Мини-оборудование «Настольная сцена» |
ср., 11.03.2015 |
Авторы:
Файзуллина Флюра Фазлутдиновна, воспитатель II категории
Миннетдинова Лариса Фарисовна, воспитатель II категории
МАДОУ ДС КВ «Гнёздышко» ЯНАО г. Новый Уренгой,
Дидактическая игра — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра для детей - учёба, труд, способ познания окружающего, форма воспитания.
“Программа воспитания в детском саду” предъявляет к дидактическим играм большие требования. В ней говорится: “С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т.д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни”. Особенность дидактических игр заключается в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей.
Пособие представляет собой ящик длиной 44 см, шириной 32 см, высотой 17 см с отверстиями по всей площади, в которые крепится и легко снимается необходимые атрибуты. Ящик выполнен из пластика, раннее служил ящиком для хранения фруктов и овощей.
Для крепления занавеса используется липкая лента. При необходимости можно сменить цвет занавеса.
Программные задачи:
- Стимулировать инициативную речь ребенка. Продолжать расширять
активный словарь: использовать существительные, глаголы, прилагательные.
- Побуждать заменять звукоподражательные слова
общеупотребительными (вместо «би-би-ка» - «машина» и т.п.).
• Активизировать в речи детей местоимения (я, ты, мне), наречия (там,
туда), предлоги (в, на, за).
• Стимулировать желание вступать в диалог и использовать при этом все
доступные способы общения (мимика, жесты, слово).
• Поддерживать стремление ребенка задавать вопросы (Кто? Что? Что
делает? Какой?) и охотно отвечать на них.
• Содействовать освоению умения говорить фразами, употребляя
предложения из 3- 4 слов (к концу года).
• Приобщать ребенка к слушанию произведений малых фольклорных
жанров (потешки, песенки, поговорки), небольших сказок, обеспечивая
понимание доступного содержания.
• Расширять сферу познания ребенка, привлекая внимание, интерес к
предметам, явлениям, ситуациям, образы которых фигурируют в
художественных текстах, устанавливая связь между реальными предметами,
явлениями и их воплощением в литературных образах.
Авторская дидактическая игра “Настольная сцена»
создана нами именно с этой целью, она включает в себя следующие элементы: дидактические задачи, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.
У воспитателя всегда есть возможность проявить творчество, профессионализм и спланировать задачи, содержание, правила и игровые действия по своему усмотрению, учитывая педагогическую необходимость.
Дидактические задачи разнообразны, постоянно меняются и зависят от того какую цель ставит воспитатель. В своей работе мы определяем цели и задачи, учитывая рекомендации комплексной программы воспитания, образования и развития детей “Мир открытия”. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком успешнее, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.
Правила игры: определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели, развивают у детей различные способности, воспитывают терпимость, доброжелательность, сдержанность,
Игровое действие: Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Большое значение имеет театрализованная игра для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Перед тем, как играть в театр, необходимо прочитать сказку, затем установить декорации, отобрать фигурки действующих лиц сказки. В каждую сказку введена роль ведущего – взрослого, который рассказывает сказку и подсказывает маленьким артистам, что им нужно делать. Первый спектакль можно проиграть перед детьми взрослому, чтобы они увидели, как можно передвигать фигурки персонажей сказки. После этого детям предлагается выбрать какую-либо роль, и спектакль играется взрослым вместе с детьми. По ходу игры ребенок может начать импровизировать и изменить ход сказки. В этом случае следует поощрять его фантазию.
Данное пособие даёт возможность воспитателю использовать в работе самые разные дидактические игры и задания, направленные на формирование детского словаря, грамматического строя речи, связной речи, на развитие познавательных процессов. Сцена удобно в использовании, легко переносится, задания выполнять может как один ребёнок, так и подгруппа детей. Так же данное пособие мы используем для составления рассказов – описаний о зиме (весне, лете, осени) по опорным картинкам – схемам (рассказ по цепочке, рассказ двумя (тремя) детьми, одним ребёнком).
Наличие игровых действий в дидактической игре, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.
Формирование у детей психических качеств в игре: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности, дети применяют в игре имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируются разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Воспитание в игре: правильных взаимоотношений между детьми. В процессе игры дети проявляют чуткое отношение к друзьям, учатся быть справедливыми, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д.
Предлагаем варианты использования авторской игры “Настольная сцена”.
Мы используем для составления рассказов – описаний о зиме (весне, лете, осени) по декоративному оформлению «настольной сцены» (рассказ по цепочке, рассказ двумя (тремя) детьми, одним ребёнком)
Дидактическая игра “«Найди ошибку»”
для детей 3-4 лет
На закрепление материала можно провести дидактическую игру «Найди ошибку», в которой педагог заранее в мине – театре подвешивают лишние предметы (бабочки, дождинки), а дети находят несоответствующие признаки данного времени года.
Вариантов игры огромное количество, все зависит от желания, фантазии и желания учить детей играя.
С 25 по 29 марта 2015г. будет открыто онлайн - голосование за приз зрительских симпатий: бесплатное, через соц.сети! Вся информация и кнопки для голосования будут установлены на странице каждого конкурсанта.