Пособие по развитию речи «Волшебная лесенка»

Участник выставки:

Крупчатникова Светлана Александровна,

воспитатель

МАДОУ детский сад №73 города Тюмени;

Авторские пособия

Пособие по развитию речи «Волшебная лесенка»

В основу данного пособия лег:«Синквейн» — в переводе с французского -пять строк.

Применение данной  методики помогает  создать  условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.  Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными  областями. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.  

В дидактическом  синквейне самое главное это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке. Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку.

К основным правилам синквейна относятся следующие:


1. Первая строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею.

2.Вторая строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет.

3. Третья строка – три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы.

4.Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающих отношения автора к теме.

5. Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Возрастная направленность:  данное пособие  предназначено для детей 4 -5 лет

Цель: развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью моделей.

Основные задачи:

— развитие лексико-грамматических категорий;

— расширение и актуализация словарного запаса;

— обучение выражать свои мысли, выработка способности к анализу;

— развитие памяти, внимания, мышления;

— облегчение процесса усвоения понятий и их содержание.

Коррекционные задачи:

— развитие связной речи; (умение составлять описательные рассказы)

— согласование существительных с прилагательными и глаголами:

— развитие мелкой моторики;

— развитие творческих способностей.

Материал: Фланелеграф из фетра, 11 треугольников с кармашками (для выкладывания на фланелегра фесинквейна «ёлочки»), слово синквейн из фетра 7 цветов радуги, три контейнера: 1.Картинки – предметы 2.Картинки признаки 3.Картинки действия.

   

Описание игры:

На стол выкладывается фланелеграф, но перед составлением синквейна сначала проводиться релаксационный момент – цветотерапия, для положительного настроя на игру. На стол выкладывается слово синквейн из 7 цветов радуги:

Красный – разгневанность;

Оранжевый - волнение;

Жёлтый - повышенная возбудимость;

Зелёный – спокойное состояние;

Голубой – разум , порядок;

Синий– полная гармония чувств;

Фиолетовый – внутреннее беспокойство, тревога, огорчение;

Дети или ребёнок выбирает цвет и объясняет свой выбор, если есть эмоциональный дискомфорт,  стараемся  его устранить( способ выбирается в зависимости от ситуации), когда внутренний комфорт будет достигнут мы начинаем игру.

Раскладывается «Ёлочка» из треугольников (воспитатель совместно с детьми).

В работе используется алгоритм построения синквейна для детей, которые пока не умеют читать:

Условные обозначения:

- картинки-предметы (существительные)

- картинки-признаки (прилагательные)

- картинки-действия (глаголы)

- составления предложения ( устно, опираясь на картинки)

- картинки-предметы ( или устно)

Выкладывая поэтапно в кармашки «ёлочки»

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу начинаем  с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

Далее идёт работа по алгоритму:

Выбираем из вспомогательного контейнера ( картинки- предметы) картинку по теме.

Из второго вспомогательного контейнера (картинки – признаки), обговаривая каждый признак с воспитателем. Из третьего контейнера (картинки  - действия), так же обсуждая с воспитателем.

Предложения (3-4 слова) составляется без использования картинок устно с воспитателем.

Последнее заключительное слово можно выбрать из картинок – признаков, предметов, а можно сказать устно.

Примеры синквейна:


Заяц Наша группа

Белый, пушистый. Весёлая, дружная.

Скачет, прячется, боится Учимся, играем, танцуем.

Я жалею зайца.Наш любимый детский сад.

Дикие животные. Мы-дружные ребята

Котёнок Дом

Чёрненький, пушистенький.Большой, красивый.

Играет, спит, ест Защищает, греет.

Он мой друг  Нужен всем людям

Домашнее животное.  Убежище

 

Варианты использования пособия:

1.​ В конспекте занятия по развитию связной речи.

Данное пособие помогает закреплять изученные ранее лексические темы. Помогает составлять мини-рассказ.

2. В паре, подгруппе  - составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна)

3. Для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Поделиться
Комментарии 6
Людмила Петровна 10.04.2016 18:01 #
Хотелось бы автору несколько вопросов задать.
1. Зачем слово синквейн из фетра 7 цветов радуги,если дети не умеют читать?
2. Почему взяли пару слов сразу -Котёнок Дом

Чёрненький, пушистенький.Большой, красивый.

Зачем все смешивать?
Светлана 17.04.2016 00:14 #
Людмила Петровна! Первый ответ на вопрос в описании игры, а я синквейн попробовала внедрить в среднюю группу ( читать им его не надо) и до подготовительной группы, где синквеин раскроется полностью!!!! А пока только с элементами синквейна!!!! На второй вопрос, вы правы!!! Но это не моя вина!!!
Юлия 24.01.2019 13:02 #
Здравствуйте. У вас есть все картинки в электронном варианте?
Галина 18.03.2020 22:37 #
Спасибо! Я нашла для себя интересную идею.
Оксана 07.04.2020 17:21 #
Спасибо Вам за хорошую идею. Скажите пожалуйста, а у вас есть все картинки в электронном варианте?
Ася Михайловна 17.05.2020 19:30 #
Прекрасная идея. Подскажите остались ли у вас картинки в эдектронном варианте?
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 10838
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.