Моделирование предметно-развивающей среды младшей группы «Почемучки»

  пт., 04.04.2014

Участник выставки:

Василенко Людмила Константиновна,

воспитатель,

вторая категория,

МАОУ «Карабашская СОШ» Ялуторовского района

Детский сад «Улыбка»

Посмотреть/скачать проект: проект.docx (4.3 МБ)

Вид проекта: долгосрочный, практико-ориентированный.

Время реализации: сентябрь 2013 г. – февраль 2014 г.

Участники: воспитатели группы, младший воспитатель, родители воспитанников.

Актуальность: В связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации вопрос создания предметно-развивающей среды в детском саду на сегодняшний день стал особенно актуальным. Организация развивающей среды должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Проблема: в нашей группе создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере федеральным государственным требованиям и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести. Присутствует некоторая перенасыщенность в одном из направлений и недостаточность в другом направлении, то есть наличие дисбаланса в оформлении и практическом применении оборудования и игр, используемых детьми.

Задачи проекта:

1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно- развивающей среды в группе, обеспечивающие полноценное развитие младший дошкольников в рамках основной общеобразовательной программы «От рождения до школы».

2. Оформить интерьер позволяющий реализовать задачи общего и эстетического развития детей младшего дошкольного возраста.

3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности младших дошкольников (игровой, двигательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной и др.).

4. Создать комфортные и безопасные условия пребывания воспитанников, соответствующие санитарно-гигиеническим нормам.

5. Расширить двигательное пространство, для увеличения двигательной нагрузки.

6. Создать мобильную, трансформируемую обстановку в помещениях группы.

7. Увеличить возможности для познавательно-исследовательской деятельности, экспериментирования.

Презентация проекта.

   Мир детства всегда яркий, красочный, веселый и чуть сказочный, поэтому все предметы интерьера в групповой комнате детского сада должны развивать у малышей чувство эстетического восприятия, расширять кругозор, вызывать желание каждый день с радостью посещать детский сад.

   Наше учреждение работает по основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Согласно Программе среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и макросреды и их составляющих. Микросреда – это внутреннее оформление помещений.

   Предметно-развивающая среда — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    Оформление группы для детей раннего возраста в детском саду – задача не простая, потому что это первое место, где малыши проводят время без мамы. Это самый сложный период, связанный с адаптацией ребенка. Психологический комфорт и атмосфера уюта в группе – гарантия того, что кроха быстро привыкнет и будет прекрасно себя чувствовать в течение всего дня.

      Младший возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этот период происходит его переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками и с предметным миром. Главные задачи этого этапа: обеспечение эмоционально положительного самочувствия, поощрение самостоятельности, накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной деятельности.

       Создавая дизайн-проект предметно-развивающей среды группы,

участники проекта учитывали следующие принципы её построения:

ü  Информативность (разнообразие тематики материалов и оборудования и активность воспитанников во взаимодействии с предметным окружением);

ü  вариативность, предусматривающая содержание воспитания, культурные и художественные традиции, климатогеографические особенности;

ü  полифункциональность (обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды);

ü  интегративность образовательных областей (материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей);

ü  педагогическая целесообразность, позволяющая предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка, с учетом полоролевой специфики;

ü  трансформируемость (возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющая, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства);

ü  стабильность и динамичность предметного окружения, обеспечивающего сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

ü  комплексирование и гибкое зонирование (легкость трансформирования оборудования, полифункциональность его использования).

 Итоги проекта:

1. В ходе его реализации проекта заметно повысился уровень профессионального мастерства педагогов по данной теме. Педагогами были найдены удачные решения, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство группы. Зонирование помещений было продумано и решено таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных зонах, центрах.

2. Значительно возросла продуктивность самостоятельной деятельности малышей. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Отмечается, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.

Использованная литература:

 

1. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 2003.

2. Артамонова О.В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности. // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4.

3. Глушкова Г. В. Устройство вариативной предметно-пространственной среды в групповых помещениях. // Ребёнок в детском саду.– 2008. – № 5.

4. Доронова Т. Н. Об эстетике оформления групповых помещений. //Ребёнок в детском саду. – 2004. – № 1

5. Короткова Н. А. Предметная развивающая среда: подход к взаимодействию детского сада с семьёй. //Ребёнок в детском саду. – 2004. - № 2

6. Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада – М.: ТЦ Сфера, 2011. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

7. Полякова М. Н. Особенности организации предметно-пространственной среды. // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 11

8. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены 23 ноября 2009 года приказом № 655.Министерства образования и науки Российской Федерации, вступили в силу с марта 2010 года).

9. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены 20 июля 2011 года приказом № 2151 Министерства образования и науки Российской Федерации).



За эту работу отдано 0 голосов.

Голосование закончено 13 апреля 2014 года в 23:00. Спасибо всем за участие!
Поделиться
Комментарии 2
Наталья 16.02.2015 23:15 #
Мне очень понравился проект
светлана 27.03.2015 00:23 #
проект составлен грамотно и правильно.
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 18005
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.