
Ник 29.03.2015 14:51 #
все гениальное - просто
Алла 25.05.2015 23:21 #
Использовать такое пособие - одно удовольствие. Помощник практически на каждом занятии. Спасибо.
Хомицкая Н.И. 26.05.2015 01:02 #
Пособие заслуживает внимания как педагогам- воспитателям, так и родителям Проделана большая грамотная работа. Чувствуется, что все было использовано в работе.
Наталья И 26.05.2015 01:31 #
Пособие просто гениальное. А как горят глаза детей. С каким интересом они познают всё, что представлено их вниманию. Спасибо!
Валентина. 26.05.2015 18:22 #
очень интересные и полезные пособия . как для учителей, так и для родителей! Спасибо!
Ольга 26.05.2015 19:23 #
Пособие очень интересное! Спасибо большое! Обязательно возьму себе на заметку для занятий с ребёнком!
Марина 04.09.2015 17:59 #
Замечательное пособие! Большое спасибо за идею!
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 5552
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.