Авторское пособие «Слушай-играй, двигайся-считай!» |
Участник выставки:
Маркова Светлана Николаевна,
воспитатель
высшая квалификационная категория,
МАДОУ д/с №172 г. Тюмени.
Авторское пособие «Слушай-играй, двигайся-считай!»
Варианты игры
ИГРЫ С ЦИФРАМИ
Вариант 1. Игра «Числа заблудились»
Цель: закрепить представление детей о порядковом значении числа. Учить взаимодействовать игроков друг с другом. Развивать память, внимание.
Ход:
Числа от одного до двенадцать разложены в беспорядке. Ребята, помогите цифрам занять свои места.
- Числа стройтесь по порядку, начиная с меньшего.
- Числа стройтесь по порядку, начиная с самого большого.
Вариант 2. Игра «Веселый счет»
Цель: уточнить представление о числовом отрезке. Учить пересчитывать и отсчитывать по числовому отрезку единицами. Закрепить навыки счета в пределах двенадцати.
Ход:
Из цифр выложить числовой отрезок в пределах двенадцати ( от 1 до 12). Под каждой цифрой находится геометрическая фигура (все фигуры отличаются друг от друга по цвету, форме, размеру).
- Какая фигура стоит третьей по счету?
- Какая фигура стоит между цифрами 4 и 6?
- Какой по счету стоит треугольник?
Вариант: Под каждой цифрой стоит соответствующая буква, нужно отгадать и узнать, какой подарок я приготовила для вас, ребята?
4 1 3 2 получилось слово - Игра
А И Р Г
Вариант 3. Игра «Генеральная уборка»
Цель: закрепить ориентировку в пространстве: слева, справа, между, перед, за. Закрепить понятия: предыдущее, последующее и пропущенное число.
Ход:
Убери число, которое:
- Стоит перед числом 6,
- стоит последним в числовом ряду,
- находится между 8 и 10,
- на один меньше, чем 7,
- на один больше, чем 3,
- какие числа стоят слева от 5?
- какие числа стоят справа от 8?
- Определи соседей числа 5,
- найди и вставь пропущенные цифры в пустые места: 6 - 9.
- какие числа остались?
Уборка завершена успешно!
Вариант 4. Игра «Отгадай число»
Цель: закреплять знания состава числа из двух меньших и учить раскладывать его на два меньших. Развивать логическое мышление.
Ход:
- Назови и покажи числа из которых состоит число 5, с помощью стрелочек: 2 и 3, 1 и 4, 3 и 2, 4 и 1.
- Предложить с помощью стрелочек показать числа: 3 и 4 – какое это будет число? Из каких еще двух чисел можно составить 7 ( 5 и 2, 1 и 6,).
Вариант 5. Игра «Ходилка»
Цель:
Закреплять представление о геометрических фигурах, навыки количественного и порядкового счета. Совершенствовать умения называть соседей цифр. Развивать логическое мышление и внимание, самостоятельность, усидчивость.
Ход:
У каждого игрока своя фишка. Фишки на старте. Необходимо бросать кубик и двигаться вперед по дорожке к конечной цели. Если фишка попадает на трапецию – игрок пропускает ход, если на прямоугольник – переход на два шага вперед по направлению, если попадает фишка на геометрические фигуры: квадрат, треугольник или круг – игрок выполняет задание – подпрыгнуть столько раз, сколько я хлопну в ладоши или покружиться столько раз, сколько спинок у пятерых свинок и т.д. правильно выполненное задание дает право игроку перейти по направлению дальше вперед к следующей цифре. Если задание выполнено неверно – игрок остается на прежнем месте. Игра закончится, когда игроки дойдут до финиша.
Вариант. Игроку предложить не одну, а две, три фишки, которыми можно ходить. Самое главное, чтобы фишка помогла достичь успеха. Игрок смотрит, сколько ходов должен совершить, а дальше рассчитывает место прибытия фишки
Вариант 6. Игра «Цветные дорожки»
Цель: закрепить состав числа в пределах 12. Развивать внимание, самостоятельность, логическое мышление.
Ход:
- Выложить цветные дорожки из атласных ленточек ( счетных палочек, листов бумаги ..), подбирать к ним подходящие цифры.
- Выложить цифры в ряд вертикально и к цифрам выкладывать дорожки, лесенки. В соответствии с заданным числом.
Вариант 7. Игра: «Пазлы»
Цель: закрепить навыки счета в пределах 12. Развивать память, внимание, речь, умение сравнивать, анализировать, навыки самоконтроля и самопроверки.
Ход:
Предложить детям собрать пазлы и разложить картинку в соответствии с цифрами по порядку.
ИГРЫ С ЧАСАМИ
Вариант 1. Игра «Часы»
Цель: развивать интерес детей к понятию «время». Расширять представление о времени, как единицы измерения, о движении времени, его предназначении и необратимости. Учить ценить время, использовать его рационально. Развивать память, внимание.
Ход:
На циферблате стоит определенное время. Нужно передвинуть стрелки так, чтобы изобразить время:
Которое будет:
- через полчаса,
- через полтора часа,
- через два (три, четыре и т.д.) часа.
Или было:
- полчаса назад.
- полтора часа назад.
- два (три, четыре) часа назад.
Изобразить время на циферблате и спросить:
- сколько времени прошло, если было..,
- сколько времени пройдет, если будет..,
- сколько времени осталось до…
Установить стрелки в то или иное положение и попросить ребенка показать время –
Которое будет:
- через пять (десять, пятнадцать…) минут,
- через полтора часа (два с половиной…) часа,
- через час и пять минут (час и десять…) минут.
Которое было:
- пять (десять, пятнадцать…) минут назад,
- полчаса назад,
- час назад (два, три…)
Вариант 2. Игра «Времена года и месяцы»
Цель: закрепить умение называть последовательность времени года и месяцев года. Упражнять в установлении пространственно – временных отношений и событий. Развивать умение анализировать, размышлять, делать выводы.
Ход:
- Под каждой цифрой нужно разложить соответствующий месяц года и время года, используя схематическое изображение (12 – декабрь, 1 – январь, 2 – февраль, а все эти месяцы означают время года: зима и т.д.).
- С помощью стрелочек показать и назвать: соседей времени года – весны (зима и дето).
- С помощью стрелочек определить соседей июня (май и июль).
- Назови пропущенные месяцы: июнь – сентябрь.
- Какой месяц находится после марта?
- Какой месяц находится перед декабрем?
- Назови месяцы по порядку.
- Назови месяцы пропуская один, начинай с апреля. ( апрель, июнь, август т.д.)
Вариант 3. Игра «Умные часы»
Цель: учить называть и различать графические образы букв, формировать слоговой навык чтения. Формировать представление к обучению грамоте.
Ход:
На другой стороне циферблате обозначены 12 согласных букв. Ребята по ходу стрелки называют знакомые буквы. Ребенок берет и подставляет согласную букву и прочитывает прямой слог со всеми гласными буквами. Затем прочитывает обратный слог на циферблате. Один ребенок говорит слог, а другой показывает стрелочкой названный слог.
- Назови знакомые буквы, прочитай прямой и обратный слог с заданной буквой.
- С помощью стрелочки дети составляют короткие слова с заданной буквой.
Вариант 4. Игра «Волшебные часы»
Цель: формировать представление о режиме дня и необходимости соблюдения режимных моментов для сохранения и укрепления собственного здоровья. Учить соотносить режимные моменты на картинке с временем на циферблате. Учить пояснять и доказывать свою точку зрения.
Ход:
Карточки – картинки с режимными моментами, выкладывают на часы – панно, объясняя последовательность вида деятельности, которое соответствует времени суток. Например, в семь часов утра дети просыпаются – поставить данную картинку на цифру семь и часовую стрелку на семь и т.д.
Вариант. «Исправь ошибку». Выложить карточки с нарушением режимных моментов. Дети исправляют ошибку, объясняя действия.
Вариант. «Продолжи ряд». Ведущий выкладывает ряд картинок на часах к определенному времени суток, затем предлагает ребенку продолжить действие и объяснить их решение.
Вариант 5. Игра «Солнечные часы»
Цель: познакомить с историей возникновения «солнечных» часов. Учить ориентироваться во времени по «солнечным» часам. Развивать временные отношения с целью использования времени рационально и точно.
Ход:
Первые часы, которые придумал человек – «солнечные». Принцип их действий – тень от «стрелки». «Солнечные» часы находятся на участке нашей группы в разное время года. Дети наблюдают за изменениями времени в течении дня, в разное время года продолжительное время. Посмотрите на сколько сдвинулась тень (с утра до обеда, с обеда до вечера) или не сдвинулась вообще в разное время года.
Вариант 6. Игра «Дни недели»
Цель: закрепить умение последовательно определять и называть дни недели. Активизировать в речи детей слова: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра, понедельник, вторник..
Ход:
Дни недели расположены по кругу друг за другом. Каждый день дети передвигают стрелку, напоминая, что «день, да ночь, сутки прочь». Наступает новый день – вторник (среда, четверг..) День, который наступил, кроме своего имени имеет название «сегодня». А день, который прошел, называется «вчера». Когда «стрелка» обойдет полный круг – называется неделя. Когда пройдет четыре недели – будет месяц. Дети берут любые цифры от 1 до 7 . ведущий предлагает разместить дни недели под соответствующими цифрами: 1 – понедельник, 2 – вторник и т.д. (дни недели можно обозначать цветами радуги: красный – понедельник, оранжевый – вторник и т.д. или же написать словами). Затем дети называют дни недели по порядку и потом в обратном направлении.
- Кто соседи у понедельника?
- Какой день недели стоит за средой?
- Какой день недели находится перед вторником?
- Какие дни недели я пропустила: воскресенье, среда?