Участник выставки:
Чипига Олеся Ивановна,
воспитатель
МАДОУ ЦРР детский сад № 110 города Тюмени
Аннотация
Одним из важных педагогических условий формирования экологической культуры дошкольников является наличие в образовательном учреждении развивающей предметно-пространственной среды, способствующей активизации познавательной деятельности детей, эколого-эстетическому развитию, обогащению опыта экологически грамотной деятельности в природе.
В группах нашего детского сада созданы уголки природы, и в каждой группе содержание уголка наполняется в зависимости от возраста детей. Наша группа принимает детей 3-4 лет. При организации уголка природы решили создать необычный календарь природы – это дерево, которое изменяется в зависимости от времени года. Воспитанников тянет к этому дереву как магнитом, они с большим удовольствием рассматривают и трогают, радуются происходящим изменения.
Целью создания уникального календаря природы является создание условий для формирования знаний у детей второй младшей группы о смене времен года, умения замечать и наблюдать за этими изменениями, видеть красоту и хрупкость природы, бережно относиться к окружающему миру.
Предназначено для детей от 3 до 4 лет: Данное пособие можно использовать как в непосредственной образовательной деятельности по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие; так и в индивидуальной работе, и свободной деятельности.
С помощью данного пособия можно решать образовательные задачи:
- знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в окружающей природе;
- расширять представления детей о простейших связях в природе: стало пригревать солнышко — потеплело — появилась травка, прилетели птицы;
- учить детей замечать изменения в природе.
Пособие состоит из следующих частей:
- дерево, ствол дерева изготовлен из атласного материала, а крона дерева из органзы, в зависимости от времени года разного цвета;
- ламинированные зимующие и перелетные птицы;
- для времени года весна: подснежники из гофрированной бумаги, скворечник их картона;
- для времени года осени: осенние листья, пожелтевшая трава;
- для времени года зимы: снежинки, сугробы под деревом, зайка в белой шубке;
- для времени года лето: цветы, бабочки;
- для художественного слова подобрана картотека потешек, стихотворений.
Все дополнительные фигуры вырезаны, ламинированы и крепятся на липучках, что дает возможность легко перемещать. Календарь природы доступен пониманию детей второй младшей группы
Алгоритм использования календаря природы. Весной мы вешаем на ствол деревца птичий домик с прилетевшим скворцом, а потом ждём прилёта очередной перелётной птицы, которые с удовольствием садятся на веточки нашего «Календаря природы».
Зимой на ветках появляются снежинки, птицы (синички, снегири, воробьи). Деткам прививается любовь к птицам и то, что в зимнее холодное время года птиц необходимо подкармливать.
Осенью на нашем календаре природы, так же как и в природе, меняется цвет листвы. Листва практически исчезает с кроны деревья, имитируется листопад. Учимся различать листья по цвету (красный, желтый, зелёный).
Образовательный эффект данного календаря природы в том, что дети лучше запоминают сезонные изменения, умению замечать происходящие изменения в природе. Во время прогулок, замечая что-то необычное, например, увидели птицу, которая прилетела, могут отображать ее на этом дереве, тем самым расширяются представления о представителях фауны, закрепляются знанию о природе родного края.
Картотека игровых заданий к развивающему пособию «Календарь природы», которые помогут более лучше запоминать сезонные изменения в природе.
Назвать птицу.
Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе.
Материал: картинки птиц (воробей, голубь, ворона, ласточка, скворец, синица).
Ход игры: Для детей прикреплены птицы на дереве "Календаря природы" и воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети знаками показывают согласны они или нет.
Назвать дерево.
Цель: учить детей узнавать и называть деревья на уличной площадке; развивать зрительную память, воспитывать любовь к природе.
Материал: деревья на уличной площадке.
Ход игры: Воспитатель подводит детей к деревьям и просит напомнить название этого дерева.
Воспитатель. Кто быстрее найдет березу? Один, два, три - к березе беги! Дети должны найти дерево и подбежать к определенной березе. Игра продолжается 2-4 раза.
С какого дерева листочек.
Цель: учить детей узнавать и называть листья с деревьев, развивать зрительную память, внимание.
Материал: засушенные листочки с деревьев, колокольчик.
Ход игры: На коврике по кругу разложены листочки с деревьев. Дети бегают вокруг листьев, пока звенит звонок. Как только звонок замолкает - дети останавливаются и по очереди называют, с какого дерева листочек, у которого они остановились.
Узнаете по описанию.
Цель: учить детей узнавать деревья и кусты по описанию; развивать внимательность, память.
Ход игры: Воспитатель описывает деревья, кусты, а дети должны угадать дерево или куст. Например: высокое, стройное; все его веточки направлены со стволом вверх; летом с него летит пух и т.д..
Кто как кричит.
Цель: закреплять умение детей издавать звуки птиц; развивать внимательность воспитывать любовь к природе.
Материал: картинки с изображением вороны, синицы, воробья, дятла, совы прикреплены к календарю природы.
Ход игры: Воспитатель показывает детям поочередно карточки с птицами, дети их озвучивают, а потом называют.
Какой птицы не стало.
Цель: продолжать учить детей узнать и называть птиц; развивать зрительную память, внимательность воспитывать исполнительность.
Материал: птицы находящийся в календаре природы.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, назвать всех птиц, закрыть глаза. Он прячет одну птичку, а дети должны угадать: какую птицу спрятал воспитатель.
Найди листочек.
Цель: различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия деревьев, развивать речь детей; воспитывать у них внимание и эстетические чувства.
Материал: в календаре природы находятся листочки (клена, дуба, рябины, березы).
Ход игры: Воспитатель показывает один из листьев, например кленовый и говорит: «Раз, два, три - как листочек называется скажи!» Дети отвечают.