Дидактическое пособие «Дом знаний» |
Участники выставки:
Скосырева Валентина Анатольевна, воспитатель, высшая квалификационная категория.
Евсеева Инна Юрьевна, воспитатель, соответствие занимаемой должности.
МАДОУ д/с № 149 города Тюмени.
дидактическое пособие «Дом знаний»
Как и что на этом свете,
Почемучке кто ответит?
Почему течёт река?
Где конец у ручейка?
Почему желтеет лист?
Это что за танец - твист?
День, когда длиннее ночи,
А когда её короче?
Почему холодный лёд?
Ветер силу где берёт?
Как плетут девчонки косы?
Из чего готовят морсы?
Кто про эти знает штучки
И ответит почемучке?
Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Пятилетних детей называют «почемучками», так как в этом возрасте познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы.
Самостоятельно ребенок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на все, интересующее его, – в этом ему помогают педагоги.
Мы изготовили для детей дидактическое пособие «Дом знаний».
Данное дидактическое пособие разрабатывалось в соответствии с требованиями ФГОС. Оно обладает многофункциональностью, доступностью в изготовлении, безопасностью.
Для изготовления вам понадобится:
- основа домика – картон, обклеенный самоклеящейся бумагой;
- кармашки для картинок из прозрачной плотной плёнки – 48 штук;
- двойной скотч;
- кнопки-гвоздики – 40 штук;
- резиночки разных размеров;
- наборы карточек по лексическим темам: "Овощи", "Фрукты", "Мебель", "Посуда", "Одежда", "Обувь", "Ягоды", "Грибы", "Транспорт", "Профессии", "Цифры 0 - 10", "Буквы", "Детёныши и животные", "Цвета", "Формы", "Предметы и контуры" и другие (по 12 штук);
- разнообразные картинки по выбору воспитателя.
Домик имеет 4 стороны разного цвета. Каждая сторона домика предлагает задания определенного типа. На каждом окне закреплен кармашек из прозрачного материала.
На крыше домика прикреплены кнопки-гвоздики.
На макушке вертушка для дыхательной гимнастики.
Дидактическое пособие «Дом знаний» способствует:
- формированию элементарных математических представлений (о количестве, величине, форме, ориентировке в пространстве и во времени);
- формированию целостной картины мира, расширению кругозора;
- развитию компонентов устной речи (формированию словаря, совершенствованию фонематического слуха, согласованию слов в предложении, развитию связной речи).
- развитию зрительного восприятия;
- развитию ориентировки на микроплоскости;
- развитию мелкой моторики и осязания;
- развитию внимания, памяти, мышления и воображения.
Данное пособие можно использовать в различных вариантах игр и упражнений (в зависимости от возраста детей и уровня их развития).
ВАРИАНТЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ.
«Подбери по форме»
Задачи: закреплять представление о форме.
Ход игры: Воспитатель располагает в окошечке на домике карточку с геометрической фигурой. Затем просит детей подобрать подходящие картинки. (Количество карточек на домике зависит от возраста и уровня развития детей).
«Количество и счёт».
Задачи: формировать умение считать.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям подобрать к цифре картинку с соответствующим количеством предметов.
«Сравнение предметов по величине».
Задачи: совершенствовать умения сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте, толщине).
Ход игры:
Дети располагают изображения от самого низкого до самого высокого, от самого длинного до самого короткого, от самого узкого до самого широкого и наоборот.
«Найди детёнышам их мам».
Задачи: закреплять представление детей о животных и их детёнышах.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с животными. Затем расположить рядом взрослых животных и их детёнышей.
«Кто чем питается?»
Задачи: закреплять представление детей о видах питания животных.
Ход игры: В окошечках домика расставлены картинки с пищей животных. Дети подбирают подходящие картинки.
«Назови картинки».
Задачи: обогащать словарный запас детей.
Ход игры: Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки в каждом окошечке домика. Дети называют предмет на картинке, рассказывают о его назначении.
«Плоды и листья».
Задачи: закреплять представление о деревьях.
Ход игры: Воспитатель в окошечки раскладывает картинки с изображением листьев. Дети находят парные картинки.
«Засели домик».
Задачи: уточнить и закрепить знания детей по изученной теме.
Ход игры: Педагог предлагает детям из множества карточек выбрать только те, которые соответствуют названию группы (фрукты, овощи, транспорт, дикие животные и другие) и поселить их в домик.
«Составь предложение по опорным картинкам».
Задачи: учить составлять предложение по опорным картинкам.
Ход: Воспитатель расставляет картинки в окошечки в домике. Дети с опорой на картинки составляют предложение.
«Первый звук»
Задачи: развивать фонематическое восприятие.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям назвать первый звук в названии картинок на домике.
«Кому что нужно?».
Задачи: обогащать словарный запас.
Ход игры: На верхнее окошечко домика педагог помещает карточку с изображением какой-нибудь профессии. Дети в каждое окошечко подбирают карточки с изображением предметов, необходимых людям данной профессии.
«Что изменилось?»
Задачи: развивать память, внимание.
Ход игры: Педагог располагает картинки в окошечки домика. Дети их рассматривают и запоминают. Педагог просит детей закрыть глаза. Затем дети рассказывают о том, что изменилось на домике.
«Чего не стало?»
Задачи: развивать память, зрительное восприятие.
Ход игры: Педагог располагает картинки в окошечки домика. Дети их рассматривают и запоминают. Педагог просит детей закрыть глаза. Педагог убирает одну картинку. Затем дети рассказывают о том, какая картинка исчезла на домике.
«Цветные окошечки».
Задачи: формировать умение классифицировать предметы по цвету.
Ход игры: Педагог раздаёт детям картинки с цветными изображениями. В верхнее окошечко домика помещает цветной квадратик. Дети должны разместить картинки такого же цвета в окошечки домика.
«Засели домик».
Задачи: развивать логическое мышление.
Ход игры: Посмотрите на картинки в домике. Что у них общего? Заселите недостающую квартиру подходящей картинкой.
«Что лишнее?»
Задачи: развивать логическое мышление.
Ход игры: Педагог предлагает среди картинок на домике найти лишнюю. Дети объясняют свой выбор.
«Когда это бывает?».
Задачи: систематизировать знания о временах года.
Ход игры: Воспитатель раздаёт детям наборы карточек по временам года, необходимо разместить на одной из сторон домика. Синяя – зима, зелёная – весна, красная – лето, жёлтая – осень.
«Один-много».
Задачи: научить дошкольников правильно употреблять существительные в родительном падеже множественного числа. Упражнения с использованием картинок не только помогают детям освоить грамматические нормы языка, но и способствуют развитию связной речи, обогащению словарного запаса.
Ход игры: воспитатель располагает карточку с одним предметом, дети подбирают соответствующую, проговаривая полученную пару.
«Какой? Какая? Какое?»
Задачи: Закрепить умение использовать в речи прилагательные среднего, мужского и женского родов.
Ход игры: Воспитатель выставляет карточку, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Например: Белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая....
«Найди пару»
Цель: учить находить слова с одинаковым количеством слогов
Ход игры: Воспитатель располагает с правой и с левой стороны поля картинки с изображением различных предметов таким образом, чтобы по обе стороны оказались пары картинок с одинаковым слоговым составом. Педагог вместе с детьми обязательно проговаривает названия предметов предварительно.
Дети рассматривают картинки с левой стороны поля, определяют, сколько слогов в каждом слове, находят каждой картинке пару справой стороны поля с таким же количеством слогов.
«Составь предложение».
Задачи: Учить составлять предложения с опорным словом.
Ход игры: Воспитатель выкладывает картинку с изображением предмета, а дети составляют предложение. В подготовительной группе задача усложняется. Выкладывается картинка, а рядом схема предложения.
«Засели сказочных героев в замке по условиям».
Задачи: учить ориентироваться на микроплоскости.
Ход игры: Воспитатель даёт детям задание, куда необходимо поселить героя. Например, на втором этаже в третьей квартире. Либо все герои расселены, дети проговаривают где.
Вариантов игр с данным пособием очень много. Всё зависит от поставленных задач и творческих способностей педагога.