«Музыкальное семейство динамических оттенков»

  пт., 27.03.2015

Автор:

Жукова Анна Михайловна,

музыкальный руководитель I категории

МАДОУ д/с № 126 города Тюмени

 

Дидактическая сказка в форме презентации для детей старшего дошкольного возраста

«Музыкальное семейство динамических оттенков»

из цикла презентаций «Дидактические сказки как метод освоения музыкальных терминов и понятий с дошкольниками»

Презентация подготовлена для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Название презентации: «Музыкальное семейство динамических оттенков».

Программный материал, цель и задачи презентации регламентированы Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» (ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).

Музыкальный материал – «Тихая песенка», «Громкая песенка», муз. Г. Струве, «Вальс-шутка», муз. Д. Шостакович, музыкально-дидактическая игра «Громко-тихо запоём».

Цель презентации:

Приобщение к музыкальному искусству и развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства

Задачи презентации:

1. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями.

2. Совершенствовать динамический слух.

демо-версия

Полная версия:

https://cloud.mail.ru/public/e0107b6bc1e0/muz_skazka.rar

Актуальность дидактических сказок-презентаций:

Целью общего музыкального образования, в том числе и на этапе дошкольного образования, является формирование музыкальной культуры личности. Одним из важнейших компонентов музыкальной культуры является музыкальная грамотность. Музыкальная грамотность предполагает знакомство дошкольников с элементарными музыкальными понятиями.

К сожалению, на практике работа по формированию музыкальной грамотности либо просто не организуется музыкальным руководителем, либо сводится к сухому изложению сведений о музыке и музыкально-теоретических понятий. А ведь ребенок уже к первому классу должен овладеть значительным багажом музыкально-теоретических знаний, хотя в силу своих возрастных особенностей еще и не готов к восприятию сложной информации в виде изложения фактов.

Всё это обуславливает необходимость разработки методов организации работы по формированию музыкальной грамотности дошкольников. Таким методом может стать – дидактические сказки.

Дидактические сказки – это сказки, специально созданные или приспособленные для решения обучающих и воспитательных задач. В отличие от сказок вообще, дидактическая сказка имеет четко поставленную цель обучения и соответствующий ей педагогический результат. Она направлена на усвоение новых знаний, в её основе лежит познавательное содержание и учебная проблема.

В процессе практической деятельности по данной теме сложился алгоритм создания и введения дидактической сказки в образовательную область «Музыка», который включает в себя:

- определение темы, при раскрытии которой то или иное музыкально-теоретическое понятие будет наиболее успешно раскрыто;

- детальное изучение данного понятия или явления, выделение в его рамках основного знания, которое доступно детям 6-7 лет и необходимого в рамках общего музыкального образования;

- создание сказки по алгоритму, с ярким и увлекательным сюжетом и интересными героями;

- техническое воплощение данной сказки при помощи компьютерных технологий (анимация, запись голосов и прочее);

- определение места в занятии для демонстрации сказки;

- подбор сопутствующих заданий, закрепляющих полученное знание (дидактические игры, задания, викторины);

- включение полученного знания в исполнительскую и слушательскую деятельность детей;

- реализацию дидактической сказки.

Также была определена эффективная формы представления дидактических сказок в процессе организации образовательной области «Музыка» с дошкольниками – презентация Power Pointe c звуковыми эффектами, анимацией и применением автоматической трансляции (мультипликация).

Дидактическая сказка-презентация представляет собой небольшой мультипликационный сюжет (красочные слайды с изображением героев и событий сказки, которые разговаривают записанными заранее голосами, двигаются и общаются). Презентация транслируется в автоматическом режиме. В конце презентации главные герои сказки делают обобщение по изученной теме и задают детям вопросы. Затем музыкальный руководитель предлагает выполнить задание, связанное с закреплением изученного музыкально-теоретического материала. Эти упражнения должны носить игровой характер и иметь выход в музыкальную деятельность (музыкально-дидактические игры, викторина, музыкальные загадки). Далее организуется музыкально-исполнительская или слушательская деятельность дошкольников, в процессе которой они должны проявить полученное знание на практике.

Образовательный результат дидактических сказок-презентаций:

Результативность дидактических сказок как метода освоения музыкальных терминов и понятий с дошкольниками оценивается с помощью методики изучения музыкальной эрудиции детей 6-7 лет «Выявляем особенности развития музыкальной эрудиции детей», разработанная А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской. Критериями изучения музыкальной эрудиции стали – познавательный интерес, музыкальные знания и музыкальные умения. Результаты диагностики и педагогического наблюдения подтверждают эффективность применения дидактических сказок как метода освоения музыкальных терминов и понятий с дошкольниками. Дети стали проявлять больший интерес к сведениям о музыке и к беседе о ней, стали увереннее оперировать музыкально-теоретическими понятиями, демонстрировать их понимание и использовать свои знания в процессе исполнения и восприятия музыки.

Описание последовательности работы с презентацией «Музыкальное семейство динамических оттенков».

Педагог:

До начала демонстрации презентации.

Ребята, вы любите исполнять музыку – петь, играть на музыкальных инструментах?

Дети: да, очень.

Педагог: Сегодня мы узнаем еще один секрет, который позволит нам исполнять музыку красивее и выразительнее, чем мы это делали раньше. Мы познакомимся с динамическими оттенками. А расскажет нам о них наш давний знакомый Скрипичный Ключ, которые знает о музыке все. Послушайте его рассказ и будьте внимательны, ведь в конце он обязательно задаст вам вопросы.

Демонстрация презентации (не требует словесного сопровождения, аудио и видеоряд смонтированы в целостную композицию).

В конце дидактической сказки Скрипичный ключ задаёт вопросы детям и хвалит их за ответы.

После окончания демонстрации презентации.

Педагог:

Ребята, я для вас приготовила карточки с динамическими оттенками, которые теперь вам знакомы. Предлагаю вам игру. Будем слушать музыкальные фрагменты, которые звучат с разной динамикой. Вам нужно узнать, как звучит музыка – громко или тихо и поднять соответствующую карточку с изображение форте или пиано.

Музыкальная викторина

 (Тихая песенка», «Громкая песенка», муз. Г. Струве)

Педагог:

Всё верно! Отлично справились с заданием. Теперь вы хорошо знаете, что музыку можно исполнять на пиано – тихо и на форте – громко. Предлагаю вам сыграть нашим дружным оркестром колокольчиков уже знакомое нам произведение «Вальс-шутка», муз. Д. Шостаковича, но исполнять его мы будем уже с учетом динамических оттенков. Начнем с пиано, а далее постепенно с каждой новой фразой увеличим звучность и доведем её до фортиссимо. Готовы? Тогда начинаем.

Исполнение произведения в оркестре по оговоренному с детьми динамическому плану

Педагог:

Мы с вами сегодня пополнили наш музыкальный словарик новыми музыкальными терминами. Назовите их. Надеюсь, вы всегда будете пользоваться динамическими оттенками при исполнении музыки, ведь с ними она оживает и расцветает.

Текст сказки, озвучивание автора - Жуковой А.М.

Литература:

Гнездилов, А. В. Авторская сказкотерапия [Текст] / А. В. Гнездилов. - Санкт-Петербург : Речь, 2003. – 292 с.
Гогоберидзе, А. Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста : современные педагогические технологии [Текст] : учебно-методическое пособие / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – Ростов на Дону : Феникс, 2008. – 428 с.
Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – Санкт-Петербург : Речь, 2008. – 320 с.

 

Уважаемые педагоги и родители — участники выставки!
2 июня 2015 г. в информационно-выставочном комплексе Тюменской областной Думы состоялась торжественная церемония награждения победителей региональной методической выставки «Современная образовательная среда детского сада и семьи». Подробно >>>
С 8 по 10 июня 2015 г. педагоги из Тюмени получили сертификаты участников выставки и мультимедийные альбомы с полной версией выставки в Центре развития творчества детей и юношества "Грант" по адресу: ул.Профсоюзная, 52. тел. для справок: 685-321, ГРАНТ на карте.jpg
9 июня 2015г. отправлены дипломы, сертификаты и подарки победителям и участникам Выставки юга Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры заказной бандеролью на адрес ДОУ. Подробно >>>
Поделиться
Комментарии 4
Надежда 20.04.2015 23:34 #
Несколько раз прочла и ничего нового в подходах при обучении детей не нашла: ни мотивации. ни проблемной ситуации. Вопросов, уже подразумевающих общий хоровой ответ. давно нет (Вы любите исполнять музыку или петь песни? ДА!) Вы слышали, чтобы дети Вам когда-нибудь возразили?! Я обращаюсь к Вам не с резкой критикой, а с советом в доброжелательной форме Перестраивайтесь и удачи! Пересмотрите ФГОС!
Автор 02.06.2015 16:37 #
Надежда, спасибо за отзыв. Но суть метода не в том описании, которое вы прочли несколько раз, а в самой презентации, которую надо слушать и смотреть...её текст здесь не приведен. "Любите ли вы исполнять музыку" - это всего лишь предварительный вопрос к детям, перед тем как они приступят к просмотру дидактической сказки, которая сама и является тем проблемным методом обучения, который вы бы хотели увидеть. Не посчитала нужным текст презентации дублировать в ее описании, так как он длинен. Сама сказка знакомит детей с понятием "динамика", с терминами форте, пиано, фортиссими и пианиссимо, с графическим обозначением этих понятий в теории музыки. Это знакомство проходит в интересной для детей форме, так как эти понятия для них оживают в данной сказке. А далее, дети отвечают на вопросы сказочного героя. Тут же переносят полученные знания на практику - исполняя музыкальное произведение на новом уровне, уже зная динамические оттенки, умея их читать по графической записи, принятой в теории музыки. А ФГОС я, конечно, перечитаю... Думаю это будет мне полезно и даст новый толчек для творчества, которое, возможно, вы оцените выше. А эту работу уже оценили на Всероссийском конкурсе, забудем про её недостатки и пойдем дальше))))). С уважением, Анна.
Ольга 02.06.2015 17:25 #
Анна Михайловна! Спасибо Вам огромное за Вашу работу! Отличная презентация! Именно то, что нужно! Такая работу украсит любой урок по музыке!
Светлана 03.09.2018 00:50 #
Презентация просто классная! Побольше таких современных подходов в нашей непростой работе с детьми.
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 4949
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.