Сержанова Ольга Владимировна,
учитель-логопед 1 квалификационная категория,
Шимук Татьяна Валериевна,
учитель-логопед 1 квалификационная категория.
МАДОУ «Детский сад №32 «Белоснежка» г. Нефтеюганск
Цели. Совершенствовать навыки словообразования и словоизменения существительных. Упражнять в образовании родственных слов. Закреплять умение произносить слова сложной слоговой структуры. Развивать память, внимание, мышление, зрительное восприятие, ориентировку в пространстве. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща заниматься. Закреплять умение выполнять правила игры.
Пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста, может быть использовано как логопедами, так и воспитателями.
Оборудование. Карточки размером А4 в файлах (9 штук): схематические изображения родовой принадлежности существительных (мальчик – мужской род, девочка – женский род, солнце – средний род), схематическое изображение множественного числа существительных (три круга), схематическое изображение уменьшительно-ласкательной формы существительных (веселый смайлик), схематическое изображение названий детенышей животных, птиц (младенец), схематические изображения существительных со значением преуменьшения – преувеличения (маленький квадрат – большой квадрат), схематические изображения существительных, обозначающих профессии или название сказочного героя (молоток, гвозди и волшебная палочка), схематическое изображение существительных, обозначающих фамилии людей (буква Ф). Предметные картинки. Фишки.
Ход игры. На полу расположены карточки (9 штук) в виде дорожки. Детям предлагается выбрать предметную картинку из ряда предложенных. С помощью считалки определяется очередность игроков. Затем ребенок начинает движение с той карточки, которая обозначает родовую принадлежность предмета, изображенного на картинке. Далее ребенок передвигается по карточкам, изменяя слово в соответствии со схемами. За правильный ответ дети получают фишки. Если ребенок не может образовать (изменить) слово, он пропускает карточку. Побеждает тот игрок, у которого больше фишек.
Примечание. 1. Ребенок пропускает карточку, если не может образовать слово или образование слова невозможно. В случае затруднений, ошибок ребенка педагог оказывает помощь, но фишка не выдается.
2. Если детям предлагаются картинки с изображением животных, дети образуют слова мужского и женского рода.
Например, картинка с изображением кота: схематическое изображение родовой принадлежности существительных (кот – мальчик, кошка – девочка), схематическое изображение множественного числа существительных (коты), схематическое изображение уменьшительно-ласкательной формы существительных (котик), схематическое изображение названий детенышей животных, птиц (котенок), схематические изображения существительных со значением преуменьшения – преувеличения (котишка - котище), схематические изображения существительных, обозначающих профессии или название сказочного героя (Котофей Иванович из сказки «Лиса и кот»), схематическое изображение существительных, обозначающих фамилии людей (Котов, Котёнкин).