Дидактическая сказка в форме презентации для детей старшего дошкольного возраста
«Музыкальное семейство динамических оттенков»
из цикла презентаций «Дидактические сказки как метод освоения музыкальных терминов и понятий с дошкольниками»
Презентация подготовлена для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Название презентации: «Музыкальное семейство динамических оттенков».
Программный материал, цель и задачи презентации регламентированы Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» (ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).
Музыкальный материал – «Тихая песенка», «Громкая песенка», муз. Г. Струве, «Вальс-шутка», муз. Д. Шостакович, музыкально-дидактическая игра «Громко-тихо запоём».
Цель презентации:
Приобщение к музыкальному искусству и развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства
Задачи презентации:
1. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями.
Целью общего музыкального образования, в том числе и на этапе дошкольного образования, является формирование музыкальной культуры личности. Одним из важнейших компонентов музыкальной культуры является музыкальная грамотность. Музыкальная грамотность предполагает знакомство дошкольников с элементарными музыкальными понятиями.
К сожалению, на практике работа по формированию музыкальной грамотности либо просто не организуется музыкальным руководителем, либо сводится к сухому изложению сведений о музыке и музыкально-теоретических понятий. А ведь ребенок уже к первому классу должен овладеть значительным багажом музыкально-теоретических знаний, хотя в силу своих возрастных особенностей еще и не готов к восприятию сложной информации в виде изложения фактов.
Всё это обуславливает необходимость разработки методов организации работы по формированию музыкальной грамотности дошкольников. Таким методом может стать – дидактические сказки.
Дидактические сказки – это сказки, специально созданные или приспособленные для решения обучающих и воспитательных задач. В отличие от сказок вообще, дидактическая сказка имеет четко поставленную цель обучения и соответствующий ей педагогический результат. Она направлена на усвоение новых знаний, в её основе лежит познавательное содержание и учебная проблема.
В процессе практической деятельности по данной теме сложился алгоритм создания и введения дидактической сказки в образовательную область «Музыка», который включает в себя:
- определение темы, при раскрытии которой то или иное музыкально-теоретическое понятие будет наиболее успешно раскрыто;
- детальное изучение данного понятия или явления, выделение в его рамках основного знания, которое доступно детям 6-7 лет и необходимого в рамках общего музыкального образования;
- создание сказки по алгоритму, с ярким и увлекательным сюжетом и интересными героями;
- техническое воплощение данной сказки при помощи компьютерных технологий (анимация, запись голосов и прочее);
- определение места в занятии для демонстрации сказки;
- включение полученного знания в исполнительскую и слушательскую деятельность детей;
- реализацию дидактической сказки.
Также была определена эффективная формы представления дидактических сказок в процессе организации образовательной области «Музыка» с дошкольниками – презентация Power Pointe c звуковыми эффектами, анимацией и применением автоматической трансляции (мультипликация).
Дидактическая сказка-презентация представляет собой небольшой мультипликационный сюжет (красочные слайды с изображением героев и событий сказки, которые разговаривают записанными заранее голосами, двигаются и общаются). Презентация транслируется в автоматическом режиме. В конце презентации главные герои сказки делают обобщение по изученной теме и задают детям вопросы. Затем музыкальный руководитель предлагает выполнить задание, связанное с закреплением изученного музыкально-теоретического материала. Эти упражнения должны носить игровой характер и иметь выход в музыкальную деятельность (музыкально-дидактические игры, викторина, музыкальные загадки). Далее организуется музыкально-исполнительская или слушательская деятельность дошкольников, в процессе которой они должны проявить полученное знание на практике.
Образовательный результат дидактических сказок-презентаций:
Результативность дидактических сказок как метода освоения музыкальных терминов и понятий с дошкольниками оценивается с помощью методики изучения музыкальной эрудиции детей 6-7 лет «Выявляем особенности развития музыкальной эрудиции детей», разработанная А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской. Критериями изучения музыкальной эрудиции стали – познавательный интерес, музыкальные знания и музыкальные умения. Результаты диагностики и педагогического наблюдения подтверждают эффективность применения дидактических сказок как метода освоения музыкальных терминов и понятий с дошкольниками. Дети стали проявлять больший интерес к сведениям о музыке и к беседе о ней, стали увереннее оперировать музыкально-теоретическими понятиями, демонстрировать их понимание и использовать свои знания в процессе исполнения и восприятия музыки.
Описание последовательности работы с презентацией «Музыкальное семейство динамических оттенков».
Педагог:
До начала демонстрации презентации.
Ребята, вы любите исполнять музыку – петь, играть на музыкальных инструментах?
Дети: да, очень.
Педагог: Сегодня мы узнаем еще один секрет, который позволит нам исполнять музыку красивее и выразительнее, чем мы это делали раньше. Мы познакомимся с динамическими оттенками. А расскажет нам о них наш давний знакомый Скрипичный Ключ, которые знает о музыке все. Послушайте его рассказ и будьте внимательны, ведь в конце он обязательно задаст вам вопросы.
Демонстрация презентации (не требует словесного сопровождения, аудио и видеоряд смонтированы в целостную композицию).
В конце дидактической сказки Скрипичный ключ задаёт вопросы детям и хвалит их за ответы.
После окончания демонстрации презентации.
Педагог:
Ребята, я для вас приготовила карточки с динамическими оттенками, которые теперь вам знакомы. Предлагаю вам игру. Будем слушать музыкальные фрагменты, которые звучат с разной динамикой. Вам нужно узнать, как звучит музыка – громко или тихо и поднять соответствующую карточку с изображение форте или пиано.
Музыкальная викторина
(Тихая песенка», «Громкая песенка», муз. Г. Струве)
Педагог:
Всё верно! Отлично справились с заданием. Теперь вы хорошо знаете, что музыку можно исполнять на пиано – тихо и на форте – громко. Предлагаю вам сыграть нашим дружным оркестром колокольчиков уже знакомое нам произведение «Вальс-шутка», муз. Д. Шостаковича, но исполнять его мы будем уже с учетом динамических оттенков. Начнем с пиано, а далее постепенно с каждой новой фразой увеличим звучность и доведем её до фортиссимо. Готовы? Тогда начинаем.
Исполнение произведения в оркестре по оговоренному с детьми динамическому плану
Педагог:
Мы с вами сегодня пополнили наш музыкальный словарик новыми музыкальными терминами. Назовите их. Надеюсь, вы всегда будете пользоваться динамическими оттенками при исполнении музыки, ведь с ними она оживает и расцветает.
Текст сказки, озвучивание автора - Жуковой А.М.
Литература:
Гнездилов, А. В. Авторская сказкотерапия [Текст] / А. В. Гнездилов. - Санкт-Петербург : Речь, 2003. – 292 с. Гогоберидзе, А. Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста : современные педагогические технологии [Текст] : учебно-методическое пособие / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – Ростов на Дону : Феникс, 2008. – 428 с. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – Санкт-Петербург : Речь, 2008. – 320 с.
Уважаемые педагоги и родители — участники выставки!
2 июня 2015 г. в информационно-выставочном комплексе Тюменской областной Думы состоялась торжественная церемония награждения победителей региональной методической выставки «Современная образовательная среда детского сада и семьи». Подробно >>>
С 8 по 10 июня 2015 г. педагоги из Тюмени получили сертификаты участников выставки и мультимедийные альбомы с полной версией выставки в Центре развития творчества детей и юношества "Грант" по адресу: ул.Профсоюзная, 52. тел. для справок: 685-321, ГРАНТ на карте.jpg
9 июня 2015г. отправлены дипломы, сертификаты и подарки победителям и участникам Выставки юга Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры заказной бандеролью на адрес ДОУ. Подробно >>>
Несколько раз прочла и ничего нового в подходах при обучении детей не нашла: ни мотивации. ни проблемной ситуации. Вопросов, уже подразумевающих общий хоровой ответ. давно нет (Вы любите исполнять музыку или петь песни? ДА!) Вы слышали, чтобы дети Вам когда-нибудь возразили?! Я обращаюсь к Вам не с резкой критикой, а с советом в доброжелательной форме Перестраивайтесь и удачи! Пересмотрите ФГОС!
Надежда, спасибо за отзыв. Но суть метода не в том описании, которое вы прочли несколько раз, а в самой презентации, которую надо слушать и смотреть...её текст здесь не приведен. "Любите ли вы исполнять музыку" - это всего лишь предварительный вопрос к детям, перед тем как они приступят к просмотру дидактической сказки, которая сама и является тем проблемным методом обучения, который вы бы хотели увидеть. Не посчитала нужным текст презентации дублировать в ее описании, так как он длинен. Сама сказка знакомит детей с понятием "динамика", с терминами форте, пиано, фортиссими и пианиссимо, с графическим обозначением этих понятий в теории музыки. Это знакомство проходит в интересной для детей форме, так как эти понятия для них оживают в данной сказке. А далее, дети отвечают на вопросы сказочного героя. Тут же переносят полученные знания на практику - исполняя музыкальное произведение на новом уровне, уже зная динамические оттенки, умея их читать по графической записи, принятой в теории музыки. А ФГОС я, конечно, перечитаю... Думаю это будет мне полезно и даст новый толчек для творчества, которое, возможно, вы оцените выше. А эту работу уже оценили на Всероссийском конкурсе, забудем про её недостатки и пойдем дальше))))). С уважением, Анна.