Пособие по развитию речи «Волшебная лесенка» |
Участник выставки:
Крупчатникова Светлана Александровна,
воспитатель
МАДОУ детский сад №73 города Тюмени;
Авторские пособия
Пособие по развитию речи «Волшебная лесенка»
В основу данного пособия лег:«Синквейн» — в переводе с французского -пять строк.
Применение данной методики помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
В дидактическом синквейне самое главное это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке. Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку.
К основным правилам синквейна относятся следующие:
1. Первая строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею.
2.Вторая строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет.
3. Третья строка – три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы.
4.Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающих отношения автора к теме.
5. Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Возрастная направленность: данное пособие предназначено для детей 4 -5 лет
Цель: развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью моделей.
Основные задачи:
— развитие лексико-грамматических категорий;
— расширение и актуализация словарного запаса;
— обучение выражать свои мысли, выработка способности к анализу;
— развитие памяти, внимания, мышления;
— облегчение процесса усвоения понятий и их содержание.
Коррекционные задачи:
— развитие связной речи; (умение составлять описательные рассказы)
— согласование существительных с прилагательными и глаголами:
— развитие мелкой моторики;
— развитие творческих способностей.
Материал: Фланелеграф из фетра, 11 треугольников с кармашками (для выкладывания на фланелегра фесинквейна «ёлочки»), слово синквейн из фетра 7 цветов радуги, три контейнера: 1.Картинки – предметы 2.Картинки признаки 3.Картинки действия.
Описание игры:
На стол выкладывается фланелеграф, но перед составлением синквейна сначала проводиться релаксационный момент – цветотерапия, для положительного настроя на игру. На стол выкладывается слово синквейн из 7 цветов радуги:
Красный – разгневанность;
Оранжевый - волнение;
Жёлтый - повышенная возбудимость;
Зелёный – спокойное состояние;
Голубой – разум , порядок;
Синий– полная гармония чувств;
Фиолетовый – внутреннее беспокойство, тревога, огорчение;
Дети или ребёнок выбирает цвет и объясняет свой выбор, если есть эмоциональный дискомфорт, стараемся его устранить( способ выбирается в зависимости от ситуации), когда внутренний комфорт будет достигнут мы начинаем игру.
Раскладывается «Ёлочка» из треугольников (воспитатель совместно с детьми).
В работе используется алгоритм построения синквейна для детей, которые пока не умеют читать:
Условные обозначения:
- картинки-предметы (существительные)
- картинки-признаки (прилагательные)
- картинки-действия (глаголы)
- составления предложения ( устно, опираясь на картинки)
- картинки-предметы ( или устно)
Выкладывая поэтапно в кармашки «ёлочки»
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу начинаем с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.
Далее идёт работа по алгоритму:
Выбираем из вспомогательного контейнера ( картинки- предметы) картинку по теме.
Из второго вспомогательного контейнера (картинки – признаки), обговаривая каждый признак с воспитателем. Из третьего контейнера (картинки - действия), так же обсуждая с воспитателем.
Предложения (3-4 слова) составляется без использования картинок устно с воспитателем.
Последнее заключительное слово можно выбрать из картинок – признаков, предметов, а можно сказать устно.
Примеры синквейна:
Заяц Наша группа
Белый, пушистый. Весёлая, дружная.
Скачет, прячется, боится Учимся, играем, танцуем.
Я жалею зайца.Наш любимый детский сад.
Дикие животные. Мы-дружные ребята
Котёнок Дом
Чёрненький, пушистенький.Большой, красивый.
Играет, спит, ест Защищает, греет.
Он мой друг Нужен всем людям
Домашнее животное. Убежище
Варианты использования пособия:
1. В конспекте занятия по развитию связной речи.
Данное пособие помогает закреплять изученные ранее лексические темы. Помогает составлять мини-рассказ.
2. В паре, подгруппе - составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна)
3. Для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.
1. Зачем слово синквейн из фетра 7 цветов радуги,если дети не умеют читать?
2. Почему взяли пару слов сразу -Котёнок Дом
Чёрненький, пушистенький.Большой, красивый.
Зачем все смешивать?