Участник выставки:
Петрова Алена Леонидовна,
воспитатель,
первая квалификационная категория
МАДОУ ЦРР-д/с №111 г. Тюмени
«Поиграем с куклой Машей»
(дидактическая игра для старшего дошкольного возраста)
Картонная коробка, кусочки ткани и самое главное желание - в руках творческого педагога превратились в волшебный шкаф и забавную куклу Машу, которая приглашает детей поиграть в различные игры.
Кто больше увидит и назовёт
Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.
Ход.Воспитатель: У нас в гостях кукла Маша. Маша любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.
Машины помощники
Цель: образовывать форму мн. числа глаголов.
Ход.К нам пришла кукла Маша со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Маше.
Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.
- Что это? (Это ноги)
- Они Машины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)
Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют...; зубы жуют, кусают, грызут...; глаза смотрят, моргают...)
Новоселье у куклы Маши
Цель: дифференциация понятий «одежда» и «обувь».
Ход игры. Создаётся следующая игровая ситуация: «У куклы Маши новоселье. Ей надо собрать свои вещи для переезда на новую квартиру. Помогите уложить вещи правильно, чтобы на новом месте ей было легко отыскать все свои платья и туфли. Одежду будем складывать в одну коробку, а обувь – в другую». Затем ребёнку дается два набора – одежда и обувь и две коробочки, на каждой помещён свой символ: для одежды - платье, для обуви – сапожки.
Скажи по-другому
Цель: учить детей подбирать синоним-слово, близкое по значению.
Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовёт.
«Большая кукла» - предлагает воспитатель. Дети называют слова: огромная, крупная, громадная, гигантская.
«Красивое платье» - «пригожее, хорошее, прекрасное, прелестное, чудесное».
«Маленькие пуговицы» - «мизерные, небольшие…»
Один и много
Цель: учить изменять слова по числам.
Ход игры. «Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а вы назовете слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу «кукла», а вы должны сказать «куклы».
Слова для игры:
платье глаз рука
юбка рот нога
кофта бровь голова
шапка щека палец
Добавь слова
Цель: научить составлять распространенные предложения.
Ход игры. «Сейчас я скажу предложение. Например, «Маша надела платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое, оранжевое). Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Маша надела шёлковое платье. Маша надела летнее платье. Маша надела лёгкое платье. Маша надела оранжевое платье.
Предложения для игры:
Маша пошла в лес.
Маша купила сапожки.
Маша спела песню.
Помоги Маше составить цепочку слов
Цель: развитие фонематического слуха.
Ход игры: к первому слову подбирается слово, начинающееся с того звука, каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее.
Маша модница
Цель: Расширять и закреплять знания детей о временах года, упражнять в подборе различных частей речи, характеризующих времена года, подборе антонимов.
Ход игры: Воспитатель предлагает послушать стихотворение о временах года, подобрать кукле Маше соответствующий наряд и собрать картину о данном времени года. Сопровождает действия вопросами: н-р:
- О каком времени года это стихотворение
- По каким признакам ты догадался
- Почему ты выбрал и собираешь эту картинку
Найди Машину игрушку
Цель: закрепление понимания и правильного употребления различных предлогов.
Ход игры: Воспитатель предлагаем детям найти Машину игрушку. «Куда Маша спрятала игрушку?» ( НА шкаф, ПОД шкаф, ЗА шкаф, НА полочку…)
Длинное и короткое слово
Цель: Развитие представлений о слове. Развитие умений сравнивать слова, измерять их протяжность. Совершенствовать умение определять количество слогов в словах.
Ход: Воспитатель обращает внимание детей, что у куклы Маши есть длинная и короткая ленточка и просит ребят, распределить предметные картинки на эти ленточки- чем больше слогов в слове, тем длиннее ленточка.
Маша – парикмахер
Цель: Развитие представлений о слове. Развитие умений сравнивать слова, измерять их протяжность. Совершенствовать умение определять количество слогов в словах.
Ход: Воспитатель обращает внимание детей, что у куклы Маши есть различные крашения для прически ( один цветочек, два цветочка и три цветочка). Просит ребят посчитать количество слогов в слове и подобрать соответствующее украшение- если один слог (дом) , то украшение с одним цветочком.